Огонь, вода и обычные «пробки»

20.12.2011

Танталовы муки больших городов

Каждый уважающий себя мегаполис имеет громадный автопарк, узкие места и, следовательно, собственные «пробки». Собственно это явление – показатель роста благосостояния граждан. С одной стороны, вроде бы нужно радоваться, что все большее число людей могут позволить себе личный транспорт.

Только вот если этот транспорт движется медленнее, чем пешеходы, радость от приобретения автомобиля получается не такой полной.

Пока не изобретут мини-вертолеты, которые будут стоить не дороже Daewoo Matiz, проблема городских «пробок» будет актуальна. Да и после изобретения мини-вертолетов всё будет не так радужно. Где, к примеру, их парковать? А кто рискнет пролететь пару десятков километров на «вазовском» мини-вертолете?

Возьмем, к примеру, Казань. Конечно, в темное время суток сотни красочных огоньков, растянувшихся вдоль почти всего тысячелетнего города, очень живописно смотрятся с высоты птичьего полета. Но у хозяев машин (источника такой иллюминации – прим. авт.), которые добираются до дома или до работы за час-полтора,  праздничного настроя что-то не возникает. Даже, напротив, возникает непраздничный.

 

Факторы авториска

«Извечность» проблемы «пробок» в больших городах — совсем не повод опускать руки и не предпринимать ничего для минимизации ущерба. Вопрос лишь в том, кто и как должен этим заниматься.

У казанских «пробок» несколько причин. Это, помимо столь любимого чиновниками аргумента увеличения количества машин, и внезапно обрушившийся на город снегопад, и перманентное строительство дорог, развязок и спортивных объектов. Но это, так сказать, величины переменные, а погода вообще явление непредсказуемое. Есть причины постоянные – сужение дорожного пространства происходит из-за аварий и неправильно припаркованных машин. Неплохо замедляет движение неотрегулированная работа светофоров. Ну, и не такое уж редкое перекрытие дорог при проезде первых лиц и высоких гостей республики тоже скорости рядовым автомобилистам не добавляет. Но последний фактор непредсказуем как погода, поэтому его мысленно можно исключить как неподдающийся регулированию.

 

Приключения пассажира

Чтобы не быть голословным, корреспондент «Вовремя» хотел бы привести пример из собственной практики передвижения по городу. Автомобиля у корреспондента нет, поэтому он перемещается на общественном транспорте. Не далее как сегодня он попал в самую обычную «пробку». Начиналась она на новом мосту, возведенном на перекрестке Ямашева – Амирхана. Назвать развязкой это место язык не поворачивается: нет разворотных петель — налево не повернешь. Конец «пробки» находился в самом конце моста «Миллениум». Причина дорожного затора – не только возведение на пересечении Чистопольской – Амирхана очередной развязки, хотя и это сыграло свою роковую роль. Кроме этой дополнительной трудности для автопродвижения, корреспондент «Вовремя» наблюдал 2 основные: авария перед поворотом с Амирхана на Чистопольскую и другая авария в конце моста «Миллениум». Путь от одного моста до другого занял не менее 40 минут, хотя в обычном режиме его можно проделать на машине минут за пять. В переполненном, как холодильник перед Новым годом, автобусе от духоты (окна на морозе не откроешь – прим. авт.) страдали не только взрослые, но и маленькие дети.

Водитель, видимо, чувствовал себя асом вождения. Он то резко тормозил, то внезапно пытался разогнаться. Хотя даже такому потомственному пешеходу, как корреспондент «Вовремя», было ясно, что в такой «пробке» далеко не уедешь. Шофер красного «недомайбаха» вообще нарушал правила так, как только мог. То на заправку заедет с пассажирами (это с утра-то, наверно, со вчерашнего дня не заправлялся – прим. авт.), то интенсивно примется что-то обсуждать по телефону. В общем, стиль вождения только усугублял и без того подавленное медленным передвижением состояние пассажиров.

Стоит ли говорить, что это не единственная пробка, которую имел несчастье лицезреть сегодня корреспондент. По Ямашева в сторону Советского района через Третью транспортную дамбу тянулся нескончаемый караван автомобилей. Истоки его были где-то на уровне Адоратского. А конец терялся в начале Арбузова.

Центр, в частности, Булак и Московская может встать в любое время суток и года — что он с успехом и делает практически ежедневно. Чтобы озвучить весь «траурный» список, у корреспондента «не хватит чернил».

 

То ли ещё будет

Впереди Новый год. А значит, поток увеличится — по прогнозу начальника ГИБДД города Юрия Абызова, в Казань пожалуют ещё порядка 100 тысяч транзитных автомобилей. Плюс к более чем 300 тысячам местных. Вот уж будет потеха – настоящий автоновогодний праздник.

Если брать более отдаленную перспективу, то заметно полегче должно стать в следующем году. Когда доделают развязки на Танковом кольце, перекрестках пр. Победы – Зорге и на злосчастном Амирхана – Чистопольская.

Но новая трасса Танковое кольцо – Пушкина пока только начата. На двух развязках, через которые она проходит, пока «не валялся конь». Одна только недавно начала строиться, а к другой даже не приступали. В одном месте станет полегче, зато в другом жди коллапса.

 

Не думай о секундах свысока

Нельзя сказать, что городские власти сидят сложа руки. Они проводят еженедельные совещания, создали специальный «штаб по пробкам», даже обратились к гражданам за советом. На официальном портале мэрии Казани (kzn.ru) работает сервис «Нет пробкам! Предложи свое решение», а в Комитете по транспорту — телефон «горячей линии» 275-30-50. Всего за это время поступило более 1,5 тыс. откликов, 767 из них — по телефону и 736 – через Интернет.

Больше всего идей, а именно 639, связаны с изменением схем организации дорожного движения. 409 обращений касаются несанкционированной парковки на обочинах проезжей части. 284 предложения связаны с работой ГИБДД, 112 — со строительством и земляными работами на проезжей части, а также прочими идеями. Все предложения анализировались специалистами исполкома, ГИБДД, институтов «Казгражданпроект» и «Татдорстрой». Результаты анализа каждый казанец испытывает на себе практически ежедневно.

Есть конкретные примеры воплощения идей граждан в жизнь. Так, например, по предложению Дильшата Хисамова введена фаза «отсечки» на перекрестке улиц Лобачевского и К. Маркса. Теперь те, кто совершает левый поворот с К.Маркса в сторону Кремлевской, имеют больше времени для завершения маневра и не скапливаются на перекрестке. В результате пропускная способность на этом участке выросла на 10%. А по предложению Ольги Большаковой, Гульнары Зариповой и Ленара Кабирова был изменен режим работы светофора на пересечении Восстания — Кулахметова. При движении со стороны Васильченко длительность разрешающего сигнала была увеличена на 17 секунд. В результате, как показал контрольный замер, пропускная способность перекрестка выросла на целых 20%. В соответствии с предложением Ленара Зарипова, от памятника Муллануру Вахитову к торговому центру «Кольцо» перенесена остановка «Площадь Тукая», что в частности, позволило освободить от большого пешеходного трафика перекресток улиц Бутлерова и Пушкина.

Заметим, что большинство принятых от горожан предложений было в русле проводимой мэрией транспортной политики. «Строительством развязок, паркингов, установкой дополнительных знаков, светофоров этот вопрос не решить. Необходимо строгое соблюдение правил дорожного движения и повышение культуры вождения», – сказал мэр Казани Ильсур Метшинза заседании сегодняшнего «антипробкового» штаба.

 

Чудное видение: грузовики, которых нет

Кроме того, исполком города вынес постановление: с 15 декабря большегрузам и длинномерам запрещен въезд в город с 6.00 до 20.00. Исключение составляют те, кто везет продукты или лекарства. Нельзя же, в самом деле, оставлять город без лекарств и еды. Поэтому известные всем казанским автолюбителям своей грацией бегемотов фуры компании «Магнит» по-прежнему будут беспрепятственно разъезжать по городу в часы-пик. Да и не только они. Въезды в город для длинномерных грузовиков на постах ДПС перекроют — если только они не заявят, что поедут строго по объездным дорогам. Так, согласно постановлению, можно. Конечно, никто не поедет за ними проверять, какой маршрут изберут водители грузовиков на самом деле.

Только за одно утро корреспондент «Вовремя» насчитал на улицах города 7 грузовиков. Некоторые с прицепом. Один из них, который ехал не просто порожняком, а даже совсем без кузова, безрезультатно пытался всей своей длиной вклиниться в и без того намертво застывший ряд на Ямашева. Попутно он перекрыл встречное движение.

Иначе как имитацией деятельности назвать постановление исполкома о временном ограничении въезда в город большегрузов нельзя. Въезд запрещен, но грузовики снуют по городу в любое время дня и ночи.

 

Без денег светофор не «поумнеет»

Но светофоры и аварии задерживают движение, конечно, чаще и глобальней, чем грузовики. Со светофорами должна была помочь адаптивная система управления дорожным движением. Это когда умный светофор сам оценивает длину потока и точно рассчитывает, когда надо переключаться.

Планировалось, что первые светофорные ласточки этой системы заработают уже в мае этого года. Но, увы и ах, у города нет денег на подобные мелочи. А федеральный бюджет всё время тянет с финансированием. Как сообщили «Вовремя» в муниципальном учреждении «АСУДД» города Казани, светофоры ждут денег из центра в следующем году. Ну, уж к 2013 году точно дойдут.

 

Зорро-невидимки казанских дорог

Где бессильна техника, справятся люди. А что же доблестные бойцы ГИБДД? Им в такой ситуации, казалось бы и карты в руки. Тем более, что к предстоящим праздникам, по словам начальника ГИБДД Казани Юрия Абызова, штат казанской службы Госавтоинспекции будет пополнен сотрудниками из районов республики (там «пробок» пока нет – прим. авт.). «Мы выставляем дополнительные посты, не дожидаясь 25 декабря, как это делалось в прошлые годы, – заявил Абызов. – За каждый участок отвечает определенный командир взвода, представитель руководящего состава. Весь личный состав выходит на улицы с 15 часов. Поставлена задача – находиться на своих постах до тех пор, пока затруднительные ситуации не будут исправлены».

Все хорошо, только вот почему выходить будут только после обеда? Может быть, имеет смысл поработать весь рабочий день?

В отделе пропаганды казанской ГИБДД корреспонденту «Вовремя» сообщили, что точное число экипажей, занимающееся тем или иным направлением деятельности (например, разгрузкой «пробок» или выездом на аварии – прим. авт.) не разглашается. Это оперативная информация для служебного пользования. Ну, если оперативная… Гражданам остаются только делать выводы об эффективности работы ГАИ, исходя из собственных визуальных наблюдений. Например, на несанкционированном митинге против результатов выборов, который проходил 10 декабря, корреспондент «Вовремя» насчитал не менее 25 гаишников. Ими были перекрыты все близлежащие перекрестки. Значит, и на «пробки» по идее должно хватить сотрудников. Хотя создавать их, разумеется, легче, чем разгружать.

Возвращаясь к «пробке», которую преодолел сегодня корреспондент «Вовремя», надо отметить, что инспектора ДПС поблизости всё-таки наблюдались. Всё время, пока корреспондент мог их наблюдать (около 10 минут – прим. авт.), они провели в патрульной машине. Да что там один экипаж. Целый Ново-Савиновский отдел ГИБДД, находясь в шаговой доступности, не счел целесообразным выслать кого-нибудь на подмогу. Наверно, ждали, когда пробьет 15 часов и «пробка» рассосется сама собой.

 

Пора «заказывать музыку»

Следует вспомнить, что ГИБДД, как и прочие госстуктуры, существует на деньги налогоплательщиков. То есть автомобилистов и пассажиров общественного транспорта, регулярно простаивающих в «пробках». И простым налогоплательщикам больше по душе придется, когда сотрудники Инспекции будут максимально быстро приезжать на место аварии и также быстро оформлять протокол. А также, ввиду недостатка пока «умных» светофоров, вручную будут регулировать движение на сложных участках. А также — своевременно выписывать штрафы на машины, припаркованные так, что сложно проехать мимо. Вместо того, чтобы появляться из-за сугробов, как джины из бутылки, чтобы выписать штраф за превышение скорости, либо сдерживать поток автомобилей при проезде крупного чиновника.

Возможно, когда желания тех, кто платит деньги, сбудутся, проблема «пробок» будет уже не столь остра. Сколько бы гостей не принял наш гостеприимный город. 

Если просто стараться быть полезным, делая свое дело, а не подходить к нему формально, то многие проблемы исчезают вместе с утренним туманом.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

20.12.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также