Очень вежливый джаз

16.11.2011

Знаменитый на весь мир сутулый усач получил известность в нашей стране, прежде всего, как педагог. В своих телеуроках (а, по сути, видеокурсах – прим. авт.) Крамер знакомил зрителя с еще малознакомой тогда, в постсоветские времена, музыкой. Но главной его миссией было, конечно, создание своей собственной публики, или, точнее сказать, воспитание ее «смолоду».

Сегодня его внимания удостоены лучшие филармонии и концертные залы страны. Каждый сезон маэстро презентует уникальные в плане исполнения «джазовые абонементы» — серию концертов. Первый был ознаменован приездом американской вокалисткой Амандой Пуччи Джонс и польскими джазменами Павлом Добровольским (барабаны, перкуссия) и Войцехом Пульчиным (контрабас). Каждый  из музыкантов заоблачно талантлив. Не мудрено – Крамер берет самую высокую планку.

Манекенщица и бизнесвумен Аманда колесит по миру, выступая на самых дорогих камерных площадках мира – джазовых салонах вместе со своей командой CIMP (Creative Improvised Music Projects). Второй ее альбом Wild Is the Wind (1999 г.) из 12 импровизаций слушать нужно очень внимательно: певица позволяет себе необычные вольности с темпом, очень тонкие, едва уловимые. На  сцене то же самое: почти стриптиз (Аманда медленно снимала длинные перчатки – прим. авт.), резкие сгибания, качания бедрами при росте под 2 метра подбили российских женщин среднего возраста в первом ряду на громкий шепот… Истинные же ценители джаза просто немели…

Обладая уникальным чувством ритма, Даниил Крамер посостязался с барабанщиком. Ладонями по роялю, барабанам, акустическим системам музыканты «выбивали» шестнадцатые идеально. Дело в том, что во время переноса правой руки на левый барабан и обратно, в ритме могут возникнуть временные неровности (и возникают даже у именитых джазменов)… Но только не у Павла Добровольски. В Польше он считается лучшим. На родине он известен как участник KBD trio с пианистом Павлом Качмарчиком и басистом Михалом Барански.

Никто не будет спросить, что самая трогательная композиция в исполнении и аранжировке Крамера – Yesterdays американского композитора прошлого века Джерома Керна. Обладатель престижнейшей в Европе премии имени Малера, получивший первое признание как композитора и пианиста уже в 15 лет, гениальный творец смог услышать и подчеркнуть мелодических рисунок так, что «затмил» сам оригинал.

Задумывался ли кто-нибудь, почему в искусстве и науке так много иностранных имен? И особенно в джазе? Обратимся в начало прошлого века. Главная идея коммунизма состояла в создании пролетариата – общества рабочих на смену крестьянско-крепостному. Однако же  стать тружеником удавалось не всем. По понятным в те времена причинам товарищей с фамилией, заканчивающейся на «манн», на работу не брали: ни кочегаром, ни строителем. Потому им пришлось заниматься самым «неуважаемым» тогда трудом – интеллектуальным. А кто-то и вовсе стал работать не на коммунизм, а сам на себя. Шли годы, одно поколение сменяло другое. Но отголоски прошлого отразились на современности…

…После выступления, которое длилось около трех часов, зрители, не дослушав последний аккорд, бросились, как это всегда бывает, в гардероб и туалет – занимать очередь. Даниил Крамер, родившийся в аристократической семье доктора, подошел на самый край сцены, чтобы сказать: стоп, джаз как объект восприятия требует своего послевкусия — когда после концерта становится легко и приятно … И — попросил публику немного посидеть в своем кресле. За всю историю казанского Концертного зала воспитывать своего слушателя взялся лишь Крамер. Браво, маэстро!

Следующие концерты состоятся 5 февраля и 15 апреля, на них выступят американки, вокалистка Тесса Сутер, а также гитаристка и певица в одном лице Николь Фурнье.

Лиана Тимерханова,

Вовремя:ру

16.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также