Образование или эмиграция?

06.02.2012

Обычная выставка

Субботний день 4 февраля ознаменовался в России не только предвыборными митингами протеста. В Казани, например, в гостиничном комплексе «Ривьера» состоялось тоже весьма примечательное мероприятие.

Московская компания Students International устраивала здесь выставку собственных возможностей по части зарубежного образования. Может, это одна из старейших (работает с 1993 года – прим. авт.), поскольку в России на этом рынке не мало компаний — в соответствии с немалым спросом. Были бы у клиентов деньги.

На выставке было представлено неисчислимое множество учебных заведений-партнеров Students International, которые находятся в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Великобритании, Ирландии, Мальте, Франции, Германии и США. Ежегодно около 3 тысяч студентов только при помощи этой компании уезжают учиться за рубеж. А всего число россиян, получающих высшее образование в западных университетах, переваливает за 10 тысяч. Плюс школьники, обучающиеся в частных школах указанных стран, и пользователи обычных языковых туров. Это ещё порядка нескольких сотен человек в год.

Выставку зарубежных вузов во время получасого ознакомления с ней корреспондента «Вовремя» посетило около 20 человек. И многие явно заинтересовались.

Казалось бы, что общего у образовательной выставки и протестного движения. Однако некоторая опосредованная связь всё же существует. Но об этом немного позже.


Загрантур и языковой курс по двойному тарифу

Дефицита предложений на мероприятии, проводимом в субботу фирмой «Буржуа-тур», (представителем Students International в Казани – прим. авт.) не было.

Были и обычные языковые курсы. К примеру, можно на месяц-другой смотаться в Австралию, погрузившись в языковую среду, подтянуть свой английский. За месяц, конечно, английский не выучишь. Но совместить не просто турпоездку, а настоящую жизнь в другой стране, на другом конце света с языковым курсом весьма заманчиво. Многие съездившие (особенно, студенты и школьники – прим. авт.) говорят о том, что зарубежные курсы дают импульс для дальнейшего успешного изучения иностранного языка. Импульс – не импульс, а кое-какими связями даже за месяц обрасти можно. Для возможного возвращения, уже на несколько более длительный срок.

Правда, стоят такие курсы недешево. К примеру, месячные курсы в Сиднее или Мельбурне обойдутся примерно в 4 тыс. долларов США. Сюда включено питание, проживание и сами курсы, например, подготовки к экзамену IELTS. Дополнительные расходы – это виза, перелет, ну, и, разумеется карманные расходы. То есть 4 тыс. надо умножить примерно на 2. А трехмесячное австралийское лингвистическое турне для начинающих полиглотов будет стоить уже от 10 тыс. долларов и выше.

Если Австралия кажется чем-то далеким и нереальным, имеется возможность отправить ребенка поближе. Например, в столицу российской олигархии, город Лондон-град. В каких-то 50 минутах езды на хорошем автомобиле от Лондона – в местечке под исконно русско- эмигрантским названием Брайтон — тоже есть курсы английского для иностраных детей. Мало того, к курсам там присовокупляют культурные, спортивные мероприятия, а также прочие развлечения для деток. Выезд в Лондон для осмотра Вестминстера или на сольный концерт Стинга не гарантируют, но в целом данный апгрейд отечественного пионерлагеря получился в стиле «суперлюкс». Стоит всё вместе (учеба, питание, проживание, медстраховка, культурная программа — прим.авт.) – 2350 английских фунтов стерлингов за 3 недели. На наши кровные – это примерно 112 тыс. рублей. Ну, и британская виза в районе 4 тыс. рублей, а также «какие-то» 25-30 тыс. рублей за перелет в оба конца.

Потратить от 150 тыс. до более 240 тыс. рублей за месяц  может позволить себе пока далеко не каждая российская семья. Даже если речь идет о такой услуге первой необходимости, как совершенствование английского языка. Обычный тур на одного человека может обойтись в 30-40 тыс. рублей. Трехмесячные курсы английского в Казани могут стоить от нескольких тысяч. Экономия налицо.

Но всё-таки «неэкономные» семьи в России находятся. И более того, по словам представителей Students International, их число не уменьшается, а растет.

 

Частная школа – прямой путь в вуз

Ещё можно отправить чадо школьного возраста учиться в частную школу. Например, в пригород Нью-Йорка, Saint Anthony. Всего каких-то 50 километров от Манхеттена.
Школьник может отправиться как на пробный семестр (вдруг не понравится – прим. авт.), так и «навсегда». Понятно, что во втором случае родители увидят ребенка только на каникулах. Ему (с 14 лет – прим. авт.) предстоит жить одному, без близких на чужбине.

Обучение в Saint Anthony стандартное для американской школы. Не в смысле, что в Америке повсюду одинаковая программа. Оно имеет общую особенность со всем школьным образованием в США. А именно: обучение направлено на конкретные предметы и разделы знаний. То есть оно заточено на поступление в вуз на определенную специальность.

«Отличники», говоря по-нашему, часто претендуют на изучение предметов Advanced Placement. Говоря проще, AP – это часть университетского курса. Помимо льгот при поступлении, AP позволяет сэкономить на плате за учебу в американском университете.

Правда, таких родителей, которые отправляют старшеклассников в зарубежную частную школу, в России пока не более сотни, даже если брать статистику по всем странам. Может, не выдерживает родительское сердце долгой разлуки и постоянного беспокойства. А, может, отечественным школам у нас пока еще доверяют.

Хотя, возможно, что элементарно не выдерживает нагрузки родительский кошелек. Например, в том же Saint Anthony стоит такое обучение с проживанием и питанием в американской семье – 23 700 долларов в год (по нынешнему курсу – где-то 715-720 тысяч рублей – прим. авт.). А ведь ребенку ещё с собой денег надо дать. Чтоб не чувствовал себя «казанской сиротой».

Чтобы отдать фактически миллион, нужна очень веская причина. И, думается, она заключается не только в том, чтобы оградить ребенка от криминальной среды российских городов, той же Казани (несмотря на то, что наше МВД пообещало не дать поднять даже головы молодежным группировкам – прим. авт.). К тому же, в том же Нью-Йорке тоже есть группировки. Основной интерес в отправке ребенка в западную частную школу – повысить его шансы на поступление в тамошний вуз.

И дело тут, думается, не в том, что качество высшего образования в Америке якобы выше российского. Дело в востребованности: если в России в порядке вещей пять лет изучать сложные дисциплины, но потом остаться не у дел либо работать не по специальности (а что, среди успешных предпринимателей в той же Казани много «каистов», медиков по образованию — прим.ред.), то в Америке, если уж у тебя хватило ума и денег отучиться в университете — ты с очень большой вероятностью будешь трудоустроен по специальности, и с хорошим доходом.

 

Диплом – не гарантия

О западных университетах отдельная песня. Сотрудники Students International ничтоже сумнявшись  на вопрос корреспондента «Вовремя» что-то говорили о том, что западное высшее образование имеет лучшую инфраструктуру. Переводя на язык повседневности, студенты-биологи там смотрят в электронный микроскоп, а не на наглядное пособие на стене, причем не выстаивая большую очередь. Техническое оснащение, конечно, имеет большое значение, но само по себе он не гарантирует прорывов в науке.

Большее значение имеет то, что отечественный диплом пока не котируется на Западе. Специалисту с нашим дипломом придется доучиваться. Причем за деньги.

Но, с другой стороны, даже диплом самого престижного западного вуза автоматически не гарантирует получение работы в стране, где находится данный университет. По мнению представителя Students International в Казани Натальи Халиковой, для получения работы надо ещё проявить себя. Не исключено, придется поконкурировать с местными выпускниками. Не гарантирует западный диплом и устройства на родине, куда-нибудь в «Газпром».

Халикова рассказала, что западные университеты можно условно разделить на две большие категории: исследовательские и направленные на практику. Первые более академические и потому более дорогие. Это кузница нобелевских лауреатов. Вторые ориентированы на то, чтобы выпускник сразу после выпускного мог приступать к работе. В отличие от наших (во всяком случае, гуманитарных – прим. авт.) вузов. У нас трудоустраивающемуся юристу или экономисту в первый же день говорят: забудь, чему тебя учили – начинается настоящая взрослая жизнь. На Западе жизнь и высшее образование – вещи параллельные.


Дорогие профессора!

Кстати, о том, чтобы доучиться. Возьмем  средний  для Великобритании университет Queen Mary, Лондон. Наш дипломированный юрист вполне может там получить диплом англицкого образца, к примеру, по специализации «права человека». Для этого требуется заплатить 14 тыс. английских фунтов за год обучения. Умножаем на 2 года минимум. Плюс проживание, питание и хоть какой-то досуг. В Лондоне, если человек не собирается копировать образ жизни российских миллиардеров, все эти удовольствия могут обойтись примерно в 9 тысяч фунтов в год. Причем снимать квартиру в недорогом квартале вскладчину, там дешевле, чем жить в университетском кампусе. В сумме получается что-то около 2, 200 млн. рублей за всё двухлетнее время обучения.

Понятно, что надеяться окупить на родине диплом по юридической специальности «права человека», за который уплачена пара миллионов рублей с лишним — это всё равно, что  ломится за турпутевкой в офис ныне скандально известной «Ланта-тур». Люди, переучившиеся в западном вузе или закончившие его, рассчитывают на работу за границей.

Об этом же говорит и то, что около 90% российских студентов, обучающихся на Западе и в Австралии, выбирают не научные направления, а практические, востребованные с точки зрения тамошнего рынка труда.

 

Плоды заграничного просвещения

В среднем получить неплохое высшее образование в западном университете стоит примерно 50 тыс. долларов (хотя эта сумма очень средняя, всё зависит от конкретной страны и конкретного вуза – прим. авт.). Это не считая обязательных сопутствующих расходов (надо что-то есть, где-то жить, как-то занимать досуг, и вообще сначала получить визу и прилететь – прим. авт.).

Но даже полную сумму реально окупить за год, если найдешь работу там же, на Западе. Уровень зарплат у специалистов там таков (несмотря даже на надвигающийся кризис – прим. авт.), что вложение в диплом международного образца рано или поздно не только себя окупит, но и начнет приносить неплохие дивиденды.

Но это только в том случае, если не планируешь в ближайшем будущем вернутся в родные пенаты.

Кроме того, в Австралии, к примеру, действует так называемое «правило двух лет». Прожив (проучившись — прим.авт.) в этой стране 2 года, можно подавать документы на оформление австралийского аналога американской грин-карты. Формально её дают на 5 лет. Но фактически человек с такой картой может прожить там хоть всю оставшуюся жизнь. Вид на жительство продлевается автоматически, если человек не выезжает из страны. По чиновничьим кабинетам для этого ходить не надо.

 

Если даже успешные уезжают…

Получается, что учеба за границей – это фактически эмиграция. По крайней мере, она предполагает многолетнее отсутствие на родине без юридического, формального с ней разрыва. Человек числится гражданином России, но, по сути, он давно уже живет и работает на другую страну.

Такая тенденция наводит на пессимистические мысли. Это тот же социальный протест, просто выраженный по другому, и потому не столь явный.

Если не брать в расчет гастарбайтеров из Молдовы или Таджикистана, то у наших посольств вряд ли можно встретить очереди. А российская элита (если понимать под ней тех, кто смог заработать, не важно, каким путем, серьезные деньги – прим. авт.) и примкнувший к ней «средний-выше среднего» класс неприкрыто связывает будущее своих детей с Западом. Её представителей совершенно не пугают предсказания экономистов о грядущем финансовом апокалипсисе и завывания наших квазипатриотов о крахе капитализма вообще.

То, что пока уезжают (точнее, отправляют за границу своих детей – прим. авт.) тысячи, а не сотни тысяч, не должно успокаивать. Объяснение этому банально: миллионы есть не у всех. Однако если формирование среднего класса в России все же превратится в устойчивую тенденцию, и рублевых миллионеров станет больше, поток образовательной эмиграции при прочих неизменных условиях только усилится. Оставляя в родном Отечестве далеко не лучшие кадры.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

07.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также