О малом замолвите слово

01.08.2012

 

Бумага – самая надежная броня в России.  5 миллиметров, а никакая пуля не возьмет.

 

Армейский юмор

 

Общая картина и внимательный взгляд

Если оглянуться на четверть века назад, то в памяти откроется следующая картина: всё государственное, всей экономикой управляют министерства и Госплан, любой предприниматель – спекулянт, то есть потенциальный осужденный.

На фоне тех лет, нынешние дни кажутся раем для свободного предпринимательства. Сфера услуг и торговля полностью частные (впрочем, на закате советской власти они тоже де факто были частными, просто эта самая власть об этом не догадывалась). Все крупные предприятия приватизированы, превращены в АО. Даже плотины в Краснодарском крае попали в частные руки.

Малый и средний бизнес «цветет и пахнет». Повсюду открываются торговые и офисные центры. На каждом шагу шиномонтаж и турагентство (иногда в одном флаконе). На улицах не протолкнуться из-за Ленд Крузеров и Порше. В общем, расцвет.

Однако, если присмотреться чуть повнимательнее, можно обнаружить на столь радужной картине и черные пятна. А приблизив глаз, так вообще обнаружить, что черен весь фон.


Госплан вернулся

Так ли далеко мы ушли от социализма?

Все бюджетообразующие предприятия «под колпаком» у государства. ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» наполовину принадлежать государству, наполовину миноритариям. К примеру, металлургическая отрасль в России приватизирована. Но без одобрения высшего российского руководства не пройдет ни одна крупная сделка. Про Сбербанк, почту России или РЖД и говорить нечего, итак с ними всё понятно.

Или возьмем Татарстан – один из ведущих (по макроэкономическим показателям) регион РФ. Контрольный пакет ОАО «Татнефть» находится у правительства республики. Похожая история и с другими крупнейшими и градообразующими предприятиями республики – Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим, КАМАЗ. Стратегические предприятия, имеющие отношения к военной отрасли принадлежат федеральным госкорпорациям.

Фактически вся крупная экономика огромной России, по-прежнему, как и 25 лет назад управляется из нескольких кабинетов.

В Китае, который, на минуточку, считается насквозь социалистическим, частных компаний на порядок больше. Кроме того, китайские корпорации напрямую конкурируют на мировом рынке.

У нас же настоящая конкуренция отсутствует даже на внутренних рынках. Отсюда – нежелание бороться за качество и ценовая политика, взятая с потолка.


Социальные функции малого бизнеса

В этой ситуации отдушиной по идее должен служить малый и средний бизнес. Если бы эту отдушину саму не душили.

Основные проблемы, с которыми сталкивается МСБ в повседневной практике – это постоянно растущие тарифы на энергию и транспорт; нехватка оборотных средств и чрезмерная административная опека. Безусловно, в каждом сегменте преобладает тот или иной фактор риска. Например, IT-сфера не сильно страдала от административного давления (до вступления в силу закона о цензуре в интернете). Тарифы на электроэнергию тоже не особо напрягают (ну, сколько там киловатт «жрёт» один компьютер или даже сервер? Явно меньше холодильника). Основная проблема тут: рынок для внедрения невелик. Не очень охотно у нас модернизируются. Накладно это. С другой стороны на раскрутку нового продукта всегда требуется бюджет сопоставимый с выручкой от его продажи. Поэтому с оборотными средствами в IT – завал. Отрасль вроде самая перспективная, а стратегического инвестора порой приходится искать годами.

А ведь МСБ выполняет 2 важные социальные функции (помимо того, что платит налоги). Во-первых, создает рабочие места. Правда, далеко не всегда высококвалифицированные. Но ведь и продавцу нужен прилавок, чтобы работать. Без МСБ безработица в России увеличилась бы в разы.

Во-вторых, и это главное, без мелких игроков на рынке возможен сговор нескольких участников. И тогда потребителю придется худо. И в плане цен на услуги и товары, и в плане их качества. Ведь он может диктовать условия только при наличии реальной конкуренции. А договорятся 3 крупнейших сотовых оператора меж собой, и будет стоить исходящая минута разговора 1 доллар. Тариф «Монополия» называется. Пока их сдерживает только ФАС (в смысле, не собачья команда, а антимонопольное ведомство). Но гораздо лучше было бы, если на этом рынке было бы не 3, а скажем 10 основных игроков.

Вот ритейлеров бытовой техники и электроники не меньше 7, поэтому они вынуждены постепенно снижать цены. Пусть не на новинки, а на старые модели.


Омбудсмен спешит на помощь

Государственные мужи всё это понимают. И поэтому государство старается поддержать МСБ. Как может.

Даже банки идут на встречу со своими льготными кредитами. У Сбербанка, ВТБ и ещё целого ряда банков есть целые программы по поддержке МСБ.

Президент России ввел новую должность – омбудсмен по правам предпринимателей. Он же его и назначил. Им стал глава «Деловой России» Борис Титов. Его функционал: работа по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти.

Только как это он будет проделывать, пока не понятно. Отдавать распоряжения полиции, Следственному комитету или прокураторе он не может. Максимум советы. Единственное его оружие – накатать жалобу непосредственно президенту. Однако случаев «наездов» на предпринимателей или непростых споров между государством и бизнесом сотни в каждом субъекте, а президент у нас один. И круглосуточно он работать не может. Так что эффективность нового института пока под вопросом. Как и сам принцип реагирования на проблему нашей власти – создать комиссию, ведомство, уполномоченного. То есть расширить бюрократический аппарат до бюджетных пределов.


На местном уровне

В регионах есть свои программы поддержи МСБ. Вот, например, в Татарстане давно и успешно действует Агентство инвестиционного развития РТ. В этом году АИР продолжает реализацию программы по предоставлению субсидий для субъектов МСП, реализующих товары за границу, начатой в 2011 году.

Согласно данной программе, предприниматели-экспортеры имеют возможность получить поддержку по нескольким направлениям. Так, субсидирование касается той части затрат, которые были связаны с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет. Или второе: если затраты МСП связаны с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства России. В случае участия МСБ в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом — такое направление деятельности также может рассчитывать на получение целевой субсидии.

Это, конечно, далеко не вся поддержка, которая оказывается в регионах.

Проблема в том, что республиканских субсидий всё равно не хватит на всех нуждающихся предпринимателей. МСБ в Татарстане не «хилый». Но проблемы у него всё же есть. Те же, что и в остальной Российской Федерации.


Простые рецепты

В целом, получается интересная картина. Лучше проиллюстрировать её некоторыми примерами.

К 2018 году российское руководство планирует в 10 раз уменьшить стоимость подключения к энергосетям для тех, кто что-то производит. Но почему это нельзя сделать уже в этом году? Все юридические механизмы для принятия такого решения есть. Наверху боятся, что разорятся энергетики? Вот уж воистину, иррациональный страх.

Или: от депутатов Госдумы из фракции «Справедливой России» поступило предложение исключить из УПК РФ стадию возбуждения уголовного дела. Чтобы не дублировать само следствие доследственными действиями. Инициатива замечательная. Просто слегка запоздала.

Сейчас над каждым предпринимателем висит «дамоклов меч» ареста и помещение в СИЗО. За неуплату 30 рублей в областной бюджет. За задержку поставки на полторы минуты, что может расцениваться как злостное мошенничество. Это конечно, утрирование. Но, по большому счету, старое советское правило: была бы статья, а человек найдется, актуально и поныне.

Получается, что «сирому и убогому» МСБ надо просто не мешать. Вот и вся помощь. Слабых отсеет рынок. А сильные вырастут в крупные компании.

Государству надо «всего лишь» избавится от «шизофрении». Одной рукой они поддерживают малый бизнес, а другой – гнобят. Сами проблему создают – сами с ней борются (посредством создания новых структур).

Может просто «отпустить на волю» экономику? По-настоящему её расприватизировать. Для начала энергосети. Снизить тарифы. Упразднить излишнюю регламентацию деятельности МСБ, сэкономив тем самым тонны бумаги и сохранив целые леса.  Отказаться от «Эвереста» отчетов, которые всё равно никто не читает, даже тот, кто их пишет. Заодно и от некоторых ведомств с непонятными функциями. Направить часть бюджета на финансирование наиболее инновационных и прорывных проектов. А не только на образцово-показательную потемкинскую деревню «Сколково», органично вписавшуюся в пантеон российских достижений между космосом и балетом. Не на мост, ведущий на почти необитаемый остров, не на спортивные сооружения, которые на следующий день после окончания международных соревнований станут безлюднее кладбища в лунную ночь. Вкладывать в инфраструктуру, медицинскую, образовательную, дорожную, коммунальную. Чтобы здесь, наконец, стало удобно жить.

Тогда остальные проблемы решатся сами собой. 

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
1.08.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также