Никас Сафронов: 15 минут после сна

15.02.2012

Искусство от лукавого

По приглашению мэра Казани Никас Сафронов, знаменитый своими портретами глав государств и прочих приближенных к государству лиц, приехал в столицу РТ на открытие выставки «Арт-галерея» на Казанской ярмарке. Звездный Сафронов заставил себя ждать – к заявленному началу пресс-конференции художник опоздал на час. Прибыл аккурат к официальному открытию выставки и на сцене появился в сопровождении представителей министерств и ведомств. Автографы и ответы на вопросы раздавал уже после перерезания символической ленточки.

Аплодировали, к слову, мэтру довольно вяло и исключительно представители Казанской ярмарки – все остальные к фразе «художник, известный во всем мире» были глухи. Сафронов выставку так и называл – ярмарка, обронив, что когда он посещал ярмарку в Венеции, она была хуже казанской. Современное искусство Сафронов назвал не иначе как «авангардное, низшее и искушенное», а то и вовсе «от лукавого». Искусство, убежден художник, «это то, что вас волнует». И задачей своей ставит не что иное «как возвращение профессионального искусства». За это и борется.

Сам же художник предпочитает сюрреализм и стремится «показать свои произведения как можно большому количеству людей». Чтобы картины представляли собой не просто звучное «Никас Сафронов», но и давали понять, что же он делает. В Казань, если верить официальному пресс-релизу, художник должен был привезти свое знаменитое «dream-vision» – эксклюзивный сафроновский стиль написания. Сам он говорит, что техника это не нова и называется «15 минут после сна» – то, что увидено во сне, переносится на холст. Однако сам Никас на пресс-конференции эту информацию не подтвердил, отметив, что в «этот раз этих картин нет». «Вовремя» готово поспорить – в экспозиции есть одна – по крайней мере на официальном сайте художника она представлена как «dream-vision».

Так и подмывало спросить, в курсе ли Сафронов, что из его работ выставлено в Казани. Между прочим, одно из таких мечтательных полотен (dream-vision с английского – виденье мечты – прим.авт.) на аукционе Сотбис «ушло» за 107 тыс. долларов. И у Сафронова есть желание выставить подобные работы на еще нескольких аукционах: «Западу это интересно».

 

Смысл, абстракции и дерево из ушей

Экспозиция картин Сафронова расположилась в самом центре одного из павильонов, чтоб «всяк сюда входящий» не смог пройти мимо. И по цвету разительно контрастировала с другими – у всех оформление белое, а у Никаса Сафронова – синее. Даже отдельного охранника к картинам представили. Их (картин – прим.авт.), к слову, было немного – 11 (правда сам художник уверял, что привез 10 – прим.авт.). Что интересно, ни подписей к картинам, ни их названия увидеть не удалось – не было. Правда в центре экспозиции красовалась высокая подставка, в центре которой белел лист с завитушками-вензелями по бокам. А на нем надпись: «по вопросам продажи обращаться по телефону…».

Сам Никас во время пресс-конференции отметил, сколько бы его картины не стоили – «даже миллион» – это все равно «копейки в сравнении с тем, сколько может стоить картина в истории искусства». А оно, как говорится, вечно. Из увиденного «Вовремя» удалось идентифицировать лишь два полотна – «В ночь перед Рождеством с духами воды где-то в Риме» (2007 год) и «Древо истории живописи или Путаный сон в 15 веке» (2001 год). На первой картине на фонтан, что расположен в центре большого двора, по лестнице пытаются влезть маленькие человечки (видимо, те самые духи – прим.авт.) в ночных рубашках и ночных же колпаках. На второй изображена женщина-дерево. Сучья и ветви у нее тянутся и из ушей, и изо лба.

Художник из соседнего павильона на вопрос «Вовремя», как вам Сафронов и что это у него за стиль, прокомментировал: «Что-то ближе к абстракционизму, но смысла нет. Техника вроде есть, а смысла нет». А проходящая мимо авторитетная журналистка одного из казанских изданий четко высказала: «Какая это живопись!? Халтура! У нас студенты на первом курсе училища искусств лучше рисуют!».

 

«Я не член Единой России, но друга и будущего президента поддерживаю»

В Казань художник прибыл из Ульяновска, куда, в свою очередь, ездил, чтобы поддержать друга Станислава Говорухина. Российский режиссер, напомним, руководит предвыборным штабом кандидата в президента, премьер-министра России Владимира Путина. Поездка в Ульяновск как раз и происходила в рамках предвыборной кампании.

— Я не член партии «Единая Россия», но друга (Говорухина – прим.авт.) и будущего президента поддерживаю, — прокомментировал он на церемонии открытия.

Искусство, по словам Сафронова, «всегда социальное, оно вне политики». Говорухин, к примеру, в регионах представляет свои фильмы, рассказывает о них, выражает свою позицию. И «все понимают, что он за Путина», говорит Сафронов. И если принимают его, значит, поддерживают и его кандидата.

— Можно голосовать за Зюганова или Жириновского, но жалко, что убрали графу «против всех», может, так бы многие и проголосовали, — отмечает он.

Других кандидатов Никас Сафронов причислил к тем, кто «понимает, что он никогда не пройдет». И если выбирать того, кто будет истинным патриотом и настоящим лидером страны, то это, по мнению Сафронова, Путин.

— Это единственный политик, который вернул страну в нормальное состояние, — заявил художник. – Уровень жизни поднялся на 3,5 года (а от Запада мы отстаем на целых 20 – прим.авт.), он разогнал всех американских наблюдателей…

Путин Сафронову, по его словам, тоже не всегда нравится, но, видимо,в глазах художника он все же лучше Ельцина, который «причинил России много вреда». «Времена не выбирают, в них живут и умирают», — процитировал художник Оскара Уайльда. И искусство призвано эти времена отражать.

 

О брендах и братстве

— Вот сегодня я заехал в отель Marriott (в Казани – прим.авт.), сам занес вещи – они сказали, что «мы не помогаем клиентам», — поделился Сафронов с журналистами. – Хотел почистить зубы, но щетки не оказалось, пришлось купить ее где-то на улице. Бар отеля был пуст!

Художник посетовал, что «бренд замечательной компании в Казани представлен не очень».

— Я был разочарован, — посетовал он. – Я нашел 10 недостатков, которые не встречаю в других городах и странах с отелями этой компании.

А саму Казань мэтр очень хвалил, называл «маленькой Венецией в центре Поволжья», говоря, что не зря город «хотели столицей Поволжья обозвать», и женщины здесь все такие красивые – «вы только посмотрите». Не единожды выразил надежду на дружбу с казанцами, мэром, президентом, на то, что с помощью последних в самое ближайшее время организует свою персональную выставку. Экспозиция в Казани планируется уже вторая – первая выставка прошла в 2009 году. И встречаться с Казанью художник намерен чаще.

От журналистов Сафронов ждал «сложных вопросов», но при этом отметил, что, как правило, «выставки курируют первые лица и шлифуют участников-журналистов, берут тех, кто власть не ругает». (Ну, здесь мэтр явно преувеличил — при всем уважении, коммерческая выставка картин — это не правительственное заседание по ключевым вопросам развития экономики и политики, куда журналистам так хочется, но порой так сложно попасть — прим.ред.)

 

«Хочу написать вашего Минниханова и это будет подарок»

Рассказал Никас Сафронов и о своих творческих планах на президента Татарстана, добавив, что хочет, чтобы Рустам Минниханов «ему попозировал».

— Я со многими людьми о нем говорил, его хвалят, — отметил Сафронов. – Человек он интересный, прогрессивный, как и мы, творческий!

Как оказалось, было у Сафронова желание написать и экс-президента РТ, госсоветника Минтимера Шаймиева. Была и встреча, после которой у художника остались наброски, а портрет так и не написан – Сафронов рассказал, что «Шаймиева многие писали».

— Я не лезу из кожи вон, чтобы кого-то написать, — говорит он. — Это обоюдная ситуация. У меня написано 26 президентов и есть еще 9, которые хотят, чтобы я их написал. Только что закончил портрет президента и премьера Украины. В Австрию летал по этому же поводу.

Как отметил художник, он суеверен и обычно не говорит, чей портрет он на данный момент пишет. А глава республики ему действительно интересен – как герой новой картины. — Мы про деньги не думаем, возможно, и скорее всего это будет подарок, — резюмировал Сафронов. Портрет он, как правило, пишет 1,5-2 месяца, а за работой проводит всю ночь – с полуночи до семи утра.

 

Драка негров в подвале, квадрат Малевича и 1000 неграмотных рисунков

«Черный квадрат» Малевича, по словам, Никаса Сафронова, не имеет к искусству никакого отношения. За 38 лет до него, рассказал художник, француз Герхард Пол в 1882 году написал свой «Черный квадрат», но картина называлась «Драка негров в подвале». А в 1885 году Альфонс Алле написал «Красный квадрат», под названием «Сбор красных помидор на фоне Красного моря». Он же выставил в 1889 году чистый белый холст под названием «Бледные девушки, идущие в снежную бурю». И Малевич, резюмирует Никас Сафронов, в данном случае это плагиат. Раскрученный и пропиаренный.

Искусство, говорит Сафронов, должно волновать! Ему, к примеру, приходят «тысячи достаточно неграмотных рисунков» – не волнуют. А в Россию должно вернуться настоящее русское искусство. Сам Сафронов, обучавшийся в Италии и Голландии, говорит, что «не каждый владеет тем, что умею я». Но при этом героями его картин были не только государственные чины, но и простые люди, которых он, по признанию, когда-то рисовал на улице. Хотя, разумеется, «лощеный  чиновник, который тебе платит, тоже интересен».

Может это оно и есть настоящее русское искусство — искусство ради денег и пиара? Например, в размере 107 тыс. долларов за единицу.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

15.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также