Научные достижения в нанометрах

03.12.2012

 

По просьбам трудящихся, принято решение нацпроекты «Доступное жилье» и «Инновации и нано-технологии» объединить в единый проект — «Доступное нано-жилье».

 

Статус Чубайса в соц. сетях

 

Актуальность нанотехнологий для бизнеса

На прошедшем в Казани 4-ом инновационном нанотехнологическом форуме ученые и практики обменивались мнениями по поводу своих последних разработок, делились опытом. Светила нанотехнологий из России и не только обозначили горизонт ближайших открытий и исследований.

Казалось бы, зачем бизнесу погружаться в чисто научные проблемы. Чем может быть интересен предпринимателю доклад со скучным названием «Новые наноструктурные термореактивные связующие для угле- и стеклопластиков аэрокосмического применения»?

На самом деле знание мировых научных трендов – это ключ к будущим прибылям. Во-первых, понятно, куда вкладывать деньги. Но это для инвесторов, которые просто жить не могут без прогнозов.

Но и простым предпринимателям стоит следить за новостями из мира науки. Их производственные площади или услуги могут понадобиться в любой момент. Да и общая эрудиция не помешает. Нанорынок в России хоть и находится в стадии развития, но отнюдь не нано по объемам средств, которые на нем крутятся.

С другой стороны, если нанопродукция в России не имеет перспектив или имеет, но туманные, то это тоже весьма практический прогноз. Хотя Россия – родина мировой наноиндустрии. Помните блоху, которую подковал Левша. Вот список других, более современных российских нано-технологий: автомобиль «Ока»; 30-граммовая стопка; 100-граммовая водочная бутылка; президент России; кухня в «хрущевке»; взятка суммой в 20 долларов; болты и гайки меньше чем на 50; размер пенсий и т. д. Каждое из вышеперечисленных направлений сейчас активно развивается.


Альтернатива наземному транспорту

К счастью, развиваются не только эти сферы.

Вот возьмем, к примеру, модель автожира – казанскую разработку, представленную на Nanotech 2012. Для тех, кто не в курсе, автожир – это винтокрылый летальный аппарат. В отличии от вертолета , с которым они почти близнецы-братья, винт автожира (который тоже наличествует для создания подъёмной силы) вращается под действием аэродинамических сил в режиме авторотации.

По мнению создателей автожиров, за ними будущее малой авиации. А увеличивающиеся размеры «пробок» на улицах мегаполисов так и намекают на применение автожиров и внутри городов. Может быть, они заменят автомобили.

Пока это, конечно, надпись вилами на воде. Но Инвестиционно-венчурный фонд РТ уже поддержал проект местного автожира. В том числе, и какими-никакими финансами. Теперь создателей местного чуда техники интересуют детали (винты, сидения из наноматериалов). Чтоб было одновременно легко и дешево.

Кстати, что у нас, что в США, что в Евросоюзе разработки находятся примерно на одном уровне. Нигде нет функционирующего рынка автожиров. Есть шанс занять новую нишу.


Связующие с космосом нити

О новейших трендах (в мире нанотехнологий) можно узнать, внимательно прослушав лекцию (название которой уже было указано выше). Читал её в рамках секции «Нанотехнологии в авиакосмической промышленности и машиностроении» Олег Львович Фиговский. Сам, сей почтенный ученый муж, проживает давно в Израиле. Где и трудится в научном центре Polymate. Но говорит по-русски он лучше корреспондента «Вовремя». То есть Фиговский – бывший наш соотечественник, причем, титулованный, в смысле заслуженный и прочее, и прочее.

По словам самого Фиговского в научной сфере русские (с еврейскими корнями) фамилии – это отнюдь не редкость. Целый научный институт в Мехико (кстати, один из ведущих в области нанотехнологий) пестрит русскими и украинскими фамилиями. Но это так, к слову. Об утечке главного стратегического ресурса России – мозгов её граждан.

А вот Китай, к примеру, наоборот практически заманивает этнических китайцев-ученых со всего мира. Даже из США. Один знакомый Фиговского сначала пропал (из его поля зрения), а затем объявился в китайском институте. Причем, зарплата у него осталась американская. А цены вокруг – китайские.

Центр Polymate – структура коммерческая. Посему там вынуждены заниматься сугубо прикладными вещами. В том числе и по заказу военных. НАТОвских, разумеется. Но, т-ссс, это военная тайна!

Объяснить в чем заключаются их успехи (если разговаривают 2 неспециалиста) весьма непросто. Но всё же попробуем.

У композитных материалов (это те, которые сделаны при помощи пресловутых нанотехнологий) есть 2 составляющих свойства: армирующие и связующие. При применении для аэрокосмических нужд требования к связующим свойствам используемых материалов многократно повышаются. Оно и понятно, в космосе внештатные ситуации становятся штатными. Вдруг дверь в туалет заклинит в самый неподходящий момент. Или антенна нашего космического корабля НЛО поцарапает. В общем всякое может случиться. И материал не должен подвести.

Обычно, как связующие для космических летательных аппаратов используются эпоксикаучуковые (не обязательно запоминать это непростое слово). Они известны ещё с древнейших, легендарных времен – с 50-х годов прошлого века.

Так вот, суть открытия специалистов из Polymate в том, что они научились менять свойства вышеуказанных смол, не меняя сам тип смолы. Это значительно удешевило некоторые полеты.

Если спустится из космоса ближе к Земле, можно пояснить на аналогичном (хотя и неразработанном пока) примере. Представьте, что вы пьете чай со вкусом колы. Или колу со вкусом чая. При этом это всё те же чай и кола.


С заботой о работниках

Ещё один научный прорыв Фиговского и его команды – это забота о безопасности рабочих, работающих с наноматериалами. Некоторые представляют ученых, как бездушных  очкариков, способных ради эксперимента, удовлетворяющего их низменное любопытство, пожертвовать чем угодно. Однако, безопасность и экологичность – один из приоритетов современной науки.

Нанотрубки, используемые в наноматериалах практически не выводятся из организма в случае попадания туда. Например, через незащищенную специальными перчатками кожу. Никакая иммунная система не справляется.

Сотни рабочих погибают в Китае вдыхая вредные порошкообразные смеси. Даже 2 специалиста из США пострадали. Поэтому девиз Фиговского: никаких порошков. В НЦ Polymate делают безакционарный полиуритан. Используются соконденсаторы вместо наночастиц. Они жидкие (нанотрубки растворены в них), вводятся с утвердителем. Залил – и порядок. Правда, стоит дороговато даже для мировых промышленных гигантов – 2000 долларов за килограмм. К тому же технологию не приходится менять. А это уже экономия на новом оборудовании и вхождении в новый производственный цикл. К тому же, здоровье дороже. Всем, за исключением китайцев и жителей … одной северной страны.


Многообразие открытий

Есть и ещё целый ряд разработок Фиговского и его коллег, используемых по всему цивилизованному миру. Все не перечесть, остановимся на некоторых вкратце.

В Polymate всего за 4 часа сделали (изобрели) новый клей-бустилат. Здесь увеличили в 2 раза прочность силикатного стекла. Создали новый (по прочности) цемент. «Мы научились армировать материалы в твердой фазе» — рассказывает Фиговский. Интересна история открытия. Данный метод обнаружили в Минске, ещё при СССР. Причем, спусковым крючком было обстоятельство, характерное только для нашей страны – рабочий, заступивший на смену, был подшофе. Вследствие этого обстоятельства некоторые материалы изменили свойства. И пошло, и поехало. Дальнейшие подробности интересны только физикам и химикам.

Но закончил доклад Фиговский на слегка грустной ноте: никто из современной России не обращался к ним за их разработками. Тут Фиговский с тоской упомянул Госплан, созданный ещё сталинским министром Вознесенским.

Нанорасходов при максидостижениях желает всем Дмитрий Смирнов,
Вовремя.ру 4.12.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также