Нанотехнологии и школьное образование

06.12.2012

 

Учительница пишет письмо родителям Изи: «От Изи плохо пахнет, его надо мыть!»
Ответ родителей: «Изю не надо нюхать, его надо учить».

 

Еврейский анекдот

 

С прицелом в грядущее

На прошедшем не так давно в Казани форуме NANOTECH 2012 обсуждались не только новости из мира технологий. Научные доклады коснулись и образовательной тематики.

Образование – это ключевой момент в технологическом развитии России. Если нынешнее поколение на минутку задумается о будущем, то обязательно перед его глазами предстанет следующая картина: 40-летние россияне сидят перед компьютерами с чупа-чупсами во рту и не знают, как их включить. Чтобы подобный мрачный сюрреализм не стал явью, к будущему надо готовиться уже сейчас.

В том числе и готовить тех, кто в будущем займется созданием и продвижением отечественных нанотехнологий. Через систему образования, разумеется.

Причем, начинать надо со среднего образования. Как гласит народная мудрость, когда ребенок лежит не поперек, а вдоль кровати, воспитывать его уже поздно.

В этой связи актуализируется вопрос о профориентации в системе среднего образования. При нынешнем развитии науки и техники, знаний человечество накопило столько, что чем раньше определиться молодой человек с профессиональной социализацией, тем лучше. Ещё лучше, если в детском возрасте. Без узкой специализации в наше время не обойтись.

В принципе, один и тот же человек способен одновременно быть высококлассным инженером и разбираться в постмодернистской живописи. Но профессионально заниматься лучше чем-то одним. Чтобы успеть в течении жизни познать все тонкости дела.

 «Вовремя» радо сообщить, что в Казани занимаются этим вопросом. Конкретно, в средней общеобразовательной школе №170 Ново-Савиновского района Казани реализуется программа по созданию специализированного класса с углубленным изучением естественно-научных дисциплин. Собственно такой класс уже создан в этом учебном году. И это не 10 или 11, как можно было подумать. А 6 класс – 6Д.

Корреспондент «Вовремя» мог лично убедиться (посетив мероприятие с участием данного класса), что ученики вполне подкованы в теории (пока) развития нанотехнологий. Например, многие ли из взрослых знают, что отцом нанотехнологий в мире считается Джордж Буш-старший? А ученики 6Д знают.


Образовательный принцип Шерлока Холмса

Почему с такого раннего возраста стали формировать специализированный класс? Заместитель директора по методической работе СОШ №170 и по совместительству ассистент кафедры Автоматики и управления КНИТУ им. Туполева Светлана Корнева считает, что как минимум с 15 лет учащимся надо создавать условия для реализации своих интересов, способностей и жизненных планов. Об этом свидетельствует её многолетняя педагогическая практика. И ещё соц. исследования. Они демонстрируют, что более 70% старшеклассников хотят знать только основы главных предметов, а углубленно изучать только специализированные по выбору.

А зачем физику знать Пушкина наизусть? Для общего культурного развития? Но наша средняя школа устроена таким образом, что на это общее развитие уходит от 60 до 80% учебного времени. И только остальное на навыки, которые реально будут востребованы жизнью. Не очень хорошее КПД у школы получается. Возможно, прав был Шерлок Холмс, который не забивал свой мозг не необходимыми ему знаниями, а «упаковывал» туда только то, что могло пригодится ему в работе.

Посредством введения части предметов как факультативов снимается важная психологическая проблема обучения – насильно знания в голову не вложишь. Ученик должен хоть сколько-нибудь быть замотивированным на получение новых знаний и навыков. К тому же, у учащихся останется больше времени на себя и свой досуг.

Сейчас же дети учат буквально всё подряд. Однако, всезнайками от этого не становятся. В чем это, к примеру, может выразиться в будущем. Очень мало выпускников выбирают технические вузы. Стремятся в основном, стать юристами и экономистами. В крайнем случае, турменеджерами, бухгалтерами и пиарщиками. Однако, рынок сейчас гораздо больше нуждается в грамотных инженерах и программистах. Однако на них учиться тяжелей. В гуманитарных науках свои сложности. Но тем, кто «нахватался» верхушек» в школе, кажется, что быть маркетологом легко и доходно. Однако, это не так.

Ситуацию может исправить тот самый метод раннего профессионального самоопределения. Фактически это выделение из общей массы детей, склонных к познанию технических наук.


Как дела в школе?

Возвращаясь к эксперименту с 6Д в 170 школе.

Здесь проводятся (в дополнении к основным стандартным урокам) факультативные занятия. Конкретно: по занимательной математике, занимательной физике, графическим объектам в информатике – шестиклассники сами пишут программы в Паскале. Эти знания в наше время, мягко говоря, сложно назвать лишними.

К 10 классу из нынешнего 6Д получится полноценный профильных класс (по нынешним правилам профильные классы формируются только в 10-11 классах). Далее есть договор с КНИТУ (бывший КХТИ). Ученики класса будут участвовать во всех олимпиадах, проводимых этим вузом. При окончании для победителей олимпиад возможны преференции.

Правда, здесь может помешать злополучный ЕГЭ.  Представьте, если кто-то недоберет баллы по русскому языку (обязателен при сдаче ЕГЭ), много недоберет, но при этом будет прекрасно ориентироваться в физике. Каких студентов-технарей мы получим на выходе? А к чему, скажите на милость, мучить сдачей ЕГЭ по математике будущих психологов. Неужели без этого они правильно не смогут посчитать результаты психотестов?

Однако, будем надеяться, что в будущем  всё образуется.

В 6Д попадали дети, прошедшие тестирование у психолога. Также учитывались просьбы родителей. Которые тоже стали соображать, что юристов на одну Россию стало явно многовато. И самое главное – безусловно, учитывалось мнение самих детей. Насильно мил не будешь. Нанотехнологии не создаются из-под палки.

Резюмируя: будущее куется сегодня. Давайте сделаем систему образования такой, чтобы завтра Россия не нуждалась ни в каких специалистах.

Новых знаний и удачного поступления всем школьникам желает
Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
7.12.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также