«Нам ничего не надо»

27.03.2013

Счастье нельзя навязать

В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых, а нат поверхности — много вредных. Этот немудреный тезис каждый может прочувствовать на собственной шкуре. Для этого достаточно заняться каким-нибудь делом, связанным с интенсивным общением с людьми. Например, сбором подписей за или против чего-нибудь.

Волею судеб и начальства корреспонденту «Вовремя» довелось участвовать в сборе подписей среди индивидуальных предпринимателей, который проводила ОПОРА России.  Подписаться надо было против повышения взносов с предпринимателей в Пенсионный фонд. В этом году они выросли в 2 раза – примерно до 32-36 тысяч рублей в год. А в следующем (если ничего не измениться) подрастут до 56 тысяч рублей в год. В 2015 году по плану – вообще 72 тысячи рублей за год.

Корреспондент ходил по рынкам и торговым центрам Казани в робкой надежде, что заинтересованные предприниматели (и нанятые ими продавцы) будут толпами бегать за ним, умоляя дать расписаться. Ведь только задумайтесь, как это здорово: кто-то посторонний позаботился о ваших интересах, организовал большое мероприятие по сбору подписей в масштабах страны, передает ваши чаяния правительству; и при этом не берет с вас за это ни копейки; а вам ничего делать ни надо – ни идти куда-нибудь, ни на митинге глотку драть, ни в Москву ехать, только расписаться. Всего лишь, казалось бы.

Но корреспондента ждало… некоторое разочарование. Сказать, что расписывались далеко не все  — это ни сказать ничего. Правда, это зависит от конкретного места. Например, на Московском рынке расписались более половины из тех, кому было предложено. А в других местах – не более 20%. Хотя надо отдать должное, некоторые расписывались без дополнительных вопросов и уточнений и даже благодарили корреспондента «Вовремя». Но всё-таки таких было меньшинство.

Тут стоит уточнить, что большинство работающих на рынках и в торговых центрах — это, разумеется, наемные продавцы. Причем, скажем так, не все из них оформлены официально. Поэтому наиболее популярным ответом у продавцов был отказ – «нас это не касается, мы же не предприниматели». Действительно, напрямую это продавцов не касается. Но зачем-то они работают там, где работают. Что-то их на этой работе держит. И это вряд ли дуло автомата.

Неужели следующий силлогизм – если разорится мой работодатель, то я потеряю эту работу – слишком сложен для понимания.

В скобках корреспондент заметит, что уровень сервиса на рынках (и даже в ТЦ) оставляет желать лучшего. Корреспонденту в большинстве случаев отвечали неохотно или даже грубовато. И никто, не один продавец либо предприниматель не предложил свой товар!

Но более всего корреспондента поражали всё-таки сами индивидуальные предприниматели, которые по тем или иным причинам отказывались ставить свою подпись. Формулировки были самые разные: от «это ничего не изменит» до «мне сейчас некогда». Кто-то попросту критически относился к порыву души корреспондента, остужая его пыл словами: «Вы в этом ничего не понимаете, все нужно было делать не так». Но как? Загадка осталась неразгаданной. Однако самым популярной формой отказа была фраза – «нам ничего не надо, у нас всё нормально». Так что стоны предпринимательских сообществ о том, что малому бизнесу не дают развиваться – не более чем иллюзия их руководителей. Или нет?

Статистика – вещь упрямая. По официальной информации, уже более 200 тысяч индивидуальных предпринимателей по России прекратили свою деятельность. Возможно, они продолжают работать. Но неофициально, в «тени». Но государству-то от этого один вред. Представьте, сколько недополучат муниципальные бюджеты. Да и бизнесу лишняя нервотрепка, появились сложности в выстраивании элементарных бизнес-процессов.

История вопроса

Конечно, это налоговое новшество не так однозначно. В стандартном ООО (с «белой» зарплатой) сотрудник, получающий 20 тысяч в месяц, платит в Пенсионный фонд (точнее, за него доплачивает туда его работодатель) из расчета четверти зарплаты (на самом деле там другие проценты, но сейчас округлим для простоты) – где-то по 48 тысяч рублей в год. Это больше, чем сейчас должен платить индивидуальный предприниматель. Вроде бы у ИП не должно быть повода для недовольства.

На самом же деле, многие предприниматели имеют весьма скромные доходы – торговля некоторыми видами товаров зависит от сезона, парикмахерские вытесняют более крупные салоны красоты, маленькие рынки закрывают и т.д. и т.п. К тому же «вмененку» (с растущими коэффициентами) или «упрощёнку» с 6% с оборота, а также арендную плату (тоже не снижающуюся, а даже напротив) пока никто не отменял.

Закроют ли дополнительные доходы, взятые с предпринимателей, «дыру» в ПФР? Вряд ли. Легче иголочным ушком заслонить здание Пенсионного фонда в Казани (и некоторых других городах). Дефицит ПФР аналитики оценивают в полтора триллиона рублей (что примерно равно затратам на Сочинскую Олимпиаду – и это только пока). А полученные в ходе увеличения взносов с предпринимателей средства оцениваются в чуть больше, чем 40 миллиардов рублей. Сами посчитайте размер прикрытой дыры.

К тому же, ПФР обещает предпринимателям дополнительные 4 тысячи рублей к пенсии ежемесячно. Но если просто откладывать деньги на банковский депозит по расчетам экспертов из ОПОРЫ России получится значительно большая сумма.

Недаром только вчера прошла новость — «царь» повелел «боярам» всё ещё раз продумать и просчитать. Вполне может быть, что решение о дальнейшем повышении и взносов в ПФР для ИП будет пересмотрено.

Метод моментального просвещения

Но подобные темы как-то не всплывали в разговорах корреспондента с потенциальными подписантами петиции. Как уже было сказано выше, кто-то подписывал без лишних разговоров; а кому-то элементарно было некогда (ну, как же надо потратить целую минуту, чтобы сэкономить десятки тысяч рублей); кто-то, возможно, опасался негативных последствий (Сталин с нами!).

Вот краткое резюме: даже самый активный (по определению) слой – предприниматели больше погружены в повседневность, в мелкие бытовые проблемы. Их мало интересует политика, экономическое развитие страны и прочие глобальные вещи.

Отсюда вывод, сделанный давным-давно, умнейшими людьми страны – Россию спасет просвещение. И экономическое в том числе.

Но не то просвещение, которое идет от книг или, скажем, от телеканала «Культура» с его рейтингом 0,0001%. А то просвещение, которое в течение короткого срока сразу доходит не только до мозга, но и до самой печенки. Как пример: вот было бы здорово, если бы взносы с предпринимателей в Пенсионный фонд единомоментно «взлетели» бы до 100 тысяч рублей. Вот был бы эффект! Имеется в виду просветительский. Тогда, возможно, люди бы сами снизу начали организовывать и сборы подписей, и протестные акции.

А пока, видимо, действительно всё хорошо и предпринимателям (во всяком случае, какой-то их части) ничего не надо.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
27.03.13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также