На «Мегафон» подали в суд за публикацию личных сообщений

22.07.2011

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) после попадания в открытый доступ sms-сообщений, отправленных через сайт Мегафона, опубликовала правовую памятку с рекомендациями для россиян о том, как действовать в подобной ситуации.

Правовую основу отношений между исполнителем (оператором связи) и потребителями услуг (абонентами) составляют положения закона «О связи», а также положения закона «О защите прав потребителей» и Правила оказания услуг подвижной связи (утверждены постановлением правительства России от 25.05.2005 № 328). Правила регламентируют порядок и основания приостановления оказания услуг связи, расторжения договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей, форма и порядок расчетов за оказанные услуги, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей, ответственность сторон, следует из сообщения на сайте Роспотребнадзора.

Ведомство в настоящее время разбирает текущую ситуацию с недавней утечкой sms, отправленных с сайта российского оператора связи. Так, п. 4 Правил обязывает оператора обеспечить соблюдение прав абонентов на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). Ответственность оператора за нарушение данного требования возникает в силу соответствующих положений п. 56 Правил и договора об оказании услуг подвижной связи.

Так, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в соответствии с договором оператор связи несет имущественную ответственность, в том числе возмещает по требованию абонента причиненные убытки, а также моральный вред.

Правовым основанием для предъявления требований о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги являются положения ст.ст. 13-15 закона «О защите прав потребителей» и ст.ст. 1095-1098 Гражданского кодекса (ГК РФ).

Моральный вред, причиненный абоненту вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных российским законодательством, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины на основании ст. 15 закона «О защите прав потребителей», ст.ст. 1099 – 1101 ГК РФ. Размер компенсации морального вреда определяется судом, вне зависимости от размера возмещенного имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Жалобы и претензии абонента подлежат обязательному направлению в адрес оператора связи для разрешения в досудебном порядке (п.п.49-55 Правил).

В частности, претензии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания услуги подвижной связи. При подаче претензии необходимо приложить копию договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба — о факте и размере причиненного ущерба.

Направленная в адрес оператора связи претензия рассматривается в срок, не превышающий 60 дней с даты ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии сообщается в письменной форме предъявившему ее абоненту. В случае признания оператором связи требований абонента обоснованными, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления претензии.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент имеет право предъявить иск в суд.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством России о налогах и сборах (п.4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации)

В случае обращения потребителя в суд Роспотребнадзор или его территориальный орган (по месту рассмотрения иска) могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле (в том числе потребителя), для дачи заключения по делу в целях защиты его прав на основании п. 3 ст. 40 закона «О защите прав потребителей» и ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Источник: Деловая газета «Взгляд»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также