Ещё раз про любовь (к такси)
Сегодня в Кабмине РТ прошел брифинг, посвященный вступлению в силу закона РТ «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан», принятого ещё 10 октября этого года.
Вообще-то, официально в силу он должен был вступить 29 октября. Но к тому времени не был определен ответственный орган, занимающийся реализацией этого закона. Не было и регламента, определяющего порядок выдачи разрешений на таксомоторные перевозки. И вот постановление Кабмина РТ с выигрышным номером 999 исправило эту ситуацию. Минтранс РТ, как и ожидалось, стал ответственным органом. А с 8 декабря заработал регламент выдачи разрешений.
Собственно, этому регламенту и был посвящен брифинг.
Операция «легализация»
Министр транспорта РТ Ильдар Сафин, выступавший на брифинге, сразу заметил, что задачи «кошмарить» таксомоторный бизнес и лишать кого-нибудь заработка перед чиновниками не стояло. И, действительно, в республике, в отличии от некоторых других регионов, получить разрешение таксистам довольно легко. Сначала в министерстве речь шла о предоставлении 12 необходимых документов. Но в какой-то момент чиновничий разум возобладал, и остановились на 3-х. А других регионах, между прочим, могут потребовать и те же 12.
Любой гражданин республики либо юридическое лицо может обратиться за получением разрешения. Для этого нужно написать заявление, предъявить документ, подтверждающий наличие права собственности на автомобиль либо договор с лизинговой компанией, а также документ, удостоверяющий личность. То есть приходишь с паспортом и документами на машину, пишешь заявление — и почти уже таксист. По информации «Вовремя», в крупных казанских таксомоторных компаниях просто собирают документы и заявления в офисе и в консолидированном виде несут в центры приема заявлений.
Пункты выдачи разрешений
Кстати, о центрах. Их в Татарстане 11. Расположили их по зональному принципу, то есть «размазали» по республике: Казанская агломерация (Министерство транспорта РТ и исполком Зеленодольского района), Приволжская экономическая зона (исполком Буинского района), Прикамская экономическая зона (исполкомы Арского и Мамадышского районов), Закамская экономическая зона (исполком Чистополя), Набережночелнинская агломерация (исполкомы Набержных Челнов, Елабужского, Заинского, Нижнекамского районов), Юго-восточная экономическая зона (исполкомы Альметьевского и Бугульминского районов).
Чтобы получить разрешение, буинцу не надо ехать в Казань. Он подает документы в свой исполком. Оттуда их направляют в министерство. Потом – обратный ход. Сафин сильно надеется, что вся эта процедура займет не больше суток. И уже через день-другой подавший заявку водитель, сможет таксовать на совершено законных основаниях.
Также заявку можно подать в электронном виде через портал Минтранса.
Надо отметить, что разрешение выдается абсолютно бесплатно.
Дополнительные условия
Впрочем, ближе к концу процедуры придется предъявить сам автомобиль для визуального осмотра, а также талон техосмотра (напоминаем, что таксисты теперь обязаны проходить его раз в полгода – прим. авт.) и водительское удостоверение. Разрешение не получат те, чей общий водительский стаж – менее 5 лет. И у легальных таксистов стаж перевозки пассажиров должен быть не менее 3 лет.
Но это ещё не все условия. Пока требуется только иметь в салоне таксометр (никаких ограничений по марке – прим. авт.), на боках шашечки, а на крыше оранжевый фонарь. Причем, последний может украшать телефон таксомоторной кампании. С 2013 года все такси Татарстана должны быть либо белыми, либо желтыми.
С этого момента некоторое, явно немалое количество таксующих неизбежно уйдет в тень. Но те, кто настроен на долгую работу в этой сфере, уже постепенно меняют свои машины на авто соответствующих цветов. А с шашечками совсем просто – используется обычный оракал. И разрешение — в кармане.
Внешне оно выглядит как обычные права – заламинированный небольшой квадратный кусок бумаги. Необременительно возить с собой. Можно закрепить на лобовом стекле.
Тише едешь – не успеешь получить разрешение
Пока очереди из желающих получить официальное разрешение таксистов не наблюдается. По оценке Минтранса, таковых в Татарстане порядка 16500. А разрешение получили только чуть более 100 физических лиц (из них 77 в Казани – прим. авт.) и одно юридическое («FM-такси», которое использует наемных водителей и закупило собственные белые «Нексии» — прим. авт.). Сегодня было подано ещё 4 заявки.
Возможно, неторопливость водителей связана с тем, что регламент заработал совсем недавно и не все пока в курсе, что им надо делать. А может, работает народная мудрость: «пока гром не грянет, мужик не перекреститься».
Нелегалам – бой! Ну, или боёк
Кстати говоря, вступление закона о такси в силу не означает, что прямо завтра за отсутствие разрешения будут наказывать. У неспешных таксистов будет лаг примерно в полтора месяца.
А с февраля за нелегалов возьмется ГИБДД. Эта доблестная служба со следующего года на законных основаниях сможет штрафовать «бомбил» на 5000 рублей, а незарегистрированные диспетчерские службы — на 30000 рублей.
Около 50-60 тысяч татарстанцев, по данным Минтранса, ежедневно пользуются услугами такси. Умножаем примерно на 150 рублей. И получаем ежедневную выручку 7,5 млн. рублей. При таком объеме рынка штрафы в 30 тысяч кажутся слегка несерьезными.
Кроме того, Сафин подчеркнул, что борьба с «бомбилами» должна идти строго в правовом поле. Никто не может запретить водителю просто подвозить людей.
Таким образом, нелегальный рынок, который, по идее инициаторов принятия закона, мешает цивилизованным такси, по крайней мере, в ближайшее время сохранится.
В Казани всё спокойно
Главное стремление законотворцев, по их признанию — чтобы такси в Татарстане было комфортным, безопасным и узнаваемым. А для клиентов главное, чтобы оно было недорогим. Впрочем, с принятием закона повышения расценок, прогнозируемого некоторыми представителями таксомоторных кампаний, пока не наблюдается.
Поездим – увидим…
Дмитрий Смирнов,
Вовремя:ру
13.12.11