Мужчина за рулем «made in China»

22.02.2012

Великая автомобильная стена

Китай —  страна древних традиций, великих императоров, лучшего в мире чая, шелка и фарфора. Так было раньше. Сегодня Китай ассоциируется с бешено развивающейся экономикой и дешевой рабсилой — именно там сегодня производится до 80% товаров, реализуемых на мировом рынке. Однако до сих пор надпись «Made in China» автоматически, на уровне подсознания, заставляет усомниться в качестве товара. То же самое произошло и с относительно новой для Китая сферой – автомобилестроением.

Впервые китайские автомобили появились на российском рынке в 2004 году. Это были пикап Tianye Admiral и внедорожник Great Wall Safe. Недорогие, внешне красивые, хорошо укомплектованные. Так на российский рынок ворвался китайский автопром, безжалостный и беспощадный, готовый «съесть» любого, кто попытается составить ему конкуренцию. По крайней мере, так казалось тогда. Многие эксперты в один голос начали пророчить скорую гибель российской автопромышленности, не способной, по их мнению, выдержать конкуренцию с дешевыми китайскими авто. (И вряд ли можно считать случайностью тот факт, что длительные и упорные попытки Great Wall стать резидентом ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане в начале 2000-х закончились ничем — прим.авт.).

Но шло время, а отечественный автопром и не думал умирать благодаря раскрученному бренду, отсутствию проблем с запчастями и поддержки со стороны правительства. Более того, на новинки из Китая обрушилась волна критики, которая не улеглась и по сей день.  Претензии предъявляются буквально ко всему, начиная от качества сборки и заканчивая вопросами безопасности.

Однако китайцы, сколь быстро и много производят, столь же быстро и учатся на ошибках, собственных и чужих. Стереотипы живучи, но посмотрим правде в глаза — так ли уж страшен современный китайский автомобиль, как его малюют?

Истина, как известно, познается в сравнении. Попытаемся найти ответ на эти вопросы, сравнив несколько мнений людей, общающихся с авто с разных позиций.

 

Ездили – знаем! И больше не поедем

Максим Сёмин, автолюбитель со стажем, поклонник японского автопрома, рассказывает:

— Плохи ли китайские авто? Что на это сказать, попробую опереться на опыт моих знакомых владельцев китайских самодвижущихся повозок. Их у меня набралось аж три. Начну по порядку.

Первый знакомый приобрел бюджетный седан Чери Амулет прошлого поколения в автосалоне абсолютно новым, пересев на «иномарку» с отечественной классики. По первым, да и не только, отзывам владельца, можно было сделать вывод, что лучше машины и нет. При относительно невысоких затратах на покупку – «просторный, комфортный, экономичный, динамичный, надежный…» В общем, верилось с трудом. Оказалась не зря. При личном знакомстве с автомобилем выяснилось, что кроме простора, предложить этому «китайцу», собственно, и нечего. Если не считать скрипов, стуков, звонов и иных звуков, отношения к «хорошему» автомобилю не имеющих. С каждым проезженным месяцем ситуация все усугублялась, что не мешало владельцу считать, что он является обладателем престижного и качественного автомобиля.

Второй начал знакомство с китайским автомиром с немного подержанного малолитражного Хафей Брио. Проверить эксплуатационные качества автомобиля лично не удалось. Краткая, буквально стометровая поездка показала лишь, что малолитражка, она малолитражка и есть: мало места, едет медленно,  а то, что одна дверь заклинила, ну с кем не бывает? Сам же автовладелец с ходом времени все меньше и меньше рассказывал о преимуществах своего авто, да и передвигался больше на общественном транспорте. Сначала проблемы с электрикой, затем невозможность найти подходящие зимние шины. Сейчас рассматривает варианты приобретения подержанного японца или корейца и пытается найти нового хозяина своей китайской ласточке. Пока безуспешно.

Третий же, ярый сторонник немецкого автопрома, по воле случая временно пересел на хорошо побегавший по нашим дорогам внедорожник Грейт Волл. По цензурным соображениям цитировать его характеристики автомобиля не буду, лишь отмечу, что в ходе поездки на пассажирском сиденье данного авто несколько раз возникали опасения за собственную жизнь. Тормозить двухтонное чудовище отказывалось напрочь. Единственный замеченный плюс – крайняя дешевизна заказываемых посредством интернета запчастей.

 

Ездили-знаем! Отличная машина за такие деньги

Однако не все так прискорбно. Есть и положительный опыт эксплуатации авто из КНР. Рафаэль Валиуллин, казанский предприниматель и владелец пикапа из КНР, более чем доволен сделанным выбором.

— Вопрос покупки нового авто встал после того, как моя Шеви-Нива аккурат в преддверии кризиса 2008 года начала показывать свой характер. Если первые 30-40 тыс. пробега проблемы были не критичны, то после 60 тыс. машина начала приходить в негодность. Проблемы с ходовой частью и частые обращение в автосервис окончательно укрепили меня в решении покупки нового авто. Хотелось именно внедорожник для прогулок за городом. В 2008-м году с бюджетом в 500 тыс. рублей выбор был невелик — либо снова наши, либо китайцы, — рассказывает автовладелец.

Сначала Рафаэль немного опасался покупать авто из Китая, наслушавшись множество нелестных отзывов. Однако удачный опыт знакомых охотников, успешно добиравшихся до труднодоступных мест на полноприводных китайцах, прибавил уверенности. В итоге был приобретен новенький пикап Great Wall Wingle с дизельным двигателем. 

— Скажу сразу, что наша Шнива (так ласково имеют Шеви-Ниву автомобилисты -прим.ред.) не идет ни в какое сравнение с пикапом из Китая. На сегодня уже накатано более 100 тыс. км и особых проблем не замечено. Автомобиль служит верой и правдой и по сей день. Да, не обошлось без мелкого ремонта, но это как у любого авто. Иногда поломки были лишь по причине собственной неосторожности и моей немного агрессивной манеры вождения, из-за которой была заменена одна из рессор. Отмечу также отсутствие ожидавшихся проблем с заказом запчастей. Если и возникают какие-либо задержки с привозом запасных частей, то это вина скорее российских поставщиков. Проблем с сервисом также не возникло. Дело в том, что китайцы взяли за основу наработки японского автопрома, которые уже давно известны в большинстве автосервисов, — отмечает предприниматель.

В общем, автомобиль в данном случае оставил только положительные эмоции. Кроме того, наш собеседник рассказал, что в поездке на море в Краснодарский край, а это около 2,5 тыс. км, машина вызывала неподдельный интерес у встречавшихся по пути водителей, особенно на российских внедорожниках.

Вместе с тем, автовладелец Wingle признает, что автомобиль, конечно же, не так хорош, если сравнивать с известными иномарками. Это касается качества металла, пластика, эргономике и т.д. Однако он убежден, что все это на уровень выше продукции российских автопроизводителей.

— Если стоит вопрос, наш или «китаец», то однозначно второе. Пусть выйдет немного дороже, но это того стоит. Китайский автопром сейчас идет верным путем и уверен, что в скором времени составит серьезную конкуренцию нашим авто, — заключает автовладелец.

 

Взгляд из-под прилавка

Неудивительно, что продавцы китайских авто имеют отличную точку зрения по поводу качества продукции китайского автопрома,  т.к. они лица заинтересованные. Но кто, как не они чувствуют тенденцию развития мировой автопромышленности.

Руководитель отдела продаж автосалона «Триал-Авто», Николай Шаламов, считает, что китайцы не так уж плохи и имеют хорошие перспективы в  будущем:

— По роду своей деятельности я встречал много «критиков» китайского автопрома. Основная их масса — автолюбители, которые даже не сидели за баранкой критикуемых ими автомобилей, основывая свои доводы на слухах. Большинство владельцев, которые приобрели машины из поднебесной, вполне довольны. Особенно это касается водителей, пересевших с отечественных авто, которые выпускаются без серьезных технических усовершенствований уже несколько десятилетий подряд.

Конечно, сегодня китайский автопром еще не дотягивает до мировых автогигантов, как по качеству, так и по уровню сервиса. Но вспомните, как начинали корейцы! Их тоже ругали, на чем свет стоит, а сегодня Корея является одним из мировых лидеров в машиностроении. Такая же судьба, по мнению Шаламова, ждет и китайцев. Прогресс виден уже сейчас. Китайские автопроизводители серьезно повысили качество своей продукции, притом, что цены остались примерно на том же уровне. Если раньше китайцы старались завоевать рынок, копируя модели западных производителей своими силами, то сегодня они пошли иным путем.  Многие китайские производители работают в тесном сотрудничестве с европейскими дизайнерами из Pininfarina  и других дизайнерских контор по всему миру. Также множество китайских авто уже оснащены моторами спроектированными совместно с мировым лидером в области разработки двигателей австрийской компании AVL. 

На имидж авто из Китая немалое влияние оказывает наш менталитет. Многие автолюбители не решаются покупать «китайцев», боясь насмешек со стороны коллег и родственников. Однако боятся тут нечего, ведь автомобиль должен отвечать требованиям хозяина, а не быть дорогой безделушкой для поднятия самооценки.  Устаревшие стереотипы мешают людям трезво оценить ситуацию, уверен представитель автосалона.

Если вам нужна «рабочая лошадка», не требующая неоправданных затрат на обслуживание, то китайский автомобиль станет очень хорошим приобретением,  благодаря идеальному соотношению цены и качества. Для примера возьмем Chery Tiggo — добротный кроссовер, который в полной комплектации обойдется в 1,5-2 раза дешевле своего аналога Toyota Rav4, или малолитражка Lifan Smile. Как поделился Николай Шаламов, «на неё уже пересели пара наших сотрудников и остались довольны их качеством».


Независимое мнение

Автомобильный эксперт радиостанции «Маяк» Сергей Асланян придерживается принципиально другой точки зрения, считая, что овладение западными технологиями китайцам качества не прибавит:

— Все что смогли сделать, они уже сделали. Это их предел качества. Лучше они просто не могут. Беспринципное копирование западных моделей не рождает ничего хоть сколько-нибудь качественного. Под жестким присмотром иностранных коллег китайцы вполне справляются, но как только начинают производить что-то сами, то получается откровенная жуть, которая поставляется на наш рынок, минуя европейский. При этом местный потребитель, как только обзаводится деньгами, тут же покупает иномарку, отодвигая свое от греха подальше.

Другое мнение по этому поводу высказывает заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто:

— Китайцы постепенно наращивают качество своих авто, но этот процесс идет не так быстро. Сравнится по качеству с мировыми автокомпаниями, они смогут не раньше, чем через десять лет. Однако ростом качества повысятся и цены на машины из Китая, а это отнимет у них их основное преимущество, — убежден эксперт.

 

Практика показала

Кроме качества, есть еще один немаловажный аспект китайских авто — безопасность. Опубликованные результаты краш-тестов ряда моделей авто не внушают оптимизма. Такие модели как Chery Amulet, Landwind CV9, Geely CK1, в случае серьезной аварии, просто не совместимы с жизнью. Все эти авто, по краш-тесту стандарта EuroNCAP, не набрали более двух звёзд.

Но в последнее время появились исключения. Например, Lifan Breez, в том же тесте EuroNCAP, набрал три  звезды из пяти возможных, а MG6 и Geely Emgrand EC7 показали результат на четыре звезды, что очень неплохо и укладывается в понятие «безопасный автомобиль». Новенький внедорожник Great Wall Hover H5 также успешно прошел сертификационное испытание на соответствие правил ЕЭК ООН № 94-01. Трудно сказать, является ли это показателем более серьезного подхода китайских производителей к вопросу безопасности своих детищ или это исключения подтверждающие правило. Но тенденция радует. 

Разнообразие мнений, тестов и примеров легко может привести в смятение потенциального покупателя китайского автомобиля, но если взглянуть на все это со стороны, то четко выявляется одна истина — китайская автомобильная промышленность все еще пребывает в стадии становления, меняясь с каждым годом. Чтобы как раз успеть развиться к 2040-му году, когда Китай, по прогнозам маститых аналитиков, должен стать экономической державой № 1 в мире. Ибо, как гласит китайская народная мудрость, не бойся нарушить ход событий — укажи Миру слабое место!

 

Илья Вышемирский,

специально для «Вовремя:ру»

22.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также