Москвичи выпьют на посошок?

05.03.2012

Весеннее обострение… проблемы

Начало весны в столице России ознаменовалось не только выборами президента страны, но и очередной инициативой московского правительства, вызвавшей широкий общественный резонанс.

Только ленивый не процитировал столичного градоначальника, который на днях выразил недовольство в связи с тем, что пиво-вино-водка и прочее продаются в магазинах, расположенных в жилых домах.

— Мне не нравится, что у нас алкоголь продают в жилых домах, – заявил Сергей Собянин на встрече с журналистами.

Высказывание — в формате популярной социальной сети: коротко и ясно, а главное никаких обязательств – поставил лайк (в данном случае, дислайк) и свободен, и забыл.

Но мэр Москвы почем зря лайками/дислайками разбрасываться не будет.

— Я дал поручение поискать варианты, как ограничить выдачу разрешений по торговле алкоголем во встроенно-пристроенных помещениях в жилых домах, – сообщил Собянин.

К слову сказать, по информации местных СМИ, представители столичного Департамента торговли и услуг обещали разработать предложения по введению ограничений на торговлю алкогольной продукции в жилом секторе в течение ближайших недель.

 

Надо меньше пить или продавать?

Почему Сергей Собянин так резко выступает против продажи алкоголя в магазинах, расположенных в жилом секторе?

Это можно было бы объяснить стремлением властей положительным образом повлиять на ситуацию с пьянством, на которую, если говорить начистоту, стоило бы влиять с федеральной колокольни.

Допустим, московские чиновники искренне полагают, что введение подобного запрета усложнит и удлинит маршрут обывателя за второй-третьей-пятой-десятой, сделает лишнюю бутылку географически недостижимой.

И многие москвичи с этим согласны: комментарии к новостям пестрят высказываниями в духе «давно пора», «я только за», «нужно ввести полный запрет на продажу алкоголя» и тому подобными.

Эксперты придерживаются противоположной точки зрения.

По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя «ЦИФРА», ни одна мера по ограничению торговли алкоголем не дала результата в виде снижения потребления. «Напротив, за 2011 год уровень потребления спиртного вырос, по данным Росстата, на 3,4%, что связано с глобальным кризисом», – рассказал Дробиз «Московским Новостям».

— Мы уже получили печальный опыт, когда был введен сухой закон, – говорит член Совета Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Юрий Саакян. — Те, кто испытывал пристрастие к алкоголю, находили средства и способы выпить. Бутылку водки можно было купить у каждого таксиста в любое время дня и ночи», – напоминает он.

По его мнению, запретительные меры не помогут решить проблему алкогольной зависимости среди населения.

— Здесь нужна пропаганда других ценностей – престижа здорового образа жизни, любви к спорту, например, – добавил г-н Саакян.

Действительно, представляется маловероятным, что, если в магазинах запретят продавать спиртные напитки, то их нельзя будет купить ровным счетом нигде.

Можно, конечно, на свой страх и риск. Потому что за качество и последствия употребления содержимого бутылок, доставаемых из-под полы, отвечать будет некому. А в том что под полой они будут производиться в промышленных масштабах – сомнений нет.


Некуда деваться

Магазины, расположенные на первых этажах жилых домов, составляют более половины от всего сектора стационарной розничной торговли в Москве. Это и небольшие частные магазины шаговой доступности, и супермаркеты популярных продуктовых сетей, а также разного рода «виномаркеты», специализирующихся на продаже алкогольной продукции для среднего класса.

Представители этого сектора рынка отмечают, что основной объем выручки формируется за счет продажи спиртного (около 40 %). Без продажи спиртного держать магазин оказывается не то что нерентабельно, но порой даже убыточно.

Получается, что в случае реализации предлагаемых мэром города С. Собяниным ограничений  бизнес будет вынужден остаться на своих местах и задрать цены на другие продукты.

Второй вариант развития событий – сменить место прописки, то есть перебазироваться туда, где разрешено реализовывать спиртное. Здесь-то как раз и возникает наибольшее количество вопросов.

Какую альтернативу предложит город бизнесу, если в нестационарных объектах продавать спиртное, за исключением пива не крепче 5 % содержания спирта и только до 1 января 2013 года нельзя, а стоящие особняком стационарные павильоны малочисленны, да и строить их в общем-то негде? А если и строить, то на чьи средства – предпринимателей или города?

Но вдруг вспоминается, что строить ничего не надо, потому что есть крупные торговые центры, в которых сотни, а то и тысячи квадратных метров занимают продовольственные гипермаркеты – наиболее значимые игроки рынка. Так, «Газете.Ru» в X5 Retail Group (магазины «Перекресток», «Пятёрочка», «Карусель» и другие) уже сообщили, что поддерживают «любые инициативы властей, направленные на снижение алкоголизации населения».

Есть еще один вариант для малого розничного бизнеса  – уйти в тень, туда, откуда только-только вышли.

Едва ли такие перспективы кажутся предпринимателям привлекательными и дающими уверенность в завтрашнем дне.

 

В сухом остатке

Если пробежаться взглядом по страницам истории антиалкогольной кампании в России, то можно увидеть весьма здравые мероприятия.

Так, например, есть смысл вводить ограничения по возрасту, до достижения которого гражданин не может купить спиртной напиток. Так, недавно прозвучали предложения последовать западному опыту и увеличить возраст доступа к алкоголю до 21 года.

Правильно было свести к минимуму и рекламу алкоголя, хотя его пропаганда довольно успешно ведется другими способами. Парадоксально, но факт — несмотря на то, что реклама алкоголя на ТВ в России уже давно запрещена, на кабельном ТВ, привлекающем все большую аудиторию, в прайм-тайм вовсю крутят ролики крепких напитков.

Стоило, наверное, ввести запрет на продажу спиртного в ночное время, равно как и запретить его продажу близ образовательных учреждений, детских садов и так далее.

Может быть со временем, при условии неукоснительного соблюдения, все эти положения и принесут достойные плоды на ниве борьбы с пьянством.

Чем обернется для москвичей и столичного бизнеса сомнительная инициатива московских властей – покажет время.

«Вовремя:ру» оставлет за собой прерогативу следить за развитием событий.

 

Александра Бушуева,

специально для «Вовремя:ру»

Москва-Казань

06.03.12

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также