Мексика: земля цвета корицы

23.11.2011

Походная юность

С детских лет Сергея тянуло к перемещениям в пространстве. Сначала были какие-то авантюрные вылазки на велосипедах, потом это стало более сознательно – в рамках нормативов спортивного туризма и альпинизма, когда ни влево, ни вправо нельзя было отклониться от маршрута. Так наш герой доездился до мастера спорта, став чемпионом СССР по велотуризму.  И в этой точке внутреннее авантюрное состояние победило — желание посмотреть и побывать там, где еще не был, стало неодолимым.  

Шесть лет назад Ермолаеву попался в руки номер National Geographic с обзором «Сто лучших мест планеты». Уж попался, так попался! Оказалось, что в некоторых местах из этого перечня Сергею уже удалось побывать, однако оставались и неизведанные им территории. Рассудив, что жизнь наша слишком коротка, а Земля хоть и мала, но чрезвычайно богата сокровищами путешествий, Сергей решил не тратить времени на пустые сожаления. И, наметив цель, решительно стал собираться в путь.

В Мексику.

 

Первый шаг

— Это как с собственным бизнесом: кто-то пугается – ты что, для этого же столько денег нужно! —  а кто-то просто делает. Путешествие – то же самое: можно придумать тысячу причин, почему это так сложно и невозможно, а можно просто сделать. Как и в бизнесе, в путешествии деньги – не главное. Главное – идея и настрой, то, что у тебя в голове, — уверен Ермолаев.

Восприятие путешествий, походное состояние присутствовало в Сергее еще с детства. Они с приятелями постоянно куда-то мотались, ездили в Марийку, совершали ежедневные тренировки на загородных шоссе по 50-100 км. После 8 класса они с приятелем отправились на велосипедах в Москву — вот это авантюра! -а через год , уже вчетвером по бездорожью добрались в Ульяновск и разместились там на «холерном» дебаркадере.

Повзрослев, Сергей стал с удовольствием выбираться в командировки, которые периодически случались по работе, ходить в настоящие спортивные экспедиции — Кавказ, Тянь-Шань, Урал, Алтай, Карпаты, Памир, Памир, Памир. Потом уже водил группы школников, и с ними тоже дважды становились чемпионами СССР, но уже среди школьников. Когда страна вошла в рыночное русло, занялся туристским бизнесом, и стал самостоятельно ездить по миру, побывав на данный момент в 25 странах. Поэтому он не без удовольствия констатирует, что для него чемоданное настроение – это естественное состояние души.

Очень хорошо, когда работа совпадает с твоим мироощущением, уверен Сергей.  Ему есть с чем сравнивать, поскольку так было в его жизни далеко не всегда — был период, когда все не совпадало, в душе был полный раздрай (думаю, у многих из нас был в жизни такой период – прим.авт.). Возвращаясь к моменту принятия решения о поездке в Мексику, Сергей вспоминает, что всегда белой завистью завидовал журналистам-путешественникам, чья работа напрямую связана с поездками по миру и новыми впечатлениями. Особенно в советское время, когда перемещаться за «железный занавес» могли только прошедшие идеологическую экспертизу специалисты, звезды культуры, дипломаты и члены Политбюро. Сегодня, по словам Сергея, ему до сих пор не верится, что можно из России уехать практически в любую точку мира, а в Казань приезжают люди, визит которых раньше был сопоставим с высадкой марсиан на Земле.

 

Самое ценное – информационная подготовка

Как мы уже отмечали, опыт организации и проведения спортивных походов у Сергея на момент появления идеи поездки в Мексику имелся. Однако Мексика – это не Марийка и не Кавказ, причем дело не только в расстоянии. Что дополнительно потребовалось в ходе подготовки к такому серьезному путешествию?

Благодаря Интернету, сейчас можно совершить виртуальное путешествие – еще не выехав в пункт назначения, вы уже многое о нем знаете, знаете, чего ждать. Такая подготовка, по словам Ермолаева,  и есть самое важное «оборудование» путешественника – она позволяет избежать разочарований и на месте, и по возвращению – когда узнаешь, что из-за собственного невежества пропустил какое-либо уникальное место, рядом с которым был. Тем более если речь фактически о путешествии в другой конец света, в другой мир, такой, каким является для России Мексика.

 

Путешествие по земле майя

Итак, сначала Сергей с компаньонами поездом доехали до Москвы, затем самолетом совершили трансатлантический перелет до Канкуна, там местным самолетом добрались до Мехико. В Мехико арендовали автомобиль, поехали по стране. На границе с Гватемалой взяли лодку, чтобы увидеть один из древних городов, Яшчилан – добраться до него можно только по реке, потому что там непроходимые джунгли.

Джунгли, по словам Ермолаева, – вообще отдельная тема.

— Я много где бывал как турист, и в тайге, которая считается непроходимой. Но в джунглях Латинской Америки без мачете перемещаться абсолютно невозможно, там только игуаны ползают под плотным покровом буйной растительности, да обезьяны лихо перебираются по лианам, — признается наш собеседник.

Маршрут составляли заранее, самостоятельно – из того, что можно было выбрать. Дело в том, что в таких странах, как Мексика, в некоторых районах полувоенное положение.  Там, куда добирались казанские путешественники в поисках затерянного города, везде стоят посты, горячие парни в касках с автоматами…

— Сами бы мы не попали никуда, только с проводником, которого нам на выделила турфирма (с которой необходимо договориться до поездки), сертифицированная на организацию данного маршрута. Других не пускают. Причем инициатором подобных мер выступила местная власть  — сами индейцы поставили шлагбаумы, — рассказывает отчаянный казанский путешественник.

В любом походе и самостоятельном путешествии, по словам Ермолаева,  есть три совершенно четкие фазы. Первая – изучение местности, куда направляешься, карт, маршрутов, особенностей климата, социально-политической обстановки, языка и т.п.  

Следующий этап – само путешествие.

И, наконец, финальная стадия – отчет о поездке.

— Когда ты делаешь отчет, то уже в третий раз путешествуешь, на этот раз в воспоминаниях, и это состояние длится целый год. А тот, кто взял билет по «горящей путевке», его привезли на пляж, где он пролежал шесть или двенадцать дней, изредка выползая к бару – это не путешественник. Тут тоже двенадцать дней, но какая разница и сколько впечатлений!

 

Кастанеда и точка фото-сборки

— Когда мы готовились к спортивным походам, нужно было сначала разработать маршрут, познакомиться с той местностью, куда ты собираешься ехать, с разных сторон. А потом, по итогам, обязательно сделать отчет. Сейчас в каждой своей поездке я готовлюсь аналогично, и хотя мне уже не нужно отчитываться перед маршрутными комиссиями, но внутри потребность в отчете сохранилась. Вот эта фотовыставка – это, по сути, отчет, фоторепортаж о поездке в Мексику, — поясняет Сергей, рассказывая о недавней выставке, организованной в казанской Галерее современного искусства. (Некоторые работы с выставки читатели «Вовремя» могут увидеть в фотоприложении к этой статье – прим.ред.)

В работах чувствуется подход профессионала, однако сам Сергей подчеркивает, что определяет себя как любителя – от слова «любить» («если ты любишь фотографию, только тогда можно делать какие-то фото»).   У каждого человека должен быть свой внутренний мир, который должен иметь выход наружу, иметь канал самовыражения, уверен Ермолаев.

Большинство «мексиканских» фотографий подписано цитатами из Кастанеды. Однако Сергей поясняет, что это – не комментарии, не подписи к фотографиям, а то яркое сиюминутное ощущение в момент съемки, выраженное в словах: «Я пришел педложить вам немного солнца… чтобы вы освободились от самих себя, таких нагруженных…»

— Тексты, которые здесь приведены – это мое эмоциональное состояние, которое было у меня в тот момент, а выставка – отличный способ этим состоянием поделиться, — считает путешественник.

Однако нельзя сказать, что тема Кастанеды в фоторепортаже о Мексике всплыла совершенно неожиданно. Она, начавшись в студенческие годы,  закольцевалась эти путешествием.

— в 70-е годы тексты Кастанеды впервые попали к нам в Казань. Тот самиздат привезли студенты с Кубы, первые иностранцы, которые учились у нас в «универе». Впечатление от первого прочтения – потрясение, тем более это было недоступно, запретно, а потому безумно интересно, — рассказывает Ермолаев.  

Второй раз он погрузился в мир Кастанеды при подготовке к поездке – дабы прочувствовать  древнюю культуру. И каково же было его и компаньонов (в поездке Сергея сопровождала супруга и их общая приятельница  – прим.авт.)  потрясение, когда уже по приезду в разговоре с переводчицей выяснилось, что она не то что знакома – она переводила и редактировала книги Кастанеды! Причем познакомились они на почве любви к собакам – и известный писатель, и переводчица Светлана Митяева, оказались ярыми собачниками.

 

Загадочная мексиканская душа

На одной из фотографий Сергея —  пирамида Луны, рядом — пирамида Солнца. Между ними – дорога Жизни, она же дорога Смерти. На переднем фоне, наверху одной из пирамид, в медитативной позе сидит девушка. Внизу мелкими букашками идут люди.  Девушка, по словам Сергея, просидела там неподвижно несколько часов.

— Вообще у мексиканцев сама тема смерти как-то очень весело, естественно представлена. В данном случае дорога между пирамидами – тот самый мост, который соединяет этот и тот мир. И атмосфера в этом месте очень точно создает это состояние перехода. Возникает ощущение невероятно-очевидного, именно в такой последовательности.

Не секрет, что в разных уголках мира к «руссо туристо» относятся по-разному. Где-то напоказ лебезят, а за спиной плюют в стакан, где-то боятся, где-то принципиально не замечают. В Мексике русских любят. Ощущение позитивного отношения, по словам Ермолаева, чувствуется везде, на разных уровнях общения. Как пример такого позитива вне времени и пространства, на одном из фото Сергея запечатлена женщина в годах, нарядно одетая и игриво смотрящая в камеру, сидя у стены дома. Рядом – вывеска какого-то заведения. Под рукой у женщины – стул, на нем стоит любимый коктейль. Пина-колада.

— Мне не нравятся фотомодели, потому что их лица ничего не выражают. А вот у человека, у которого есть уже пройденный жизненный путь, лицо и глаза выражают очень многое, его внутренний мир. Принято считать, что пожилые лица — это печаль, сплошной минор. А вот этот кадр  — я его назвал «Бокал пино-колады» — опровергает такой стереотип. На лице женщины – морщины, время оставило на нем печать, но она осталась такая же молодая, как и раньше, когда отплясывала в этом заведении, — повествует Сергей-фотокорр.

 

Не в деньгах проблема

— На сегодняшний день я считаю, что если есть желание увидеть мир и хотя бы базовое знание английского языка, все дороги открыты. И деньги здесь далеко не на первом месте, — пояснил Сергей Ермолаев на вопрос «Вовремя» о затратной стороне мексиканского вояжа.

Конкретизируя, путешественник сказал, что если взять за базу бюджет поездки в Мексику по турпутевке по принципу «все включено», и бюджет, спланированный самостоятельно, то второй вариант окажется экономичнее первого как минимум в два раза. Но – за счет того, что очень много проблем путешественник возьмет на себя. Сергей занимался туристским бизнесом и знает, как планировать дальние путешествия с организационной точки зрения. Тем не менее, в век Интернета можно, опять-таки, заранее списаться с проводниками, местными турфирмами, нашими путешественниками, забронировать места для проживания.

Наши сограждане, как правило, изучают курорты по отелям. А таких, как Ермолаевы, кто мечтает изучить страну изнутри – единицы.

И когда увиденная реальность превосходит твои ожидания, это и есть состояние полнейшего счастья для путешественника.

 

Наталья Сухорукова,

Вовремя:ру

23.11.11

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также