Мечты о городе Солнца

06.04.2012

Ответ архитекторам

Не прошло и недели с заседания Союза архитекторов РТ, о котором писало «Вовремя», как городская власть быстро прислушалась к голосу экспертной общественности!

На совещании аритекторова, если помните, местные эксперты пеняли властям на отсутствие четкой разработанной градостроительной политики в Казани. В итоге архитекторы порекомендовали чиновникам профессионально решать возникающие проблемы.

И вот 6 апреля 2012 года в брифинг-зале Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» состоялась пресс-конференция, посвященная концепции развития города на территории акватории рек Казанки и Волги и транспортной инфраструктуры. Правда, по странному стечению обстоятельств, ни одного именитого архитектора на брифинг не позвали. Но, может быть, корреспонденту только показалось, что данные мероприятия как-то связаны…

Как бы там ни было, на прошедшем брифинге СМИ презентовали суперпроект. Который, по замыслу его создателей, разгрузит центр города. Это, безусловно, корректировка существующего Генплана Казани. В общем, всё на благо горожан. 


Светлое градостроительное завтра

Проект предполагает строительство дороги, ведущей из центра города на трассу М7 «Волга», как альтернативу Горьковскому шоссе. Она должна пройти от речпорта до Кировской дамбы. Там будет либо развязка, либо путепровод (разработчики подготовили аж 3 варианта – прим. авт.). Затем по насыпи прямо на волжском берегу она должна огибать Кировский район. Затем по волжским островкам (с помощью мостов – прим. авт.), которые в изрядном количестве появились здесь со врремен создания Куйбышевского водохранилища, она легкой рысью пробежит до самой М7. И встретится с ней где-то в районе моста через Волгу, скорее всего, рядом со станцией Займище.

Трасса должна быть протяженностью 17 километров и иметь 4 полосы в ширину. Впрочем, при большом желании можно накинуть пару полос. Ориентировочная пропускная способность — 1000 машин в час.

 

Маниловские шлюзы

Это ещё не все приятные бонусы для горожан. Как вскользь было сказано выше, для новой дороги будет новая дамба (не Кировская, — прим.авт.). На ней, согласно проекту, будет установлена система шлюзов. Таким образом надеются поднять уровень Казанки по сравнению с уровнем Волги на 4 метра (53 метра против 49 нынешних, волжских). Это, по мнению экспертов, придаст проточности руслу Казанки. Сейчас же Казанка целиком и полностью зависит от того, сбросят воду в Куйбышевском водохранилище или нет. Получается, что её берега сейчас – это территория неожиданных перепадов уровня воды. То есть высокорискованая с точки зрения экологии. Об этом говорилось, в частности, на недавно прошедшем научно-техническом совете при Министерстве экологии и природного хозяйства РТ, репортаж с которого опубликован «Вовремя».

Коли будут шлюзы для полноценного судоходства по реке Казанка, скорее всего, понадобится прорыть ещё один канал в насыпи Кремлевской дамбы. А возможно, и в Кировской.

Даже человеку, далекому от строительства, при мельком брошенном взгляде на данный проект становиться понятно, что его реализация требует затрат, сопоставимых с затратами на подготовку Казани к Универсиаде.

 

Всё делаемое — к лучшему

Каждый выступавший на брифинге на свой лад хвалил этот на редкость удачный проект. Генеральный директор ОАО «Институт по проектированию объектов дорожного хозяйства РТ «Татдорпроект» (где, собственно, проект и разрабатывался – прим. авт.) Елена Пановская рассказала, к примеру, о том, что обязательно будут предусмотрены средства на восстановление рыбного хозяйства в местах насыпки грунта. Она также заявила, что новая дорога может стать хорошей альтернативой железной магистрали. (Впрочем, те, кто путешествуют на электричках и те, кто имеют собственный автотранспорт, – как правило, разные люди).

А заведующая кафедрой «Инженерная экология и рациональное природопользование» КГЭУ Роза Дыганова, со своей стороны, предупредила о возможном возмущении граждан. Более 7о островов, находящихйся вблизи правого берега Волги и образовавшихся в результате строительства Куйбышевского водохранилища, не подпадают под категорию «земель водного фонда», согласно Водному кодексу РФ. Так что переживать за них не надо. К тому же, по словам Дыгановой, экология после берего-укрепительных, углубительных и прочих полезных работ только улучшится. А уж после строительства новой дороги исчезнет заиливание данного пространства.

Остров Маркиз, известный горожанам, предпочитающим прогулки по волжской водной глади, тоже, по словам Дыгановой, может стать зеленой зоной отдыха… А сейчас тогда как его назвать? 

Презентация «воздушного замка»

Однако, когда для СМИ пришло время задавать вопросы, журналистов ждало некоторое разочарование. Первый зам главы Казани Иршат Минкин объявил, что всё услышанное – пока только концепция. Причем — одна из нескольких, имеющих право на существование.

Конечно, «Город Солнца» Кампанеллы или «Утопия» Мора – чтения довольно занимательное. Можно и вслух почитать. Но зачем приглашать на эти чтения толпу журналистов? 

Неизвестна даже примерная стоимость реализации. Хотя точно известно, что таких денег нет ни у города, ни у республики.

Вряд ли федеральный центр будет каждый год спускать «золотой дождь» субвенций на Казань. Поэтому для реализации столь грандиозного проекта без инвестора не обойтись. Отсюда вывод: если даже дорога когда-нибудь построится, она будет платной. Вот если бы вдруг нашлись на неё деньги в бюджете, тогда, пожалуйста, катайтесь, сколько душа пожелает. Но, увы и ах, даже с частными инвесторами обязательно будут проблемы. Проекты подобного масштаба окупаются десятилетиями.

ПСО «Казань», которое за свои деньги (видимо, из альтруистических гражданских побуждений – прим. авт.) заказало разработку этой концепции, совсем не стремится быть инвестором данного проекта. А вот подрядчиком – пожалуйста.

Размытая перспектива
В процессе личных бесед корреспондента «Вовремя» с участниками брифинга выяснились другие интересные подробности. Дело в том, что ему было дюже любопытно, почему с пробками в центре хотят бороться, по старой российской традиции, через «одно место» – в данном случае олицентворенном в речном порте. Ведь если Большое казанское кольцо не замкнуть через промзону Приволжского района, соединив речпорт и Тихорецкую, то «пробки» в центре не рассосутся, а только увеличатся! В конце концов, не всем казанцам надо срочно уехать из города. Некоторые предпочитают передвигаться внутри него.

Иршат Минкин не смог ответить даже приблизительно, когда начнут строить трассу через промзону. Понятно, что на сроки влияют множество факторов (местность занята складами и производствами, имеющими десятки владельцев — прим.авт.). Но пока не будет решена эта проблема, о каких-то более масштабных проектах, вроде альтернативного — платного — выезда на М7, говорить трудно.

От генерального директора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина корреспондент «Вовремя» узнал, что никаких работ в районе дороги от речпорта до пляжа «Локомотив» его организация не производила. И тут корреспонденту стало стыдно. О чем он писал когда-то первую часть своей прежней статьи? Наверно, всё описанное ему пригрезилось…

 
Дворцы на новом берегу

Наиболее реалистичные планы расписал руководитель научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект» Евгений Евсеев. В своем выступлении он говорил о планах застройки правого берега Казанки. В частности, района между комплексом «Ривьера» и Кремлевской дамбой.

Вся указанная зона скоро, судя по красочным рисункам-проектам, должна превратится в пешеходно-велосипедную прогулочную зону, покрытую сетью симметричных асфальтовых дорожек, с некоторым вкраплением зелени. Не исключено, что и скамейки поставят.
Практически утверждено уже расширения улицы Сигбата Хакима. Она пройдет от «Ривьеры» до Издательства. И соединиться с Бондаренко. Таким образом, выезд с Кремлевской дамбы, наконец-то, разгрузят не только слева, но и справа.

Давно уже засыпали Казанку ближе к правобережью от издательства и практически до «Миллениума». А бывший на этом месте недавно пляж приказал долго жить. Но жертва была не напрасна.

Не так далеко от Издательства, ближе к воде, на небольшом насыпном островке, построят медиацентр для информационного обеспечения предстоящей Универсиады. Его проект готовит небезызвестный Даши Намдаков (автор скандальной «Хранительницы», которую собираються установить в Булгаре – прим. авт.). Он видит медиацентр в виде казана. Символика понятна. Однако учитывая, что репутацию творений Намдакова и тот факт, что после Универсиады это здание планируют превратить в загс, главное, чтобы казан не слишком сильно походил на какой-нибудь адский котел… Иначе молодожены могут в массовом порядке передумывать заключать брак буквально на пороге регистрации  видя перед собой такой символ будущей семейной жизни.

Другая известная европейская компания вознамерилась построить рядом с отелем «Ривьера» гораздо более высокое здание – метров эдак под 200. Назначение его пока скрыто для обывателя. А примерное название уже известно – Казань-Сити (видимо, по аналогии с недавно горевшей Москва-Сити — прим.авт.). Строят специально рядом с рекой — видимо, чтобы не было проблем с тушением пожаров.

Казань обязательно станет красивейшим городом с множеством современных дорог. Во всяком случае, в головах чиновников она уже почти стала таковой.

А доведется ли нам жить в ту пору прекрасную – вопрос, на который пока нет ответа.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

08.04.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также