На страже интеллектуальных продуктов

07.02.2013

Какие преимущества предоставляет регистрация товарного знака, что это дает предпринимателю и выгодно ли это?

Нужно ли регистрировать?

Регистрация товарного знака имеет ряд неоспоримых преимуществ для предпринимателя, как начинающего, так и для тех, чей бизнес уже «встал на рельсы». Если брать западноевропейские и североамериканские компании, то до 70-80%  их  капитализации составляет интеллектуальная и промышленная собственность. А это авторские права, патенты, ноу-хау и, конечно же, товарные знаки. В России же пока интеллектуальная собственность составляет в среднем около 0,3% от капитализации компаний.

Причина проста — подавляющее большинство руководителей в нашей стране просто не понимают ценность и коммерческую выгоду от надлежащим образом оформленных прав на интеллектуальную собственность. Хотя сразу стоит оговориться, с каждым годом в России все больше оформляется патентов и регистрируется товарных знаков. Отечественные предприниматели потихоньку начинают приходить к тому, до чего на Западе додумались уже давно — интеллектуальная собственность может напрямую конвертироваться в деньги. Зарегистрированный товарный знак – это реальный актив компании, имеющий конкретную рыночную стоимость.

Как определить рыночную стоимость товарного знака?

Собственно говоря, для определения текущей стоимости вашего товарного знака велосипеда изобретать не требуется. Существуют давно выведенные формулы определения стоимости вашего товарного знака. На первый взгляд формулы вычисления стоимости товарного знака могут показаться сложными. Однако делать самостоятельные вычисления вам не обязательно — специально обученный эксперт (оценщик)  без затруднений даст вам заключение о стоимости вашего товарного знака.

Но если читателю будет интересно самостоятельно подсчитать стоимость своего товарного знака, одну из таких формул, наиболее актуальных (по моему мнению) я все же приведу. Есть несколько подходов к определению стоимости товарного знака. Один их них так называемый доходный подход — определение стоимости товарного знака непосредственно по прибыли который он вам приносит. По моему мнению, такой подход наиболее точно отражает текущую стоимость вашего товарного знака. В отличии, скажем, от  затратного подхода, под которым понимается вычисление стоимости исходя из ваших вложений в товарный знак.

Итак, доходный подход, вычисляется по следующей формуле:

ТСтз = Кхп * ? ЭВДi * (НПi / 100) / (1 + СДi)i, где:

ТСтз — текущая стоимость Т3;

Кхп — коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль, связанную с применением Т3, и зависящий от характера производства продукции (защищенной товарным знаком); значения этого коэффициента определяются по шкале:

< 0,1 — индивидуальное производство

0,1 — 0,2 — мелкосерийное производство

0,21. — 0,3 — серийное производство

0,31 — 0,4 — крупносерийное производство

0,41 — 0,5 — массовое производство.

В случае, если точно невозможно определить характер производства, значение коэффициента Кхп можно определить экспертным методом, с учетом того, что, по зарубежным данным, дополнительная прибыль, связанная с применением «хорошего» товарного знака, может составлять от 15 до 30%.

i — код (индекс) года (i = 1,2,….,Т, где Т — планируемый срок выпуска продукции защищенной товарным знаком);

НПi, — норма прибыли в i-ом году (определяемая экспертным методом в зависимости от конъюнктуры рынка, характера производства и др.), обычно лежащая в интервале от 10 до 20% (может быть НПi = const);

СДi- ставка дисконта в i-ом году (возможно, что СДi = const);

ЭВДi — эффективный валовой доход в i-ом году, определяемый по формуле:

ЭВДi = Oi * Цi, где:

Оi — объем реализованной продукции в i-ом году;

Ц,- вероятная цена единицы продукции (защищенной товарным знаком в i-ом году);

Вместо произведения ЭВД х НП может быть взята величина чистого дохода если по конкретным условиям оцениваемого объекта оценщику легче получить информацию о ЧД, чем раздельную информацию о ЭВД и о НП.

Правда, стоит оговориться, что столь сложные формулы используют, скажем, для таких операций, как получение банковского кредита под залог товарного знака. Здесь необходимо математически(экономически) обосновать стоимость вашего товарного знака.

В более простых случаях, например, если вы решили продать франшизу, стоимость вашего товарного знака определяется вами самостоятельно. Если быть точнее не вами, а рынком, исходя из известности и узнаваемости вашего бренда. Чем известнее и узнаваемее ваше обозначение на рынке соответствующих услуг, тем дороже стоит ваш товарный знак.

Защита интеллектуальной собственности

Таким образом, мы определили, что товарный знак является реальным активом компании, имеющий вполне определенную рыночную стоимость и являющийся одним из главных элементов маркетинговой политики фирмы, поскольку представляет собой гарантию качества и обеспечение безопасности вашего потребителя.

В современном отечественном бизнесе наблюдается явный переход от неприятия интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков, к стратегическому управлению этими корпоративными активами.

В связи с этим, никак нельзя обойти стороной один из важнейших вопросов данной темы — вопрос правовой охраны вашего обозначения. Чтобы надежно защитить свою продукцию от подделок, оградить свой рынок от конкурентов, а потребителей от введения в заблуждение, производителю следует в обязательном порядке зарегистрировать свой товарный знак в установленном законом порядке.

Факт регистрации вашего товарного знака,  предоставляет вам право на его защиту. Очень важно знать и уметь правильно защитить права на ваш товарный знак. Как любил говаривать один мой друг и коллега: «Если вы не знаете своих прав — значит у вас их нет»

Защита прав на товарный знак и наименование места происхождения товара осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур.

Административно-правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится, во-первых, к возможности подачи возражения против регистрации товарного знака в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ с правом последующего обжалования принятого по возражению решения в Высшей патентной палате РФ и в суде; во-вторых, к обращению с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в федеральный антимонопольный орган территориальный орган); и наконец, в-третьих, к подаче жалобы в вышестоящий орган организации-нарушителя, если таковой у последней имеется. Общим порядком защиты нарушенных прав на товарный знак является их гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках общего, то есть судебного (искового) порядка.

В настоящее время все споры, связанные с нарушением рассматриваемых прав, в соответствии с закрепленной действующим законодательством подведомственностью дел относятся к компетенции арбитражных судов, разрешающих все споры, связанные с предпринимательской деятельностью. Это, конечно, не препятствует возможной передаче спора по соглашению сторон на разрешение третейского суда.             Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения права на товарный знак, является требование о прекращении их дальнейшего использования. По смыслу закона данное требование может быть заявлено и в целях предотвращения готовящегося правонарушения, когда, например, незаконно маркированный чужим товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию охраны. К указанному способу защиты близко примыкает требование об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожении изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Иногда, однако, сделать это невозможно без причинения существенного вреда самому товару. Представляется, что по смыслу закона в этом случае подлежит уничтожению (переработке) сам товар. В тех случаях, когда вследствие незаконного использования товарного знака или наименования места происхождения товара у их обладателей возникли убытки, последние подлежат возмещению нарушителями в полном объеме.

При незаконном использовании товарного знака в качестве потерпевшего выступает, прежде всего, сам владелец товарного знака, который и имеет право на возмещение убытков. Однако в результате правонарушения ущемляются и законные интересы тех лиц, которые пользуются товарными знаками на основании лицензионных договоров или договоров коммерческой концессии. Поскольку они являются титульными пользователями товарных знаков, их следует рассматривать также как потерпевших, имеющих право на возмещение вреда.

Собственник товарного знака, наряду с другими убытками, в качестве своей упущенной выгоды в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ может рассматривать доходы, полученные лицом, незаконно использовавшим принадлежащий потерпевшему товарный знак. В соответствии с Законом ему возмещаются все убытки, включая, несомненно, и доказанную им упущенную выгоду.

Рассмотренные выше способы защиты в основном применяются во внедоговорной сфере. В тех случаях когда товарный знак используется на лицензионной основе, защита прав владельца товарного знака осуществляется, прежде всего, с помощью тех мер, которые предусмотрены сторонами в лицензионном договоре.

Наконец, действующее законодательство рассматривает незаконное пользование чужим товарным знаком не только в качестве гражданского правонарушения, но и как уголовно наказуемое деяние (ст.180 УК РФ).

Санкции статьи 180 УК РФ, в зависимости от квалифицирующих признаков и причиненного вреда предусматривают наказания от штрафа, до лишения свободы сроком до шести лет.

Таким образом, действующее законодательство предоставляет весьма широкий круг мер для защиты объекта интеллектуальной собственности, а в частности товарного знака.

Александр Архипов,

генеральный директор компании «БизБренд»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также