Левый уклон

18.11.2011

Шариков как тренд

В преддверии выборов в Госдуму РФ в регионах произошла некоторая активизация разных политических движений. Преимущественно тех, кто всё-таки надеется занять места в будущей Думе.

Но среди людей либеральных взглядов сегодня популярны апатия и уныние. Особенно после съезда «Единой России», на которой Владимир Путин и Дмитрий Медведев заявили о своей будущей рокировке. Так называемая внесистемная оппозиция заполонила политизированную часть русскоязычного интернета криками «Всё пропало!». Один Лимонов стойко продолжает твердить, что пропало не всё и в стране много недовольных.

В стане вполне системных «левых», от эсеров и меньшевиков со вкусом «Яблока» до коммунистов, настроение не только не паническое, а, напротив, самое радужное. С оптимизмом смотреть в будущее КПРФ позволяет прикладная социология и некоторые локальные победы депутатов-коммунистов на муниципальных выборах в ряде регионов России. Только победившие коммунисты, как правило, после победы резко меняют партийную принадлежность и записываются в ряды «Единой России». Но вся партия вряд ли состоит из ренегатов.

 

Современные Робины Гуды

Главный повод для радости у всех «левых» — это то, что борьба труда с капиталом после глобального финансового кризиса стала общемировым трендом.  Тонко чувствующий настроение массовой аудитории Голливуд выпустил новый блокбастер «Время». Выход фильма на мировой экран точно совпал по времени с акцией «Захвати Уолл-стрит», тоже проходящей по всему миру.

Вот и не верь после этого в теорию заговора. Суть «Времени» проста – у богатых всего полно, даже времени, а бедные каждый день умирают от его нехватки. Поэтому надо взять всё, да поделить — ясное дело, в пользу вторых. Чем успешно и занимаются главные герои фильма – грабят банки «времени» и раздают всё нуждающимся.

Иллюзии заокеанской «фабрики грез» понятны — они не проходили через 17-тый год…

 

В Татарстане — предвыборная тишина

Возвращаясь к теме предстоящих выборов, следует отметить, что по силе и интенсивности агитации они какие-то вялые. Во всяком случае, в Казани. Каких-нибудь 10 лет назад все почтовые ящики были бы забиты макулатурой из листовок различных партий. Город был бы украшен праздничными рекламными щитами, обещающими от лица тех же партий все блага всем и каждому. Жаркие политические дисскусии со страниц газет и телеэкранов вылились бы на семейный обеденный стол. Предоставив дополнительный повод для ссоры между свекром и шурином.

А что наблюдается сейчас? Никакой политической рекламы на билбордах. Псевдодебаты по местному каналу. Куцые статьи в нескольких неправительственных изданиях. Выправленные пиарщиками видеоролики по ТВ. Самая сильная агитация — попадающиеся то здесь, то там редкие люди с флагами партий.

 

«Справедливое» распределение в свете молекулярной теории богатства

Но есть и «лучи света» в этом «темном царстве» аполитичности. В Казань на днях приезжал депутат Госдумы Иван Грачев. Хоть и родился он далеко отсюда, но большую часть жизни провел в Казани. Политиком он стал тоже здесь. Грачев – один из основателей и руководителей знаменитой группы «Солидарность», которая была демократической альтернативой в парламенте Татарстана. Теперь он давно москвич, но не забыл родной город. Какое-то время он был членом партии «Яблоко». И вот теперь входит в руководство партии «Справедливая Россия». Впрочем, и само «Яблоко» сейчас сильно полевело. Выступает против «разграбления» родины олигархами, за повышенные социальные гарантии и прочее в том же духе.

Выступал Грачев не очень долго — каких-то 40 минут. Его слушали где-то около 120 сочувствующих, журналистов и просто политически активных казанцев. Речь спикера практически не отличалась от лозунговой программы «Справедливой России». Поэтому он успел коснуться сразу многих важных вопросов. Но вскользь.

С 2009 года электроэнергия стоит в России больше, чем в США. За счет накруток посредников. Что делать? Национализировать энергетику, конечно. В энергетику, по Грачеву, не выгодно вкладывать, никогда не окупятся инвестиции. (Пустите на этот рынок западных инвесторов, пусть они сами решат, что им выгодно, а что – нет! – прим. авт.). Казенное предприятие сразу снизит суммы платежей. Китаю, к примеру, российские энергокомпании продают электричество по 57 копеек за киловатт (откуда такие данные? Неужели энергетики так любят китайцев, что продают им электричество себе в убыток? – прим. авт.). Вот вам и справедливая цена (у «справедливой» партии всё должно быть справедливо – прим. авт.).

Как победить коррупцию? Ввести обязательное декларирование чиновниками своих расходов (для чего, надо полагать, нужно будет создать отдельное ведомство, например, Росрасхчиннадзор — прим.ред.). Ещё в царской России лишали дворянства весь род проворовавшегося чинуши. Поэтому столоначальники предпочитали стреляться до суда, чтобы не опозорить фамилию. (Чего будем лишать сегодня? Гражданства Финляндии или Монако? – прим. авт.).

В стране нет дешевого жилья даже для среднего класса? Потребность есть где-то у 70% населения. Выход Грачев видит в использовании социального найма. Государство строит за свой счет и заселяет туда (без права собственности – прим. авт.) самых нуждающихся. Ну, а тем, у кого какие-то средства накоплены, государство должно добавлять по 40 копеек на каждый вложенный рубль.

Вообще, судя по выступлению Грачева, для эсеров нет нерешаемых проблем. Они регулярно, каждый год разрабатывают свой альтернативный бюджет. Не жалко ведь времени – знают, что депутаты всё равно не примут, а может, и даже читать не будут. В тех альтернативных бюджетах всё просто, любая проблема решается финансовыми вливаниями. Где взять деньги? Наивный вопрос — конечно, из стабфонда! Разумеется, по логике «Справедливой России», его надо вернуть из США на родину как можно скорее. Грачева совсем не смутило возражение корреспондента «Вовремя» о том, что половина средств этого фонда может бесследно исчезнуть по дороге. «Ну, тогда вообще не надо формировать никакой бюджет, — ответил депутат, — остальные-то деньги дойдут до людей». То есть, говоря проще, предлагается потратить всю заначку, не дожидаясь наступления «черного дня», причем половину просто пропить.

Такое качество, как скромность, в партии «Справедливая Россия» стоит явно не на первых позициях. Именно членов своей партии Грачев называет лучшими экономистами России. И себя в том числе. А какие-то там Кудрин, Чубайс, Прохоров по сравнению с ними – просто недоучки.

Как Прохорову удалось разбогатеть? На этот счет у «великих экономистов» есть простая «физическая» теория. Люди, как молекулы во время броуновского движения, постоянно сталкиваются, взаимодействуя, передавая друг другу деньги. И случайным образом у некоторых «молекул» денег становиться больше. Этой нехитрой моделью можно объяснить многие окружающие нас явления, в том числе и социальные. Только одна маленькая деталь: если всё зависит от случая, зачем вообще трудиться? Работаешь, работаешь, а потом бац – «молекулы» разлетелись, и зарплата куда-то делась. Или, наоборот, сидишь дома, нечего не делаешь, и тут заходит какая-нибудь «молекула» и деньги тебе в конверте протягивает.

 

Назад в социалистическое будущее

И коммунисты не остались в стороне от общения с журналистами. В Казань приезжал сам бывший адмирал флота и нынешний депутат Госдумы Владимир Комоедов. Чтобы провести пресс-конференцию с отчетом о проделанной коммунистами работе в нынешней Думе. Вместе с ним на вопросы журналистов отвечала группа товарищей, местных и не очень. Один даже, кажется, был посланцем корейских товарищей. Только корреспондент «Вовремя» не разобрался каких – северных или южных.

Как и ожидалось, вместо запланированного «отчета о работе» была банальная агитация. Как говорится, найдите 10 отличий с программой «Справедливой России». И здесь краеугольный камень коммунистической платформы – национализация углеводородных компаний. Хотя Комоедов осторожно заметил, что если какая-то региональная кампания работает стабильно, платит зарплату и налоги (возможно, имелась ввиду «Татнефть» — прим. авт.), то национализация не требуется. Хотя о чем речь, «Татнефть» — и так почти государственная компания.

Все «левые» прекрасно справляются с обязанностями распределителей доходов. Но остается ещё одна маленькая проблема – сначала доходы нужно заработать. И здесь у «левых» партий – заминка. Они наглухо молчат про то, как это сделать.

Корреспондент «Вовремя» интересовался и у эсеров, и у коммунистов, как они голосовали в 2006 году при принятии печально известного закона №271 «О розничных рынках». Никто ничего не помнит. Правильно, 5 лет уже прошло. А как они к нему относятся? Похоже, они плохо представляют, о чем идет речь. Хотя на словах малый бизнес – это их электорат, а они — его самые ярые защитники.

Стратегическая цель «левых» ясна — поделить нажитое за «тучные» годы. Понятно, в чью пользу на этот раз. А тактическая – не дать «Единой России» набрать 50% голосов.

 

Где вы, либералы?

Может быть, демократически ориентированные партии знают, как заработать на светлое настоящее? К большому сожалению, корреспонденту «Вовремя» так и не удалось дозвониться до Павла Сигала, лидера «правых» в Татарстане. Впрочем, предвыборные перспективы «Правого дела» после скандала с назначением и уходом из партии Михаила Прохорова оставляют желать лучшего.

Зато удалось разговорить председателя регионального татарстанского отделения российской объединенной демократической партии «Яблоко» Руслана Зинатуллина. Он единственный, кто понял, когда корреспондент  «Вовремя» спросил о федеральном законе «О розничных рынках», о чем идет речь. И высказал довольно внятную позицию, которая заключается в том, что рынки надо оборудовать поэтапно. Чтобы этот процесс ни в коем случае не задел интересов на продавцов, ни покупателей. Зинатуллин считает, что главное в этом вопросе — поддерживать конкуренцию. Самостоятельно, без вопроса корреспондента «Вовремя», он плавно перешел к вопросу уличных киосков и павильонов. Договора аренды на землю под ними, по мнению Зинатуллина, надо заключать сразу на несколько лет. Чтобы у предпринимателя была уверенность, что он успеет отработать вложенные средства. (А пока город вообще не продлевает такие договора, даже прошедшие ранее через аукцион, и в итоге даже предприниматели в «дислокации» оказываются вне закона — прим.ред.)

Жаль, что московское начальство Зиннатулина в лице Митрохина и Явлинского больше обеспокоено социальными вопросами, чем реальной судьбой малого бизнеса. Фактически «Яблоко» давно уже «полевело». «Яблочники», также как коммунисты и эсеры, осуждают реформы 90-х, не любят Чубайса и олигархов, но при этом называют себя истинными демократами. Спор коммунистов с «Яблоком» — это спор о том, кто больше не любит нынешнюю власть и ельцинские реформы. По сути, из программных мер предвыборной платформы «Яблока» самым впечатляющим является предложение по поддержке капитального строительства. По мнению «яблочных» экономистов, одно рабочее место в строительстве тянет за собой ещё 5 дополнительных рабочих мест в смежных областях. (То же можно сказать, например, про авиастроение – прим. авт.). Понятно, что для этого нужна государственная программа по жилищной застройке. И деньги на неё предлагается взять (все уже догадались – прим. авт.) из того же Стабфонда.

Но партий много, а Стабфонд все-таки не резиновый.

 

Антикоррупционная пропаганда: караул, видимо, устал

Если кто-то уверен, что лидирующая по опросам «Единая Россия» почивает на лаврах, думая, что за неё сагитирует пресловутый административный ресурс, то он сильно ошибается. Партия власти ещё способна на креатив. Да ещё какой!

Сегодня, 18 ноября, в агентстве «Татмедиа» состоялось мероприятие, которое было изначально обозначено как антикоррупционный семинар для журналистов. И действительно, сначала выступили заместитель председателя Верховного суда РТ Рамиль Шарифуллин и заместитель председателя Арбитражного суда РТ Юсуф Сахапов. Он рассказали журналистам о том, что у судов есть сайты. На этих сайтах можно отслеживать движение конкретных дел и решения по ним (кроме дел, связанных с половыми преступлениями и государственной тайной – прим. авт.). Правда, личные данные фигурантов перед размещением на сайте вымарывают. Началась эта вакханалия судебной открытости благодаря вступившему в силу с 1 июля 2010 года ФЗ №262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» (то есть новость свежая – прим. авт.). Но это оказалось далеко не главной частью мероприятия.

Наиболее удачное название для этого семинара – мастер-класс по «сливу». Сразу за представителями судов доступ к микрофону получил приглашенный гость из Москвы, известный (в некоторых кругах настолько хорошо, что ему там даже руки не подают – прим. авт.) журналист Андрей Караулов. Караулов демонстрировал казанским журналистам, как из простой переписки сделать убойный компромат на политических противников.

Для начала Караулов предложил журналистам посмотреть десятиминутный отрывок из своей передачи. Суть его вкратце такова. В Хабаровске осудили членов преступной группировки, которая не брезговала даже похищением людей. Члены этой группировки уже с места отсидки писали в Госдуму жалобы (на что, из сюжета не понятно, как, впрочем, и многое другое – прим. авт.). Откликнулись, видимо, только депутаты-коммунисты. Которые всем Политбюро во главе с Зюгановым стали писать письма в Верховный суд РФ (содержание писем также не разглашается – прим. авт.). Надо честно признать, что писем было много – 72 документа. И они были явно не в защиту прав пролетариата. Но уж такова депутатская доля – разбираться даже в жалобах подонков общества. Почти весь сюжет состоит из демонстрации на весь экран ответов Верховного суда коммунистам. Из них явствует, что поскольку КПРФ — сторона в этом деле не заинтересованная, то их дело – сторона. А в начале сюжета прозрачно намекается на перехваченный оперативниками разговор двух лидеров хабаровской группировки. Где они жалуются (видимо, друг другу – прим. авт.) на то, что заплатили из «общака» 300 млн. рублей, а их дела не закрыли. Причем никаких упоминаний Зюганова и КПРФ, видимо, в том разговоре не было. Иначе Караулов не преминул бы их воспроизвести.

Разумеется, если вдруг кто что подумал — Караулов, по его словам, не делал этот сюжет специально к выборам, а работает над ним уже 2 года (просто так удачно совпало – прим. авт.).

Этот незамысловатый сюжет вполне может служить наглядным примером того, как журналист не должен бороться с коррупцией. После просмотра ролика Караулов рассказал о том, что когда обратился к Зюганову за комментариями, то тот его просто послал. (Корреспондент «Вовремя», не являющийся поклонником ни Коминтерна, ни Геннадия Андреевича, где-то в глубине души понимает реакцию лидера коммунистов). Затем Караулов задал залу один из главных русских вопросов: что делать в таких ситуациях? Ясно было, что вопрос риторический. Но некоторые журналисты его поддержали (вероятно, по причине отсутствия под рукой гнилых помидор прим. авт.).

В общем-то, помимо объяснений в любви Путину, Караулов говорил довольно здравые вещи. Например, что журналисту следует документально подтверждать каждое свое слово. Или что смелым открываются все двери. Караулов совершено прав, когда поднимает проблему незащищенности журналистского сообщества. Часто на запросы журналистов не обращают внимание, а их материалы просто игнорируют. Но почему это обязательно должен говорить Караулов? На вопрос журналистки, почему подобные репортажи он не делает про лидеров «Единой России», он не стал отнекиваться формальным «нет материала». Караулов сказал, что уже снял фильм про Путина. Вероятно, имелся ввиду его четырехсерийный «Неизвестный Путин», прямо-таки пропитанный духом подобострастия.

 

Стабильность есть, но чего?

В общем, глядя на подобную наглядную агитацию, можно предположить, что дела у «Единой России» не так безоблачны, как кажется некоторым их оппонентам. Программа «Единой России» предполагает, что россияне будут жить всё лучше, но постепенно. По крайней мере, партия власти не предлагает разбазарить Стабфонд. А некоторые депутаты-единороссы инициируют в Госдуме очередной перенос сроков вступления в силу закона о рынках, о котором уже писалось выше.

Путин отменил лимиты на электроэнергию для малого бизнеса, которые вполне могли его разорить. Что-то, безусловно, делается и для развития производства. Просто изменения происходят настолько медленно, что кажется, что их нет вовсе.

 

Выборы есть, а выбора нет

Итог получается неутешительный. Как говорили в советском кино, «белые» приходят – грабят, «красные» приходят – грабят, куда бедному крестьянину (предпринимателю – прим. авт.) податься. Пока некуда. «Левый» уклон практически всех партий предполагает, что какое-то время мы будем жить хорошо. А потом, когда кончаться деньги, придется затянуть пояса и приниматься за реальную модернизацию.

Выбора у России нет. Вернее, есть, но о других вариантах думать не хочется.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

18.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также