Крушение «Булгарии»: В жертву алчности и халатности принесли женщин и детей

11.07.2011

Версия 1: технические неисправности

Трагедия, произошедшая вчера в Камском Устье с пароходом «Булгария», ужаснув общественность, привлекла пристальное внимание к судоходной отрасли Поволжья. Тут же начался поиск виноватых, были озвучены «имена, пароли и явки». До сих пор продолжают выдвигаться все новые и новые версии произошедшего.

Сказать однозначно, что именно стало причиной крушения корабля с более чем двумя сотнями пассажиров на борту, пока невозможно. Эксперты склоняются к тому, что причиной ужасной трагедии стал целый комплекс ставших гибельными для нескольких десятков людей совпадений.

Собственное видение ситуации рассказали «Вовремя» эксперты, близкие как к судоходной отрасли, так и к пассажирским речным перевозкам.

Как рассказал «Вовремя» директор казанского яхт-клуба «Победа» Рафаэль Садыков, у теплохода «Булгария» были технические неисправности, что в немалой степени послужило катализатором трагичного исхода дела.  Судно ходило с креном два года. 

— Капитан, конечно, тоже виноват. А еще сильный шторм, крен, он и так почти на боку шел, а когда начал входить в поворот, в открытые  боковые иллюминаторы попала вода, — отметил Садыков, добавив при этом, что  пароход был технически неисправен, и не нужно было даже выходить на нем в рейс.

Директор туристического агентства «Волжские путешествия» Вячеслав Самойлин также назвал вероятной причиной произошедшего технический момент, добавив, что могла быть и ошибка экипажа.

Экс-замминистра по делам молодежи, спорту и туризму Анатолий Березинский указал на напряженные погодные условия, при которых, по его словам, ни один нормальный капитан корабля не станет выходить.

Версия 2: злой рок неудачно сложившихся обстоятельств

Казанские эксперты судоходной сферы, пожелавшие остаться неназванными, рассказали свою версию кораблекрушения, где имели место и перечисленные выше причины, и роковое стечение обстоятельств и просто отсутствие элементарной удачи, которая в этот момент от «Булгарии» отвернулась решительно и бесповоротно.

По словам наших источников, крен судна, на который все сейчас упирают как на главную причину крушения парохода, на самом деле вещь не такая уж и страшная. Сам по себе привести к такому исходу крен не мог. А что касается давнего года выпуска «Булгарии», так большинство «посуден», возящих сегодня туристов по Волге – 50-х годов «издания», и различны они лишь по степени «подретушированности».

Но фактор сильной изношенности судна, несомненно, сыгравший не последнюю роль в трагедии, начал обрастать кучей других обстоятельств, способных потопить корабль. Это, по словам экспертов, и перегруз в лице незарегистрированных пассажиров, и критические погодные условия, в прямом смысле «добившие» судно.

 — Сначала «Булгария» попала под дождь, а так как поначалу было очень жарко, иллюминаторы были открыты. Когда начался дождь, вода попала на палубу, а там  даже небольшое количество воды — это огромный вес, который раскачивает судно и лишает его устойчивости. Есть кое-что и из области догадок, подкрепленных опытом: так как сначала пошел дикий дождь, то потом был страшный удар ветра. Любой бывалый моряк подтвердит, что лучше бы сначала был ветер, а потом дождь, а если происходит наоборот — сначала дождь, а потом все утихло — приготовься к тому, что будет страшный удар ветра. Пошли волны — в принципе, небольшие – 1 — 1,5 метра, но если пароход поднимало на волне, а при этом бил шквальный ветер,  судно могло получить резкий крен на один из бортов.

— Есть еще подозрение, что самого капитана за рулем не было. А был помощник, который, видимо, крутанул в сторону поворота, и судно просто легло набок, это называется крен на ровный киль. Через иллюминаторы вода выдавила весь воздух, и «Булгария» легла боком. Лучше бы корабль полностью перевернуло, в таком случае он бы тонул часов 12, а не 10 минут, – заключил эксперт,  добавив, что очень странным было то, что тонувший пароход даже не дал сигнала SOS — его дали с соседнего корабля.  

Случилось ли это потому, что у парохода даже не было рации или по какой-то другой причине —  остается только гадать. 

Найти виновного… Или крайнего?

Однако перебирание версий трагедии в СМИ плавно переходит в ставший в российских реалиях  риторическим вопрос: кто виноват?  Водная прогулка, которая для нескольких десятков человек стала смертельной, выявила не только технические погрешности в одном отдельно взятом случае, а обнажила зияющие дыры и неумелые заплаты на износившемся рубище российского пассажирского флота. 

Не все здесь так хорошо, как оптимистично утверждают казанские турфирмы, в очередной раз зазывая туристов на водные прогулки по Волге и Каме, одна из которых вчера собрала вчера страшный «урожай» в виде 54 погибших и более семидесяти пропавших без вести.

Что касается частностей, здесь всплыли интересные подробности. Одна из них  — в том самом крене корабля, который наличествовал у «Булгарии» на протяжении последних двух с лишним лет. Еще более интересным оказалось то, что, по словам официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, у теплохода был неисправен один из двигателей. Однако подобные «мелочи» не помешали кораблю три недели назад, 15 июня, успешно пройти техосмотр, сообщает Forbes. Похоже, к судну  1955 года выпуска, да к тому же последний раз подвергавшегося капитальному ремонту в далеком 1980 году, завышенных  требований не предъявляли.  Для полувекового возраста оно еще неплохо держится. То есть, простите, держалось.

Рыночная «болтанка»

Кто же все-таки ответит за то, чего уже не поправить? Собственник судна, ОАО «Камское речное пароходство» заявил, что сдал судно в аренду еще весной компании «АргоРечТур» и ответственности за его безопасность не несет. Хотя, надо полагать, пароход  одряхлел и стал малопригоден к эксплуатации не за несколько месяцев, в течение которых его арендовало ОАО «Аргоречтур», а все-таки пораньше.

Поведение Камского речного пароходства, открещивающегося от парохода,  является наглядной иллюстрацией к словам директора туристической компании «Волжские путешествия» Вячеслава Самойлина.

— В России сложилась такая практика, что собственники судов, особенно старых, предпочитают сдавать судна в аренду, причем без экипажа, и туроператор уже  сам формирует экипаж, сам  обеспечивает корабль техническим оснащением, занимается эксплуатацией, ремонтом.  Ответственность за все в итоге понесет арендатор, – рассказал Самойлин.

Вообще  пассажирский флот сейчас оказался предоставленным самому себе, и, как  рассказал «Вовремя» Анатолий Березинский, ситуация с каждым годом лишь ухудшается.

— Суда повсеместно старые, из кораблей, бороздящих  просторы Волги от Астрахани до Москвы, самыми молодыми считаются суда, построенные в 1978 году, основная же масса – сверстницы «Булгарии». Причем, сейчас в упадке как быстроходный флот, так и пассажирский. А так как последний  был вообще выведен из рейсового характера и стал туристическим,  следовательно, социальные обязательства государства в этом отношении стали минимальными.  Теперь это дело частника, – рассказал Березинский. А частников среди пассажирских перевозок  90%.

Следует отметить, что в своем стремлении к прелестям рыночной экономики государство не только освободило себя от контролирующих и поддерживающих флот функций, но и сделала довольно простым вопрос выхода того или иного корабля на туристические просторы.

Плыви кто хочешь, на чем хочешь и куда хочешь

Как рассказал Самойлин,  туроператор сам выбирает маршрут, по которому будут совершаться туристические поездки на арендованном им судне.

  — Существует федеральная Диспетчерская служба и Главное бассейновое управление, куда можно подавать заявки на тот или иной маршрут.  Далее в августе месяце составляют первый проект расписании на следующий год, потом это расписание подкрепляется в декабре. В случае с «Булгарией», так как судовладельцы здесь – ОАО «Камское речное пароходство», то по предложению турфирмы-арендатора диспетчерская служба Камского пароходства составила и утвердила расписание, – пояснил Самойлин.

— Корабль должен соответствовать требованиям  регистра. Если он отвечает  требованиям технической безопасности, то  корабль имеет право начать выходить на свободный рынок со свободной реализацией билетов, либо путевок. Проверяется все, начиная с количества часов ресурса двигателя и кончая спасательными жилетами на корабле, –  напомнил Березинский.

Вот так все просто, прозрачно и надежно. Но, видимо, надо быть специалистом в судоходной сфере, чтобы понять, наконец, как же судно с одним работающим двигателем,  могло пройти все эти проверки на соответствие? Иначе, как чудом, это не объяснишь.

Речные направления Болгар и Свияжск набирают туристическую популярность.  Желающих покататься на обветшалых кораблях вряд ли станет меньше, а судна, скорее всего, не станут новее. Что Болгар, что Свияжск реконструируют, обновляют и всячески наводят лоск. А про безопасность речных прогулок до «колыбели российского ислама» и «кандидата на попадание в список наследия ЮНЕСКО» вспоминать, видимо, как-то неуместно.

На вопрос «Вовремя», адресованный фонду «Возрождение»,  каким образом проходит выделение маршрута до Свияжска тем или иным перевозчикам, есть ли какие-то дополнительные условия и требования, нам ответили, что понятия об этом не имеют.  И вообще это вопрос не к ним, а к заместителю министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергею Иванову, который в этот момент оказался в командировке.

…Как гласит народная мудрость, где тонко – там и рвется. 54 погибших, более 70 пропавших без вести – таков еще не окончательный «урожай», посеянный и роковым стечением обстоятельств, и преступным легкомыслием.

Дежа вю

Два года назад прогремела техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, где погибло 75 человек. А за несколько лет до этого Счетная Палата предупреждала правительство и Генпрокуратуру о катастрофическом состоянии оборудования на Саяно-Шушенской ГЭС, где технологический износ ГЭС составлял 85%.

По словам руководителя  Счетной Палаты Сергея Степашина, информация об этом была направлена в правительство и Генеральную прокуратуру. «Мы получили ответ, что ГЭС является акционерным обществом, а значит, пусть с этой проблемой разбираются акционеры», — сказал глава Счетной палаты.

Вроде бы ничего общего, но чудится в этом какое-то смутное ощущение дежа вю. И от этого чувства становится страшно, прежде всего – за наших детей.

 

Лейсан Камилева,

Вовремя: ру

11.07.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также