Критерии оценки соцбизнеса

01.10.2012

 

Что написано пером, не поправишь при защите проекта.

 

Взгляд со стороны опытных бизнесменов

«Вовремя» опросило несколько экспертов из совета, решающего судьбу грантов по программе «Социальный бизнес». Тема опроса: критерии отбора проектов.

Мнения разделились, но при этом единый вектор нащупать можно.

Заранее просим прощения у читателей, но конкретных имен называть мы не будем. Это будет не совсем корректно – ведь рассмотрение заявок сейчас как раз в самом разгаре.

Начнем с представителей общественных организаций, представляющих предпринимательские сообщества. Кстати, некоторые заседают там уже не первый год.

Внимание действующих бизнесменов-общественников в первую очередь привлекает формальная часть. То есть, присутствуют ли нарушения при оформлении заявки на грант. Кажется, что защитники бизнеса, возможно, сами страдавшие от чиновничьего произвола и бюрократизма должны бы с известной долей снисхождения относиться к чисто формальным опискам. Действительно, на неправильно прошитую папку или на корявую роспись эксперты могут закрыть глаза (при условии, что проект вызвал симпатию).

Но есть вещи, через которые не могут переступить опрошенные представители бизнес-сообщества. Например, если нет договоров с социально незащищенными лицами, или присутствует задолженность по налогам. Непогашенная сумма в 100 рублей (казалось бы, пустячок) ставит на проекте крест. «Забыл, не знал» — тут не проходят. Человеку доверяют 600 тысяч рублей – сумму достаточную, чтобы стать педантом. Тоже относится и к параграфу «некорректно заполненная анкета». К примеру, конкурсант поставил несколько галочек в графе, где следует отметить только что-то одно. Ведь априори предполагается, что впоследствии получивший грант займется бизнесом. То есть ему волей-неволей придется сдавать отчетность. И скидки на неумение не помогут.

По личному опыту (заседания в совете) эксперты отмечают, что непродуманность самой бизнес-идеи почти всегда дублируется формальными ошибками в заявке. Не знает, на что конкретно нужны деньги – в заявке отсутствуют всякие следы договоров с поставщиками. Нет четкого видения целевой аудитории – из документов не ясно с физическими или юридическими лицами собирается работать конкурсант.

 

Бизнесмены советуют не передоверять оформление заявки на грант консалтинговым компаниям. У последних тоже бывает немало ошибок. Даже более того, некоторые отметили, что у тех, кто сам занимался оформлением, как правило, ошибок меньше.

 

Главный аргумент за бюрократическую волокиту: последующие проверяющие комиссии  (а они не минуемы, всегда будут недовольные при распределении) не смогут поговорить с конкурсантами и убедиться лично, что те – прирожденные ораторы, прекрасные люди и генераторы передовых идей. Зато проверить документацию по формальным признакам они смогут легко.

Далее эксперты от бизнеса обращают внимание на саму суть проектов. Прежде всего, потенциальный (а уж тем более работающий) предприниматель должен четко дать себе отчет – чем он хочет заниматься, на какую прибыль он может рассчитывать, сколько будет платить налогов в будущем. Государство дает деньги безвозмездно по программе «Социальный бизнес», но всё же оно рассчитывает на взаимную любезность в виде налоговых поступлений. Если 5D-картинки будущего собственного бизнеса у него нет, то ему опасно давать деньги. Даже взаймы. Вполне вероятно, что они будут потрачены впустую.

Некоторые эксперты надеются, что программа «Социальный бизнес» даст толчок развитию МСБ. Пример, человек долго работал «в тени». И теперь решил выйти из неё. Именно в этом ему поможет сумма в 600 тысяч рублей.

Старожилы приводят (пока немногочисленные) примеры тех, кто подает на социальный грант уже не в первый раз. Следовательно, один бизнес такой конкурсант уже наладил – значит, отдача есть.

Однако, как замечают эксперты-бизнесмены, эта сумма взбудоражила некоторые нетвердые умы. Они восприняли грант как халяву. Однако, он дается не на год, а на далекую перспективу.

Эксперты отмечают (в оправдание своим оценкам), что много «сырых», непродуманных проектов. Также некоторые говорят о том, что далеко не все представленные заявки отвечают понятию «социальный бизнес». Пресловутая социальность может выражаться в трудоустройстве одной мамочки. Да и то, только после того, как дадут деньги.


Экспертиза социальности

А вот представители профессиональных сообществ и государственных структур отдают предпочтение при голосовании именно социальному аспекту. Некоторые из экспертов-«социалистов» говорят о возможности иного подхода к грантам. Который заключался бы в том, что без всякого экспертного совета, только по формальным признакам выдавались деньги, так сказать, автоматом.  Интересны проекты для них, в первую очередь, социальной составляющей – либо направленностью на поддержание социально незащищенных, либо на деятельность по оказанию социальных услуг населению.

Однако, эксперты из «социального блока» совета – совсем  не либеральные «судьи». По их словам, 600 тысяч рублей – деньги для бюджета не маленькие. Поэтому они считают, что эти деньги не должны даваться легко. При прочих равных данные члены экспертного совета обращают внимание на перспективы бизнеса, на развитость сферы его приложения.


Удачливы дерзающие

Абсолютно все эксперты отметили, что личное присутствие конкурсанта не влияет на принятие решения. Тем более, что в этом году формально никто и не обязан присутствовать на защите.

Но тут есть одно большое НО. Также все опрошенные отметили, что есть исключение из этого правила – личное присутствие не влияет в случае, если ни у кого из совета не возникает вопросов. Тут надо заметить, что члены экспертного совета, не смотря на плотный график и личную незаинтересованность, стараются вникнуть в каждый проект.

И отсутствие ответов на простые вопросы ставит их в тупик. Как и любого нормального человека. Поэтому, формально у присутствующих на защите как бы нет преференций. Но по факту – им легче защитить свой проект. Хотя это палка о двух концах: некоторые так выступают, чтоб лучше молчали.

Резюмируя, попытаемся вывести общий тренд в высказываниях разных «экспертных слоев».

Слагаемые успеха при подаче заявки по программе «Социальный бизнес» таковы:

— надо отлично разбираться в деле, которым хочешь заниматься;

— надо со всей тщательностью (желательно без посредников) подойти к оформлению заявки;

— надо постараться лично присутствовать при защите проекта;

— на защите надо держаться уверенно и демонстрировать совету свои познания и увлеченность.

Вот собственно и вся нехитрая формула получения 600 тысяч рублей. 

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
01.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также