Космос как предчувствие прогресса

18.01.2012

Звездный билет не окупается

50 лет прошло со времени полета Юрия Гагарина вокруг Земли, а страсти по поводу необходимости продолжения космических программ не утихают. Речь не идет о выведении спутников на околоземную орбиту. Понятно, что без них не будет ни сотовой связи, ни современных  систем навигации, ни многих других вещей, без которых современный человек уже не может представить свою жизнь. Хотя ещё пару десятков лет назад об этих вещах даже и не мечтали.

По оценке Владимира Гершензона, генерального директора ИТЦ «Сканэкс», работающего в сфере дистанционного зондирования Земли, космическая деятельность по своим основным видам в порядке убывания рентабельности делится следующим образом: телекоммуникации, запуски, навигация, космическая съемка, пилотируемые полеты. Первые 4 вида деятельности теоретически могут быть окупаемыми, хотя на первом этапе без частно-государственного партнерства однозначно не обойтись. Пилотируемые полеты – однозначно дотационный проект, по крайней мере, в ближайшем будущем.

У нас нет частных компаний, связанных с освоением космоса (если не иметь ввиду компании с космическими доходами – прим. авт.). Этот факт радует, наверно, только чиновников и знаменитого игрока из передачи «Что? Где? Когда?», математика Анатолия Вассермана. Он надеется, что космос в ближайшие несколько веков не будет местом ведения бизнеса, а останется пространством, где будут  разрабатываться только перспективные проекты. Наверно, бессеребниками. «Рановато нам еще лезть в космос. Хотя бы потому, что вряд ли какой-нибудь бизнес сможет выдержать провальный запуск ракеты. Или есть желающие влететь на пару сотен миллионов?» — патетически восклицает бывший «знаток».

Только вот за несколько сот лет мотивация может угаснуть даже у ученых. А у остальных она даже не появиться без обещания реальной отдачи. Остаются только чиновники, которые за счет казны возьмутся за любой даже самый фантастический проект (и, скорее всего,  чем фантастичней, тем быстрей возьмутся – прим. авт.). Но здесь, рано или поздно, опять встанет вопрос о результате.

 

Турпутевка на небеса

Впрочем, и в этом деле в будущем могут появиться варианты. Несколько частных компаний уже несколько лет пытаются запустить (а некоторые уже запускают – прим. авт.) частные космические корабли. В 2004 году полетел первый, который назывался «SpaceShipOne».  Правда, был суборбитальный. Теперь владельцы этой компании объявляют, что они достаточно скоро собираются запустить «SpaceShipTwo» и предлагать космический туризм по цене 200 тысяч долларов за полет.

Компания XCOR Aerospace тоже планирует суборбитальный космический полет со своим ракетопланом LYNX. 2006 год, Bigelow Aerospace –  тоже частная компания запустила «Genesis-1» – прототип будущей космической станции. В 2007 году они уже запустили «Genesis-2». Есть ещё несколько компаний, которые работают над данной темой — Virgin Galactic, Space Adventures, RocketShip Tours, ARCASPACE, Planet Space, Canadian Airway.

К сожалению, Россия никак не представлена на будущем рынке космического туризма.

 

Звездолёт

Ещё одно перспективное направление в космонавтике (или скорее, в астронавтике – прим. авт.) – это космический самолёт. Хотя проект Шаттл прикрыли из-за финансовых трудностей. Обама признал его бессмысленным и нерентабельным. А наш аналогичный проект «Буран» свой первый и единственный космический полёт совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. С тех пор он благополучно канул в лету.

Но всё равно именно Шаттл обладает большой грузоподъёмностью, при наличии серии становится экономически достаточно эффективным, при технологическом совершенствовании может стать достаточно простым в эксплуатации, способным совершать полёты с большой частотой. Что по понятным причинам трудно реализовать на основе одноразовых ракет. С какого-то количества запусков в месяц Шаттл становится экономически оправданнее, если его производство и эксплуатация не будут перегружать технологически. Так что Шаттл обязательно вернется рано или поздно.

Сквозь тернии к звездам

Но вот зачем человечеству вообще и России в частности нужен дальний космос? На фоне предкризисных ожиданий запуск ракеты на Марс может показаться мотовством.
Стандартные ответы сводятся к двум основным вещам. Первая: космос является локомотивом развития для смежных отраслей. Это и рабочие места, и поддержание промышленной инфраструктуры, и сохранение научного потенциала.

Вторая: любопытство ученых. Люди, живущие на дне воздушного океана, надежно защищены атмосферой и магнитным полем планеты от жесткого излучения и высокоэнергетичных частиц из космоса. Их-то хорошо, а для астрономов это создает существенные затруднения, поскольку мы можем видеть только несколько фрагментов спектра электромагнитного излучения – видимый диапазон и часть радиодиапазона. Космические аппараты позволили впервые увидеть весь спектр – от гамма-излучения до длинных радиоволн.

Стоит отметить, что любопытство ученых – это не просто баловство за деньги налогоплательщиков, как кажется непосвященным. Никто не знает, какие катаклизмы жду нашу планету в будущем. А ну как случиться шальной астероид, мировая война или ещё какой Армагеддон? Во всяком случае, точно известно, что через несколько миллиардов лет Солнце потухнет, и нам волей-неволей придется эмигрировать на другую планету. А почву для этого надо готовить уже сегодня.

Ну, и стоит вспомнить о приятных бонусах – «объедках с космического стола». Таких, например, как ткань для скафандров, которую сейчас используют пожарные, да и многие другие.


Человек вне конкуренции

Остро в научном мире стоит вопрос о целесообразности пилотируемых полетов. Кто-то считает, что можно вполне обойтись и автоматикой. К тому же, профессия космонавта весьма вредна для здоровья. Присутствие человека в космосе может иметь смысл для науки только в рамках медико-биологических исследований. Но за десятилетия освоения космоса эта тема уже основательно проработана.

Заместитель директора Государственного астрономического института имени Штернберга  (ГАИШ) Сергей Ламзин считает, что человек не может конкурировать с автоматами в космосе. Например, марсоход “Оппортьюнити” работает на Марсе уже седьмой год, орбитальный зонд “Марс-Одиссей” – почти десять лет, а межпланетные аппараты “Вояджер” – более 30 лет. Человеку такое пока не доступно.

А вот заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН Александр Базилевский полагает, что человек незаменим там, где надо на месте “искать нетривиальные решения” или в роли детектива. “Например, хорошо подготовленный астробиолог, работая на обнажениях древнейших пород Марса, может увидеть нечто, что явится признаком былой жизни. Человек незаменим, если надо на месте разбираться с какими-то трагедиями, случившимися на базе или колонии на другой планете”, – говорит он.

В общем, рано скидывать со счетов человеческий разум, полностью заменяя его автоматом. Основная масса ученых за разумное дополнение совершенной техники человеческим фактором.

 

Луна против Марса

Но для того, чтобы куда-то двигаться, надо, прежде всего, знать направление. А у российской власти, которая полностью контролирует данную сферу, нет пока даже стратегии развития космической отрасли. О необходимости такой стратегии говорит и 99-летный патриарх отечественной космонавтики, соратник Королева, Борис Черток.

«Должна быть ясна ее перспектива, достаточно авторитетно и свободно опубликованная и всем доступная, и все должны ее знать» — считает ученый. И, похоже, наконец-то к нему прислушались. Недавно назначенный вице-премьером России Дмитрий Рогозин дал поручения Роскосмосу разработать стратегию развития космической отрасли до 2030 года и на дальнейшую перспективу, как сообщил 29 декабря 2011 года глава этого ведомства Владимир Поповкин. На разработку стратегии правительством отпущено всего 50 дней.

Заглянуть за горизонт 2030 года – только для одних чиновников Роскосмоса задача сложная, чтоб не сказать, невыполнимая. Потребуются консультации с учеными. А в научной среде нет единого мнения по вопросу желательного направления развития космической программы – стоит ли двигаться в сторону Луны или следует выбрать Марс?

Так, к примеру, Лев Зеленый (прямо как у Булычева – прим. авт.), директор Института космических исследований, считает, что нашей стране следует сначала сосредоточить свои усилия на Луне. Он предсказывает новый виток космической гонки, который будет подстегнут тем, что на Луне нашли воду.

Борис Черток тоже за Луну. По его оценке, на создание постоянно действующей лунной базы со штатом в 8 – 12 человек потребуется 8–10 лет. В лучшем случае такая база начнет действовать в 2025 году. Также его прогноз: Китай создаст свою базу лет на пять раньше России. Первыми будут американцы, а четвертым колонизатором Луны будет Индия.

По поводу Марса Черток настроен скептически: «Мое твердое убеждение – пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск. Зачем выкладывать не менее 300–500 миллиардов долларов, оплачивая труд сотен тысяч рабочих, инженеров, ученых, если на все интересующие землян вопросы способны ответить марсианские роботы, управляемые учеными с Земли? Марсоходы убедительно доказали, что жизни на поверхности Марса нет. До конца XXI века на Марсе высадятся еще 8–10 марсоходов. Они не спеша исследуют атмосферу, динамику климата и грунт планеты».

А вот Виталий Лопота, руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия», целиком и полностью за Марс. Мотивирует он это тем, что Соединенные Штаты тянутся в сторону Марса. Негоже нам отставать от американцев.

Но какое направление ни выбрали бы в итоге в Роскосмосе, сосредоточится придется на чем-нибудь одном. Бюджет не резиновый, а впереди непростые времена.


Сколько стоит космос?

Российские затраты на космические программы пока уступают американским. Бюджет на космическую отрасль в России на 2010-2011 годы составлял около 200 млрд. рублей (примерно 6,5 млрд долларов). Для сравнения: выдвинутый NASA бюджет на 2011 налоговый год составлял 18,7 млрд. долларов. По расходам на космос мы занимаем 4-е в мире место – впереди России американское агентство NASA, Европейское космическое агентство и Франция. Не исключено, что уже в этом году картина поменяется. У Франции, как и у остальной Европы, сейчас на первый план вышли немного другие проблемы.

При финансовом отставании, запусков Россия производит больше всех в мире.

Однако в принципе неплохой «космический» бюджет России не всегда доходит до тех, кто непосредственно кует космический «меч». В прошлом году российскую блогосферу облетела информация о зарплатах в ФГУП НПП «Алмаз» (Саратов), которое работает в сфере электроники, причем непосредственно относится к космической отрасли. Блогеры использовали исключительно открытые источники — достоянием публики стала страничка сайта предприятия о вакансиях. Оттуда стало понятно, что месяц труда инженера-конструктора оценивается на данном предприятии в 5 тысяч рублей, ведущий инженер-конструктор «жирует» – 9 тысяч рублей, квалифицированный рабочий-заточник может считаться саратовским олигархом – ему предлагается фантастическая сумма в 15 тысяч рублей и даже более, ну а уборщик находится, по мнению руководства предприятия, по ценности на уровне чуть выше инженера-конструктора – 6 тысяч рублей.

Хочется надеяться, что это какая-то устаревшая информация или технический сбой на сайте. Иначе возникает сильная тревога за будущее российского освоения космоса. Не всякий энтузиаст решиться отдать себя на благо развития космонавтики за такие деньги. А кадры, как говорил, небезызвестный политик, решают всё.

Рожденный летать ползать не может
Уже сто раз повторялись в СМИ аргументы сторонников сворачивания космических программ. По их мнению, космос – фактор военный и политический, а не экономический. Это обычная ярмарка тщеславий ведущих мировых держав. Реальной экономической отдачи от исследований космоса – мизер по сравнению с гигантскими затратами на них.

Возможно, это и итак. Но у космической отрасли существует серьезный плюс, перечеркивающий все контраргументы её противников. Заключается он в том, что будущее принципиально непредсказуемо. На Марсе может быть открыт источник неиссякаемой энергии.
Если бы в 15 веке европейские монархи не мерялись друг с другом всем чем только можно было, то Колумб никогда не открыл бы Америку.

Дух предпринимательства роднит Стива Джобса и Сергея Королева. Без этого духа невозможно никакое развитие, а без развития нет будущего.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

18.01.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также