223-ФЗ: Лакомый госкусочек для малого бизнеса

09.12.2011

Малый бизнес снова зовут на торги

Только отгремит новогодний салют, как в силу вступит свежий федеральный закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц «. Он принят всего лишь 5 месяцев назад.

По сути, данный закон является дополнением и расширением действующего закона о госзакупках ФЗ-94. В свою очередь, ФЗ №223 расширяет список тех структур, которые должны будут приобретать необходимые им товары и услуги через электронные торги.

Теперь к обычным бюджетным учреждениям в качестве госзаказчиков добавятся следующие организации: государственные корпорации; государственные компании; субъекты естественных монополий; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия; автономные учреждения; а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%; ну, и дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит любому из вышеизложенного списка; а также дочерние хозяйственные общества предыдущих дочерних хозяйственных обществ.

Как видно, список довольно обширный.

По словам Якова Геллера, генерального директора Агентства по госзаказу РТ, государство последовательно выполнят свою функцию развития малого и среднего бизнеса. Для этого существует 2 самых общих вида мер: первый — льготы и преференции, второй — доступ к закупкам регулируемых заказчиков. Закон 223-ФЗ относится к числу мер второго порядка.

 

Закупочный фальстарт: работаем за 3 года до закона

По словам Геллера, Татарстан в очередной раз обогнал остальную Россию. Закон ещё только разрабатывался в недрах федеральной власти, а у нас в республике уже всё было готово. В частности, уже работает сайт 223.agzrt.ru. Там автономные учреждения (школы, детсады, больницы и прочие – прим. авт.) размешают свои заказы еще с 2009 года. Площадка 223.agzrt.ru, по сути, — это татарстанская реализация будущего 223-го закона, которая до сих пор держалась исключительно на подзаконных актах республиканского правительства.

Тут есть реестр всех регулируемых заказчиков (пока в виде обычного экселевского файла – прим. авт.), коих в республике насчитывается 1391. Бизнес может выбирать заказчика на любой вкус. Хочешь ОАО «Сетевая компания» — пожалуйста. А не нравится эта компания, можно претендовать на заказы, например, Сабинского МПП ЖКХ.

 

Нормативное творчество продолжается

Там же, на сайте 223.agzrt.ru, можно ознакомиться с Положением о закупках. Оно проходит на сайте как примерное, но на данный момент оно уже принято в качестве нормативного документа с одной поправкой для автономных учреждений. Ставить подписи на контрактах и проверять качество предоставленных товаров и выполненных работ, по предложению Управления Федерального казначейства по РТ, должны не только директора АУ, но и представители уполномоченных органов, которые являются их учредителями.

Теперь до Нового года предстоит донести его до всех регулируемых заказчиков республики.

До Нового года же, но уже федеральное правительство, должно утвердить перечень товаров и услуг, которые могут приобретаться только через электронные торги. Нормальная ситуация для России: сначала издается закон, а уже подом подзаконным актом определяется, что конкретно он регулирует.

 

Закупочный стриптиз

На портале 223.agzrt.ru регулируемые заказчики (перечисленные в 223 законе – прим. авт.) должны публиковать план закупок. Причем, на год вперед. Хотя вряд ли планирование, к примеру, в автономных учреждениях поднялось на такой высокий уровень. В детсадах, к примеру, то стульчик сломают, то воспитателю психологическая реабилитация неожиданно потребуется. Никакой стабильности.

Но это положение нужно, чтобы бизнес смог загодя узнать, в чем кто нуждается, и успеть рассчитать свои силы. Корреспондент «Вовремя» лично телефонным звонком в Агентство по госзаказу РТ восстановил соответствующую вкладку на сайте.  

Любопытные могут посмотреть и информацию об уже заключенных контрактах. Согласно принятому Положению о закупках, «заказчик не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на сайте www.223.agzrt.ru: сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; а также сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)».

 

Объявления на заборе исключаются

Ещё одной отличительной особенностью татарстанской специфики является требование обязательной публикации всех лотов регулируемых заказчиков Татарстана на 223.agzrt.ru.

Если даже местный заказчик разместил заказ на площадке, далекой от наших умеренных широт (новый закон это позволяет – прим. авт.), он обязан продублировать его здесь. Это нужно, чтобы предприниматели не портили зрение, сканируя интернет в поисках подряда, который предоставляет организация, находящаяся в соседнем доме.

 

Конкуренция против коррупции

Главный смысл электронных закупок – предоставление валидного товара по рыночной цене за государственные деньги. Три главных принципа, на которых построена деятельность данной электронной площадки, да и всех аналогичных – единообразие, публичность, неотвратимость выполнения (для некоторых подрядчиков – неотвратимость наказания – прим. авт.). Эти принципы, по мнению Якова Геллера, формируют конкурентную среду вокруг госзаказа. Таким образом, можно купить дешевле, но без ущерба для качества. Равнодоступность электронных аукционов позволяет минимизировать коррупционную составляющую, то есть так называемые откаты.

Геллер удачно скомпоновал два разных высказывания Ленина: каждая кухарка может управлять государством, но для этого надо учиться, учиться и учиться. Та же картина и с госзакупками. Чтобы правильно составить контракт, не получить некачественный товар или услугу, не отдать слишком большой задаток, надо быть профессионалом в этой области.

 

И у конкуренции есть ограничения

Согласно Геллеру и теории игр, чем больше участников, тем менее предсказуем результат.

Но, видимо, есть исключения. В Положении о закупках в 5-м разделе можно найти целый перечень случаев (31 пункт – прим. авт.), в которых можно осуществлять закупку у одного единственного и неповторимого поставщика. Все перечислить трудно, кто захочет ознакомиться, сам зайдет на сайт 223.agzrt.ru. Но есть наиболее примечательные пункты.

Как, например, следующий — поставщик может быть внеконкурентным, если «осуществляется закупка услуг мобильной телефонной связи». Или, «осуществляется закупка по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности». То есть лазейки для того, чтобы найти «своего» безальтернативного поставщика, имеются. А пункт 1 настоящего перечня, оговаривающий, что «если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ от 17 августа 1995 года N 147ФЗ «О естественных монополиях»», ставит крест на конкуренции в сфере энергопоставок и железнодорожных перевозок.

Хотя на деньги самих естественных монополий и госкорпораций, у которых, как известно, с денежным потоком не справиться никакая куриная стая, бизнес претендовать может.

Яков Геллер выразил надежду, что с вступлением в силу 223-го закона рост тарифов на электричество, газ и тому подобное станет более предсказуемым. Хотя, в принципе, он и сейчас достаточно предсказуем. Но глава АГЗ РТ продолжил свою полную оптимизма мысль тем, что, возможно, и расти эти тарифы будут медленнее, ввиду их большей прозрачности. А вот это вряд ли. От знания себестоимости товара сумма платежа не меняется. (Тем более что как это было озвучено на одном из заседаний в Комитете по тарифам РТ, объемы потребления ЖК-услуг год от года падают — хотя именно к сбережению и призывают потребителей — но это не повод ущемлять в выручке поставщиков — прим.ред.)

 

Предприниматель, поспешай медленно

Как видно, всё делается на благо бизнеса. А он почему-то не очень-то рвется к лакомому куску госзаказа.  «Вовремя» уже писало об этом.

Это подтверждает и Яков Геллер. Особенное удручает его ситуация с заказом продукции сельского хозяйства. Хотя, с другой стороны, корреспондент «Вовремя» неоднократно слышал, как татарстанские фермеры жаловались на плохой сбыт своей продукции. Впрочем, свято место пусто не бывает. И «Сетевая компания» голодной останется вряд ли. Потому что есть немало фирм, которые сами не хотят голодать.

Государство дало бизнесу ещё один шанс реализовать себя за счет бюджета. Отсутствие очереди из желающих может быть обусловлено двумя факторами. Во-первых, предпринимателей может отпугивать строгая формализация процесса госзакупок. Бесконечная возня с документацией не вдохновила бы на бизнес-прорыв даже покойного Стива Джобса. Во-вторых, в обществе с определенной долей недоверия относятся к государственным инициативам. Некоторые просто не верят, что на электронных торгах всё будет честно и прозрачно. (Поскольку электронные торги и пять «прозрачных» электронных площадок уже год как функционируют, а в РТ и того раньше, а УФАС и прокуратура нет-нет, да и выявит очередной факт сговора на торгах — прим.ред.)

Но вполне может быть, что подключение к системе электронных торгов таких монстров, как естественные монополии, подстегнет интерес бизнеса. И уже в следующем году на каждый заказ будут претендовать десятки и сотни малых и средних поставщиков.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

09.12.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также