Конкурентная бережливость

22.11.2011

Принципы Лин как главное преимущество

Как подчеркнул председательствующий на форуме президент РТ Рустам Минниханов, принципы бережливого производства необходимы для поддержания и повышения конкурентоспособности татарстанских предприятий. Глава республики вновь напомнил, что без системного подхода к этому направлению работа с места не сдвинется. А уже упомянутого конкурентного преимущества, которое, по его словам, необходимо в преддверии вступления России в ВТО, не добиться без серьезных изменений и реформ.

— Самое главное, — отметил Минниханов, — мы сумели создать специализированные учебные центры в КГТУ и Набережных Челнах, где проходят обучение наши специалисты.

В дополнение президент РТ добавил, что принципы Лин-менеджмента (от английского lean — «тощий, стройный», в данном случае — рачительный, прижимистый — прим.ред.) должны быть внедрены не только в промышленности, но и в других сферах: медицине, строительстве, IT.

 

Бережливость в онлайн-режиме и системность подхода

Системный и комплексный подход Татарстана к Лин-технологиям положительно охарактеризовал special guest форума, вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров. Он же заметил, что российские торгово-промышленные палаты готовы выступить интегратором технологий бережливого производства на территории страны.

Процесс интеграции запланирован в формате вебинаров. По мнению Чубарова, ТПП Набережных Челнов и региона Закамье  — «одна из немногих торговых палат, где планомерно и креативно ведется работа по технологиям Лин».

Министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов в своем докладе осветил сразу несколько аспектов деятельности татарстанских предприятий в сфере внедрения Лин-технологий. Напомнил о создании в начале текущего года Межрегионального координационного совета по развитию производственных систем на принципах бережливого производства. В его состав, напомним, вошли представители Татарстана, Удмуртии, Краснодарского края, Пензенской и Самарской областей. Налажено сотрудничество республики с японским центром, базирующимся в Нижнем Новгороде.

 

Российская авиация — в погоне за успехами Боинга и Бомбардира

Экономический эффект от использования и внедрения Лин-технологий, поделился глава татарстанского минпромторга, на КАМАЗе составил 16 млрд. рублей, ЕлАЗе – 293 млн. рублей, КМПО – 705,5 млн. рублей. Условия и предпосылки для дальнейшей работы в этой сфере, уверен Равиль Зарипов у Татарстана есть – планка 2016 года – повысить производительность труда до 2 трлн. рублей.

— Нам не стыдно учиться, — заметил министр. – Нужно совершенствоваться… Сильные предприятия – сильный Татарстан и сильная Россия!

Детализацию внедрения бережливого производства на собственном примере представил в рамках форума президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян. Главный заявленный им тренд на ближайшее десятилетия точь-в-точь повторял выражение Рустама Минниханова – повышение конкурентоспособности.

Глава ОАК отметил, что корпорация находится на 5-6 месте в мире по объему производства. Российский производитель отстает не только от Европы и США (Boeing — прим.авт.), но и от канадских (Bombardier) и бразильских (Embraer) компаний. Главная задача, поставленная перед ОАК – за 10 лет увеличить объем производства в 4-5 раз. В текущем год он составит порядка 6,5 млрд. долларов, а к 2020 году его необходимо дорастить до 25 млрд. долларов. Достижение цены Михаил Погосян видит в увеличении производительности труда – как минимум в 10 раз – чего можно добиться с помощью Лин-технологий.

 

КАПО – курс на рост производства и подготовку кадров

Отдельно глава ОАК обозначил перспективы КАПО им. Горбунова. Для развития многострадального республиканского предприятия сегодня намечены четыре направления, по которым будут созданы соответствующие центры компетенции. В приоритет выведены: ремонт и модернизация самолетов стратегической авиации, производство самолетов специального назначения (в первую очередь на базе Ту-204 – прим.авт.), производство крыльев и оперения, а также механизации крыла и оперения.

Производство механизации крыльев и оперения на КАПО запустят уже в третьем квартале следующего года, к концу 2012 года должен быть поставлен первый комплект механизации для SSJ-100. Запланированная проектная мощность – 200 комплектов ежегодно. Татарстанскому предприятия предстоит также выполнять заказы для Boeing и Airbus. К 2020 году объемы производства спецавиации на КАПО намерены увеличить в 2,3 раза. Первый комплект опытного самолета должен появиться на заводе уже в 2013 году

Решать задачи завода ОАК планирует не без помощи татарстанского КНИТУ (КАИ) им.Туполева – с институтом заключен долгосрочный план по обеспечению КАПО кадрами. Рустам Минниханов, подтвердив, что «наш завод не дотягивает», согласился с главой ОАК в надежде на помощь со стороны кузницы авиационных кадров.

— Казанский университет может стать центром подготовки кадров не только для предприятий Татарстана, но и для предприятий других регионов, — прокомментировал Михаил Погосян.

 

Семинары Погосяна или Светлое будущее «Оборонпрома»

Бережливость объединённой промышленной корпорации, по словам гендиректора ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реуса, берет свое начало с семинаров Погосяна: «бережливое производство» и «управления проектами». Ключевой тезис, озвученный Реусом: Лин – это системная работа и «она не терпит никакой компанейщины».

— Это, прежде всего, элемент управления, — продолжил глава Оборонпрома. – Это серьезная и кропотливая работа первых лиц любой организации: они – адепты этой системы!

В систему также входят организация, логистика, кадры и отношение к тому, что происходит. В частности, к самим Лин-технологиям. Свое будущее «Оборонпром» тоже связывает с ними – выручку к 2015 году здесь намерены довести до 500 млрд. рублей. И для этого, отметил Реус, у них есть все основания – серьезный портфель заказов в целом и твердых заказов на 600 млрд. по производству и продаже вертолетов поставил корпорацию на 3-е место в мире, по двигателестроению – на 5-8. И большинство существующих процессов, по словам спикера, «завязано на Лин».

Серьезную модернизацию претерпел в этой сфере и Казанский вертолетный завод – Реус назвал его «одним из самых современных предприятий Европы по вертолетостроению». Казань, как было отмечено во время его выступления, и вовсе является «базой вертолетостроения». В дополнение Реус заметил, что от иностранных партнеров часто слышит, что «если вы не работаете, то не достигните ни эффекта, ни результатов».

 

Дао Лин, или Путь просветления компании

Генеральный директор компании «Лин-Коучинг» Герт Хаар-Йоргенсен в характеристике Лин, кроме системного подхода, обозначил еще и философию, добавив при этом, что Путь Лин (как удачно английское слово в русском произношении приобрело модный восточный колорит, эдакое Дао Лин — прим.ред.) – это не просто набор каких-то инструментов. Наличие конкурентной среды, по словам Йоргенсена — непременное условие современности. А между Лин-технологиями и спортом, отметил он, можно провести ощутимую аналогию. В Лин, как и в спорте, должны иметь место разработанная стратегия, хорошо обученный тренер, постоянное улучшение и стремление к нему. Лин для компании, подытожил спикер,  это системный и здоровый способ работы.

Очень часто, отметил Герт Хаар-Йоргенсен, руководители полагают, что именно они создают ценности, продукт, занимаясь бумажной работой и не выходя из офиса непосредственно на место создания ценности. Руководитель, по его словам, должен подавать пример. Татарстан, высказал мнение Йоргенсен, находится на начальной стадии внедрения Лин-технологий, но у нее большой потенциал, колоссальная поддержка Министерства промышленности и ТПП, большое будущее. Главное — ставить четкие задачи.

Еще один иностранный участник Лин-форума – старший менеджер отдела консалтинга по операционному менеджменту (ОМСД) Dаimler–AG доктор Франк Хетц — тоже придерживается мнения «примерного» руководителя. Более того, Хетц считает, что руководитель должен «понимать необходимость перемен и уметь ясно представлять эти перемены своим подчиненным».

 

Рустам Минниханов: начать с себя

Вектор в сторону руководящего состава любой компании высказался и глава Татарстана. Рустам Минниханов придерживается мнения, что внедрять принципы бережливого производства первые лица должны, начиная с себя.

— Мы сегодня постарались показать, что делается в этом направлении в республике, — прокомментировал он. – Еще не все осознали, что Лин-технологии – это жизненная необходимость.

Президент республики не отрицает, что внедрение требует определенных затрат, но результат, уверен он, того стоит. Таким путем, по его словам, «идут все».

Первая часть форума завершилась документально – было подписано соглашение по вопросам кадрового обеспечения авиационной отрасли между Министерством промышленности и торговли РТ, КНИТУ-КАИ и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Во второй половине дня Лин-форум приобрел прикладной характер (и руководству республики даже не пришлось в ходе пленарного заседания выражать традиционную надежду, что форум этот прикладной характер приобретет — прим.авт.), в виде ряда тематических мастер-классов. В том числе — с участием иностранных экспертов в сфере бережливого производства.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

22.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также