Коллапс по-казански: продолжение следует

20.10.2011

Городские магистрали работают на пределе своих возможностей

Как заявил первый выступающий – главный инженер Управления капитального строительства и реконструкции Исполкома Казани Юрий Петренко, «пробки – проблема не одного дня и решать ее нужно не локальными мероприятиями, а глобально и с учетом научного подхода». Озвученные Петренко прогнозы звучали впечатляюще – к 2013 году в городе обещают 250 машин на 1 тыс. жителей (при существующих 196 тыс. – прим. авт.). К 2020 показатель вырастет уже до 320 машин.

Уровень загрузки на всех мостах, транспортных дамбах через Казанку и на основных магистралях города сегодня составляет 80%. С превышением загрузки числятся 20% магистральной сети, еще 60% работают на пределе возможностей. На загрузку дорог, отметил спикер, влияют дороги федерального значения и новая трасса М7. Ежегодно через город проходит 2,5 млн. тонн груза. Кроме того, за год в Казани происходит порядка 2,5 тыс. ДТП, 50% из них сконцентрированы в правобережной зоне.

— Средняя скорость в часы пиковой загрузки составляет не более 23 км/ч, в центре – не более 15, — проинформировал журналистов Петренко. А в качестве других причин дорожного напряжения назвал недостаточную пропускную способность дамб и мостов, отсутствие дублеров и системы непрерывных магистралей, несоответствие ширины дорог и недостаточное количество радиальных магистралей.

 

Институт все тот же – питерский

Программную схему развития улично-дорожной сети Казани разрабатывал проектный институт Санкт-Петербурга. К слову, постоянный участник всех дорожных преобразований нашего города. На подобных встречах данный институт, как правило, не хвалят – результатов конкретных не видно. На этот раз его укорили в том, что он продолжает жить и работать, как в советском прошлом. Но, не смотря на это, питерцы продолжают делиться разработками с Казанью.

В масштабах глобальных сегодня у города стоит завершение формирования большого транспортного кольца. Правда, работы еще непочатый край. Питерский план в числе прочих преобразований в этом секторе работ предусматривает реконструкцию дорог периферийных районов, железнодорожных переездов, строительство перемычки трассы М7 и реки Волга. Запланирована выездная дорога на Мамадышский тракт, новый выезд в направлении Екатеринбурга и Перми и еще одна магистраль на М7 через Авиастроительный район.

Среди незавершенных объектов, названных главным инженером, фигурируют Аметьевская магистраль, участок дороги через солнечный город, участок вдоль железной дороги для закольцовки и участок в направлении соединения с озером Кабан. Из законченных: реконструкция Кировской и Кремлевской дамб. Последняя, правда, пока еще «в работе». Затраты «на все про все» варьируются в пределах 99 млрд. рублей.

 

Перекрестки под грузом

— Если бы мы эту схему реализовали уже сегодня, то, по мнению института (питерского разработчика – прим. авт.) получили бы совершенно иную картину, — поделился Петренко. — Программа глобальная, вопросов нет.

Но, по словам спикера, изыскать такую сумму в короткое время и уже тем более ее освоить не представляется возможным. Корректировку схемы провели с учетом Универсиады, при защите финансирования для участия федерального бюджета вышло 39 млрд. рублей. Треть работ, выполненная из всего запланированного, конечно, результат, но, по словам спикера, не законченный.

— Формируя одну улично-дорожную магистраль, мы ее завершить не можем – это на Амирхана, — поделился он. – Когда выезжая с Миллениума, идем в Авиастроительный район, то имеем строительство путепроводов на Ямашева, Чистопольской.

«Выехать» в Авиастроительный район, по словам Юрия Петренко, мешает нехватка дороги между заводами. Не завершенным при этом остается и выезд на трассу М7. Вся эта незаконченность, пояснил он, и «формирует передвижение загрузки дорожной сети с одного перекрестка на другой». Завершая доклад, спикер остановился на двух программах развития дорожной сети города – одна запланирована до 2015 года, другая – до 2018.

 

Татарстанских автомобилистов комплексно припаркуют и перехватят

Обсудили участники круглого стола и будущее казанского паркинга. Так, заместитель Фомина Ренат Мустафин поделился, что в текущем году согласовано 34 участка под строительство паркингов – налицо работа мэрии. В прошлом году участков было втрое меньше – 11. На этапе строительства сегодня 9 многоярусных паркингов. Как заметил докладчик, они «в какой-то мере будут решать проблему парковок». В качестве нововведения Мустафин презентовал план по шести перехватывающим парковкам – для гостей города. Местом их дисклокации станут Горьковское шоссе, Оренбургский тракт и район Компрессорного завода.

— Через год, думаю, они начнут работать, — подытожил он.

Четырехуровневая парковка, рассказал доцент кафедры архитектурного проектирования КГАСУ, архитектор ПТМ СА РТ «Новиков-Евсеев» Евгений Евсеев, появится на перекрестке Достоевского-Чехова (порядка 365 машиномест – прим. авт.). Активная комплексная застройка идет на привокзальной площади – здесь, помимо двухуровневого подземного паркинга с двумя въездами, будет разбит сквер и установлен фонтан.

На проблемной, по определению Евсеева, улице Островского построят 5-этажную парковку (360 мест), рядом с новым СПА-центром. Она, по мнению спикера, «просто необходима». При этом перед архитекторами стоит задача «создать достаточно позитивный образ этого сооружения». Архитекторы Казани сегодня «ищут эстетические решения для важных участков». Еще один такой эстетический объект примкнет в парку Тысячелетия рядом с «Татэнерго». Парковка будет выполнена в объеме дома и, по замыслу, должна иметь «образ не промышленного сооружения, а здания, гармонирующего с уже созданной инфраструктурой».

Согласно этике разработки проекта паркинга, отметил Евсеев, архитекторы планируют застройку в нескольких вариациях, окончательное решение принимается на градостроительном совете. Самая масштабная парковка будет разбита на территории, прилегающей к стадиону на 45 тыс. мест (запланировано 4 тыс. машиномест – прим. авт.). По 300 машиномест вместят паркинг на Большой Красной (здание по своей архитектуре тоже обещает не «дисгармонировать с окружающей действительностью» – прим. авт.) и парковка на Профсоюзной-Астрономической. Паркинг за зданием Минтранса на Ершова на перспективной развязке «Акчарлак» рассчитан на 380 мест.

 

«Мафии на вас нет!»

Как отметил в своем докладе заслуженный архитектор РТ и РФ (член экспертного совета по строительству, архитектуре и стройиндустрии Комитета промышленности, строительства и наукоемким технологиям ГосДумы России – прим. авт.) Виктор Токарев, в новый Генеральный план развития Казани «перекочевали все те же недостатки, которые существовали в предыдущем».

Токарев в своих суждениях исходил из того, что, к примеру, развязка на Ямашева отрезает от транспортного кольца весь Кировский район. Вспомнил он и то, что упразднен мост с началом на Миллениуме и выходом на НКЦ «Казань».

— Мы не рассматриваем вопросы связности территорий, — пояснил он. Его словам согласно покивали. По мнению спикера, связности могут гарантировать мостовые переходы с выходом на Речной порт, НКЦ и Советскую площадь. Токарев предложил смотреть не на варианты фасадов парковок, а на всю транспортную сеть. Разбирая некорректное строительство на примере дома поперек дороги, Токарев привел в пример Италию, где мафия закопала в бетон человека, построившего такое здание. Аргумент мафии был прост: «ты не один тут живешь». История, по словам спикера, реальная.  В очередной раз вспомнили злополучное «Кольцо» — не будь его, доделали бы уже давно Тихомирова.

Среди реальных примеров, но уже для выхода из сложившихся дорожных ситуаций, зазвучали Америка, Китай и вся Европа в целом. Виктор Токарев рассуждениями не ограничился и предложил действенные, а главное, бесплатные меры борьбы с загрузкой дорог. В частности, обратил внимание на то, что загруженность полос для общественного транспорта в городе составляет 10%. И их стоит либо убрать совсем, либо «дозагрузить» — спецтранспортом или такси. А если убрать с проезжей части весь припаркованный транспорт или научить водителей правильно парковаться, то загрузка, по его словам, снизится вдвое.

 

Коллапс там, где власть не доглядела

В прениях недостатки дорожного строительства обрели второе дыхание. Один из участников отметил нецелесообразность соотнесенных разворотов. Примером вновь послужила развязка на Амирхана, где для того, чтобы развернуться, водителям приходится ехать лишний перекресток. Другой заявил, что ГИБДД нужно лучше следить за дорогами. Третий счел нужным высказаться относительно пустующих надземных переходов – не там построили.

Заместитель главы Минстроя Николай Васильев заявил, что «порой дешевле построить новый мост, чем вынести существующие коммуникации» (к монологу Токарева – прим. авт.). И нужно заранее, еще при строительстве резервировать места под скверы и парковки.

— Город будет защищаться – он будет коллапсировать там, где мы не доглядели, — высказался он. В продолжение предложил собирать деньги с водителей, паркующихся у ресторанов и прочих культурных заведений. А полученные средства аккумулировать и направлять на развитие города. То есть ты паркуйся, но при этом деньги городу давай. В его спиче также прозвучало, что в рейтинге интегральных городов Казань занимает 14-е место. Первое у Сургута.

Одна из идей, высказанных кем-то из спикеров относительно создания отдельной структуры, которая полностью будет курировать вопросы дорожной сети, оказалась на стадии реализации. Под руководством мэра города создан штаб по решению транспортных проблем.

Общественное суждение власти готовы рассмотреть на сайте мэрии и по «горячей линии» Комитета по транспорту.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

20.10.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также