Колбаса – всему голова

14.12.2011

То, что доктор прописал

Дегустация вареной колбасы под маркой «Докторская» состоялась вчера в Госалкогольинспекции РТ. Почему эксперты исследовали именно «Докторскую»? Она, наряду с почти аналогичными сортами «Молочная» и «Русская», имеет наибольшую популярность в народе.

Колбаса «Докторская» производится с 1936 года. Распоряжение о начале производства нового сорта колбасы было издано Указом наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна. Эта колбаса предназначалась «больным, имеющим подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма». Рецепт «поправки здоровья» содержал в 100 кг колбасы 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц и 2 кг коровьего молока. Сейчас добавляют ещё и некоторые специи.

Благодаря отборному сырью и нежирной консистенции «Докторская» была рекомендована для детского и лечебного питания. Разумеется, если речь идет о настоящей «мясной», а не соевой колбасе.

 

Вкус важнее бренда

Незадолго до намеченного колбасного пира Госалкогольинспекция провела большое потребительское исследование. С репрезентативной выборкой – 1500 опрошенных татарстанцев-мясоедов.

В общей структуре потребления колбасные изделия лидируют – 45%. Это неудивительно – их совсем не надо готовить. На втором месте с большим отрывом мясо птицы – 22%. Тоже ничего странного, куриное мясо очень нежное. Затем идет говядина с её 14%. Примечательно, что свинина почему-то в нашей «мусульманской республике» (как в последнее время упорно называют Татарстан — прим.ред.) обогнала баранину почти в 2 раза – 11% против 6%.

Исследование показало, что колбасу татарстанцы покупают примерно раз в неделю. Предпочтение отдается вареным видам – 30%. Неудивительно, что сырокопченые колбасы отстают – 22%. Миллионеров в Татарстане пока не очень много. А 18% вообще довольствуются, как правило, сосисками и сардельками. Ещё 15% счастливчиков предпочитают варенокопченые и полукопченые колбасы.

В татарских селах, как нетрудно догадаться, абсолютным хитом считается продукция под маркой «Халяль».

Доля случайных покупок невелика. Хотя соотношение цены и качества для местных потребителей более важны (43%), чем вкус (11%) и узнаваемость бренда (8%).

Вот такие результаты были получены в ходе изучения татарстанского «клуба любителей колбасы».

 

Конкурс колбасной «красоты»

Для тех, кто не знает, сообщаем, что дегустация предполагает поглощение образцов продукции вслепую. То есть приносят аккуратно нарезанные кругляшки «Докторской». Все пробуют, закусывают хлебом, запивают чаем, и так несколько раз.

До вскрытия специального конверта дегустаторам абсолютно неизвестно, под каким номером проходит какой производитель.

На этот раз видов «Докторской» было десять. Была представлена как местная, татарстанская продукция, так и колбасы соседей из Самарской области, Башкирии, Марий Эл, Пермского края и даже Москвы. Покупали её в обычных супермаркетах: «Бэхетле», «Эдельвейс» и «Магнит».

В жюри дегустационной комиссии входили представители контролирующих органов (например, той же Госалкогольинспекции или Роспотребнадзора – прим авт.), отраслевых министерств и ведомств, а также технологи предприятий-производителей колбас. В общем, эксперты. Если не считать нескольких журналистов, которые тоже с аппетитом и умным видом оценивали вкусную продукцию.

Оценивали «Докторскую» по 3-м показателям: вкус и запах, консистенция (упругая или рыхлая – прим. авт.), цвет и внешний вид (однородный ли, есть ли пятна, есть ли ослизнение – прим. авт.). Хотя корреспондент «Вовремя» обычно ориентируется при покупке исключительно на вкус и цену. Но он-то не специалист.

Непосредственно после дегустации сразу подводить итоги не стали. Сначала «вслепую» высказались эксперты. Технологи сказали, что узнали собственную продукцию, только озвучить свои предположения постеснялись.

Особых нареканий не было. Все отметили, что представленные образцы соответствуют качеству. Один из экспертов даже сказал, что чем больше был кусок, тем больший балл он ставил.

Мелкие нарекания сводились к тому, что протестированная желудками колбаса держит влагу. Вероятно, из-за небольшого превышения жирности.

 

Лидеры и аутсайдеры

Теперь о главном – об итогах дегустации.

Первое место по оценке экспертов с 13,68 баллами (максимум за три номинации -15 баллов – прим. авт.) заняла «Докторская» ООО «Фабрика качества» из г. Тольятти Самарской области. На втором (13,23 балла) оказалась колбаса ИП Мутигуллина Р. М. из Мамадыша (может, вода или воздух в Мамадыше какие-то особенные, что там такие вкусные и колбасы, и сыры, и пряники, и лимонад?.. — прим.ред.).

Почетное третье место поделили между собой (по 12,88 баллов) продукты ОАО «Царицыно» из Москвы и мясокомбината «Сава» из г. Туймазы Башкирии. Колбасу «Савы» эксперты назвали самой оригинальной по вкусу. Один из экспертов даже сказал, что вкус замечательный, но это не совсем «Докторская». А корреспонденту «Вовремя» эта колбаса понравилась больше всего, именно за вкус. На второе место корреспондент поставил бы «Царицынскую» колбасу.

Как ни странно, довольно популярные среди казанцев колбасы «Казанского мясокомбината», «Челны мясо» и «Челны Холод», а также с каждого угла рекламируемая сейчас продукция мясокомбината «Кунгурский» из Пермского края, попали в середину списка. Корреспондент «Вовремя», честно говоря, не нашел между ними никаких вкусовых различий.

На последнем месте оказалась «Докторская» Йошкар-Олинского мясокомбината. Вот вам и раскрученнная «Йола».

 

Не вкусом единым

Но эксперты на дегустации оценивали, так сказать, органолептические показатели «Докторской». А ранее сотрудники Госалкогольинспекции провели внутренний анализ колбасы по проблемным факторам, таким как, влажность, содержание вредных натрия, фосфора и фосфата.

И здесь к «Саве» и «Фабрике качества» появились претензии. Правда, не очень серьезные. В их продукции был выявлен крахмал, которого по идее там быть не должно. Но в микроскопических количествах. Похуже претензии к «Кунгурскому». Помимо крахмала, в его колбасе присутствует повышенная влажность. Это говорит о том, что технология производства на этом предприятии выдерживается совсем не строго (но радуют рекламные бюджеты — прим.ред.)

 

Соя: за и против

Зато пермская колбаса признана самой дешевой – в среднем 189 рублей за кило. Технолог родного Казанского мясокомбината открыла корреспонденту «Вовремя» небольшой секрет. 180 рублей за килограмм – это самый низший ценовой порог для натуральной, то есть «мясной» колбасы. Все, что дешевле, 100%-ая соя. Причем в России используется, как правило, китайская соя. Она и дешевле, и растет лучше.

Ученые пока дискутируют на тему, насколько вредна или полезна соя. Поскольку единого мнения нет, в принципе, при нехватке финансов можно обойтись и соевым продуктом. Но, на вкус корреспондента «Вовремя», такая колбаса напоминает резину. А на московском мясокомбинате «Царицыно», к примеру, по словам его технолога, принципиально всё делают только из натурального мяса.

 

Нечестная колбаса

Немножко досталось от Госалкогольинспекции и продукции, не представленной на дегустации. Например, колбасе под брендом «Стародворская». На их упаковке под названием «Докторская» гордо красуется какой-то ГОСТ. Но, по словам, сотрудников инспекции, данный ГОСТ имеет весьма далекое отношение к «Докторской» колбасе. А скромно притаившийся в углу упаковки, мелким шрифтом прописанный другой ГОСТ возопиет (тем, конечно, кто увидит и поймет – прим. авт.) о том, что это не совсем «Докторская», или даже совсем не «Докторская».

Вот такими нехитрыми приемами некоторые производители пытаются продвинуть собственную продукцию. Чтобы не попасться на их удочку, разумные покупатели должны регулярно читать репортажи из Госалкогольинспекции РТ, которые публикует «Вовремя». А если кто-то сомневается в качестве представленного продукта, то ему лучше не откладывать визит непосредственно в Госалкогольинспекцию, уполномоченную контролировать качество широкого спектра товаров и услуг на потребительском рынке.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

14.12.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также