Кодеиновая «зависимость» власти

08.11.2011

«Крокодиловые» слезы

О таком наркотике, как дезоморфин, до недавнего времени слышали лишь работники правоохранительных органов и специфический контингент граждан, которые чаще употребляют собственный термин — «крокодил». Хотя впервые дезоморфин был получен ещё в 30-х годах прошлого века в медицинских лабораториях США. Его хотели применять как лекарство с сильным обезболивающим действием. Но эксперименты (над животными, к счастью – прим. авт.) выявили у дезоморфина такое свойство, как быстрое привыкание. После этого от него быстро отказались как от медицинского препарата, но зато он получил широкое распространение как наркотик.

Дезоморфин внесен в международный перечень наркотических веществ и запрещен к обороту в Российской Федерации. Перед, к примеру, героином данное «пресмыкающееся» имеет ряд преимуществ. Этот синтетический наркотик производится в самых что ни на есть кустарных условиях из кодеинсодержащих лекарств. Обычный «Коделак» или «Пенталгин» в аптеках может купить каждый. Отсюда сравнительно небольшая цена и, следовательно, широкая распространённость в среде наркоманов. Только вот жизнь дезоморфинового наркомана в 5 раз короче героинового. И если он не «соскочит», то она может составить всего 1,5 года.

По закону сообщающихся сосудов, если уменьшается число героиновых наркоманов, то где-то их должно прибыть. И вот, только в этом году в Татарстане почти на 40% увеличилось количество выявленных правоохранительными органами притонов, где изготавливался дезоморфин, в 1,5 раза возросло количество его изъятий, а в числе выявленных наркопотребителей более одной трети составляют дезоморфиновые наркоманы. Публика, надо сказать, это малопочтенная. Более 80% не имеют постоянного источника доходов, многие ранее судимые.

 

Мнимые больные

Увеличение «показателей» дезоморфиновой зависимости давно уже волнует идейных борцов с наркоманией. Например, на недавнем республиканском слете волонтеров, о котором писала «Вовремя», предлагалось ввести рецепты на кодеинсодержащие препараты. Нельзя сказать, что государственные мужи не прислушивались к гласу общественности. Когда проблема, что называется, пошла в рост, на федеральном уровне было решено, что уже пора что-нибудь делать.

В июле 2011 года было принято постановление Правительства России № 599, устанавливающее отпуск препаратов с малым содержанием кодеина и его солей по рецепту врача. Но срок его вступления в действие почему-то отложили на год, до 1 июня следующего года. Наверно, фармацевтическое лобби оказалось сильней антинаркотических сил.

Кроме того, с 2000 года было выделено около 600 млн. рублей на различные целевые программы по профилактике. Они предусматривали и тестирование учащихся, и оснащение новыми видами техники борцов с наркомафией, и лекции о вреде для подростков, и создание новых реабилитационных центров. Беда в том, что к наркоманам официально относятся как с больным с диагнозом «наркомания». А всё-таки между среднестатистическим наркоманом и больным с диагнозом «грипп» есть существенная разница. Заключается она, прежде всего, в том, что гриппующий не очень-то желает немного поболеть. А наркоману для того, чтобы излечиться, достаточно одного желания. Правда, появление такого желания – это самый важный шаг, который часто становиться непреодолимым препятствием.

 

Последние бастионы: рецепт и опломбированный шкаф

В Татарстане решили ускорить федеральную борьбу с «крокодилом». Госсоветом РТ было принято постановление «Об обращении депутатов Государственного Совета Республики Татарстан к министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. А. Голиковой и директору ФСКН России – Председателю Государственного антинаркотического комитета В. П. Иванову о необходимости внесения изменений в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» от 23.09.2010 г. № 1185-IV. И, главное, 3 ноября президент РТ Рустам Минниханов подписал закон №78-3РТ «О мерах направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на территории Республики Татарстан и весенние изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан», ранее принятый республиканским парламентом. Согласно этому закону, обязательный рецептурный отпуск кодеиносодержащих лекарственных препаратов вводится уже с 1 января 2012 года.

Тут же (4 ноября – прим. авт.) последовало постановление правительства РТ №915 «О дополнительных мерах по сохранению здоровья населения Республики Татарстан», в котором установлен предметно-количественный учёт кодеинсодержащих лекарственных препаратов для всех аптечных и медицинских учреждений, организаций оптовой торговли, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан. Разработан список этих препаратов (что, в общем, для фармацевтов большого труда не составляет – прим. авт.) из 21 наименования. В некоторых пресс-релизах говорилось о 29 препаратах. В списке недостающие 8, видимо, объединены в сноске «и другие вновь зарегистрированные кодеинсодержащие лекарственные препараты, не вошедшие в перечень». В перечне есть довольно популярные у населения и широко рекламируемые телевидением лекарства. Такие, к примеру, как «Коделак», «Пенталгин-ICN», «Но-шпалгин», «Нурофен плюс» и «Солпадеин». Теперь поклонникам фармацевтической рекламы придется запастись рецептами заранее, выстояв очередь в поликлинике. Да и по одному рецепту не дадут более 2 упаковок.

Ужесточаются учет данных лекарств и условия их хранения. Кодеинсодержащие препараты подлежат «предметно-количественному учету». А хранить их следует «в закрывающихся металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня». При выявлении нарушений аптечные сети будут караться более чем жестко. Продала девушка-провизор по ошибке вместо двух три упаковки «Пенталгина», или дерево шкафа начнет гнить, или внезапная проверка обнаружит на складе вместо указанных в отчетности 47 упаковок «Солпадеина» 46, можно сразу закрывать аптеку. Штраф для должностного лица с нового года составит – 50 тысяч рублей, для юридического – 1 млн. рублей. Указанным «лицам» долго ещё будет не до улыбок.

Татарстан не одинок в ускорении темпов отмены безрецептурного отпуска кодеинсодержащих лекарств. С подобными инициативами выступили главы Белгородской, Калужской и Липецкой областей.

 

У нас незаменимых нет

Как же всё это отразиться на обычных потребителях лекарств — волновал вопрос корреспондента «Вовремя». Не надо ли будет родителям тащить детей в поликлинику и простаивать там часами в очередях, чтобы элементарно сбить температуру?

Рассеять сомнения непосредственно в Министерстве здравоохранения РТ не удалось. Телефон пресс-службы полдня не отвечал. А в первой приемной министерства сослались на отсутствие на месте специалистов по лекарствам.

Зато в аптечной сети «36,6» корреспондента «Вовремя» успокоили. Практически как «Новопассит». По словам провизоров этой сети, ажиотажа не планируется. Для каждого кодеинсодержащего препарата можно найти заменитель. Причем, в той же ценовой категории. А в лекарства для детей кодеин вообще не входит как ингредиент. И никакой нормальный врач не выпишет ребенку кодеинсодержащий препарат. Следовательно, детский «Нурофен» будет по-прежнему продаваться без рецепта. В популярные у народа «Ношпу» и «Парацетамол» кодеин также не входит. «Солпадеин» отечественная фарминдустрия уже научилась делать без кодеина. Та же история и с «Пенталгином». Впрочем, уже сейчас его можно заменить «Спазмалгоном». «Коделак» же заменяется «Стоптуссином». В общем, оснований для беспокойства у обывателей нет.

 

Чиновники как «взрослые»

Некоторые опасения вызывает только своеобразная снисходительность родного государства по отношению к своим гражданам. В заботе о наркоманах, которые убивают себя по собственному желанию, чиновники готовы создать некоторые проблемы большинству вполне адекватного населения. Сама система рецептурного отпуска некоторых лекарств показывает, что для государства граждане – это «дети неразумные». Рецепт нужен, чтобы неспециалист не занялся самолечением. А не то не избежать массового отравления антибиотиками.

Впрочем, есть у института рецептуры ещё одно, негласное предназначение. Мягко говоря, выписка рецепта иногда помогает врачу получить неофициальный, необлагаемый налогом, дополнительный доход. Не исключено, что рецепты на кодеинсодержащие лекарства будут получать не только страдающие от мышечной боли и заходящиеся в кашле. Просто цена на «крокодил» немного вырастет.

Патернализм государства присутствует и в его борьбе с наркоманией. Об опасностях дезоморфина наркоманам известно лучше остальных. Бороться с природой человека бессмысленно. Задача государства — постараться оградить законопослушных граждан и детей.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

08.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также