Код продовольственной безопасности

09.02.2012

Редеют фермерские ряды

XII съезд Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных кооперативов РТ состоялся сегодня в здании Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. Совсем сникшее на морозе монументальное дерево, наверно, напоминало собирающимся татарстанским фермерам об их нелегком труде, о том, что сельский труд – самый неблагодарный: чуть расслабишься — и урожай погиб.

На съезд приехал президент Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, он сам напросился на это мероприятие. Собственно, с его появлением в зале Минсельхоза съезд и начался. При входе президента в помещение фермеры встали с кресел и начали аплодировать. Несмотря на то, что вокруг «зима, крестьянин торжествует», тревожные мысли не давали фермерам полностью расслабиться.

Демонстрировавшиеся на съезде слайды показывали непозитивную тенденцию. В 1996 году в Татарстане было 800 фермерских хозяйств, в 2010 году их насчитывалось уже около 28 тысяч. Но с прошлого года пошел спад: 2011 год – около 20 тысяч хозяйств, в этом году насчитали уже 13,2 тысячи хозяйств.

Ту же тенденцию можно проследить и на поголовье крупного рогатого скота на крестьянских подворьях. 2006 год – 301,7 тысяч голов, 2008 год – 305 тысяч голов, 2011 год – 290,9 тысяч голов. Аналогичная картина и с пахотными землями, обрабатываемыми фермерами.

Таким образом, за 20 лет фермерского движения в республике образовался средний класс. Но теперь он сокращается. Отчасти свой вклад в процесс уменьшения числа фермеров внесли финансовый кризис 2008 года и засуха 2010 года. Но ведь и в прошлом году их количество продолжало уменьшатся.


«Фермеру нужно доверять»

О некоторых причинах этого явления рассказал в своем докладе председатель Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных кооперативов  РТ Камияр Байтемиров.

Начал он весьма радужно. Сельское хозяйство, по его мнению, — это площадка для инноваций. Разумеется, не без поддержки государством. В Татарстане, отметил Байтемирова, сложилась благоприятная для сельхозбизнеса среда. Это и прямое государственное субсидирование, и поддержка через систему «Лизинг-гранта» (уникальная для России система – прим. авт.), и помощь в оформлении земли в собственность, а также различные госпрограммы, стимулирующие переезд в сельскую местность молодых специалистов.

Но и здесь, признал глава фермеского объединения, встречаются отдельные недостатки.

Так, Минсельхоз России выделил фермерам специальные средства на то, чтобы они могли арендуемые земли оформить в собственность. Но, по словам Байтемирова, не тут-то было. В отдельных муниципальных районах главы затягивают процесс оформления. Кое-где землю, которую арендуют фермеры, вообще выставляют на продажу. Хотя в таких случаях безусловный приоритет должен отдаваться тем, кто в данный момент возделывает землю.

Президент РТ отреагировал на это наблюдение Байтемирова. «Земля – это основа», — сказал Минниханов. «Нужно доверять фермеру. 11 месяцев аренды не может же быть». Впрочем, президент удержался от резкой критики глав муниципальных районов по данному вопросу. Зато пообещал пригласить их и конструктивно пообщаться. В каждом конкретном случае, отметил Минниханов, надо разбираться отдельно. В пригороде, например, должна быть долгосрочная аренда, чтобы не  было соблазна у фермера изменить назначение земли и построить коттеджи.


«Не всегда доходит»

Другой проблемой, затронутой Байтемировым, стали задержки с выплатами фермерских субсидий. По его словам не до всех доходит. А фермеры в свое хозяйство вкладывают последние рубли.

Минниханов заметил на это, что возможно, кто-то недополучил. К сожалению, на всё, на что хочется, денег не хватает. Президент предложил Ассоциации фермеров активнее подключаться к процессу распределения бюджетных субсидий. И, более того, выделить квоты для ассоциации. Байтемиров после предложения Минниханова заметно приоободрился.


Сбыт через каналы потребкооперации

Следующей проблемой, озвученной Байтемировым, было отсутствие гарантированной закупки для сельхозпродукции местных фермерских хозяйств. Нужна сеть потребительских кооперативов, которые будут покупать продукцию у фермеров, перерабатывать и реализовывать. Не в каждом районе есть такие кооперативы.

Но есть и положительные примеры, о которых не преминул упомянуть Байтемиров. Так, СПК «Восток» покупает продукцию в 21 деревне Нурлатского района. В прошлом году они закупили 13 302 центнера зерна. На выходе их выручка составила 16,865 тысяч рублей. Своим 6 работникам они выплатили 360 тысяч рублей зарплаты.

 

Лидер берет по максимуму

В целом, Татарстан является одним из лидеров по России в сфере сельского хозяйства и развития фермерства. По итогам 2011 года стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила 166 млрд рублей. Из них 76,8 млрд – продукция фермеров. Прирост к 2010 году – 28,1%. Прокормить мы себя можем вполне.

Государственная поддержка ощутимей, чем в других регионах. Особенно хвалили собравшиеся передовики частного сельского хозяйства внедрение системы мелиорации. Именно она помогла собрать в прошлом году большой урожай.

Если в 2010 году фермеры с помощью местной программы «Лизинг-грант» закупили техники 64 единицы на 150 млн. рублей, то в прошлом – уже 363 единицы на 204 млн. рублей.
Минниханов пообещал фермерам в будущем 30% от объемов «Лизинг-гранта». Это заявление отозвалось в зале аплодисментами.

А министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов, который, конечно, не мог покинуть стены родного ведомства в такой день, добавил пожелание, чтобы побыстрей оформляли документы на субсидии из Минсельхоза РФ. «Мы должны забрать в Москве всё, что можно», — недвусмысленно заметил он.

 

Суровые будни аграриев

Но это, так сказать, нынешний срез обстановки. А мысли о будущем заставляют некоторых фермеров искать другое приложение собственным силам, менять род деятельности.
Проблемы, озвученные Байтемировым, в уже расширенном виде повторялись в речах других фермеров, председателей районных ассоциаций фермерских хозяйств и крестьянских подворий. В частности выступали Ильшат Гумеров, фермер из Алексеевского района, Руслан Мифтяхетдинов из Буинского района и Владимир Аппаков из Нижнекамского района.

Их речи трудно было назвать критикой. Скорее, их можно трактовать как просьбы о помощи. Суть их рассуждений о собственном бизнесе сводилась к следующим вещам.

Субсидий хватает только примерно на 5% от расходов. Поэтому приходится брать кредиты. В банках под залог – от 10% ( да ещё в залог требуют предоставить технику не старше 5 лет — прим. авт.). А  те, у кого залога нет, берут у других финансовых институтов под «мамой клянусь, отдам», но уже под 40%. Проценты надо возвращать уже через месяц, а урожай будет только через полгода (неизвестно, будет ли и какой – прим. авт.). А в Европе процентная ставка для фермеров не превышает 4%. И это у самых «жадных» коммерческих банков. («Там меньше уровень инфляции» — заметил президент Татарстана).

ГСМ, минеральные удобрения, запчасти и электроэнергия подорожали в 2-3 раза за 2 года. А цена на продукцию сельхозпроизводителей осталась на том же уровне, если не понизилась. (При том цена гречки, овощей и хлебобулочных изделий в рознице заметно подросла – прим. авт.). Из каких прибылей платить кредит, если пока одни убытки?

Большой урожай это, вообще-то, здорово. Но для фермеров это большие проблемы. Например, закупочная цена картошки упала до 2 рублей за килограмм. И куда её сбывать, если в республику идет непрекращающийся поток чувашской и белорусской бульбы?

Молодежь не едет в село. Молодые люди за годы жизни в городе привыкают к определенным стандартам жизни. Без досуговой сферы, инфраструктуры (детсадов, школ, магазинов, где есть не только водка и килька в томате – прим. авт.) и сносного жилья, одними пряниками специалистов в село не заманишь. На выделяемые государством деньги можно купить только старенький дом. А молодой семье хочется начать жизнь в новом доме.

 

В предчувствии ВТО

Некоторые фермеры предложили ввести аналог Госплана под крылом Минсельхоза. Сами они планировать, что сажать, не имеют возможности. Чтобы разбираться в конъюнктуре, нужно владеть статистическими данными. Поэтому фермеры сейчас «как слепые котята».
Вот здесь бы совсем не помешал пресловутый административный ресурс, поминаемый некоторыми фермерами всуе. Иногда в связи с непомерными кредитами от госбанков и предложениями, от которых нельзя отказаться, но которые приводят в итоге к фиаско.

По климатическим условиям наши фермеры всегда будут уступать западным и восточным. Те всегда будут собирать больше чего-нибудь с гектара. Следовательно, у них будет ниже себестоимость и цена. Поэтому наши фермеры и опасаются вступления России в ВТО. Но, как выяснил в частных беседах корреспондент «Вовремя», именно опасаются, а не особенно-то боятся.

В крупных торговых сетях и сейчас продукции наших фермеров днем с огнем не сыщешь. А зарубежные продукты пойдут, в основном, через сети. Бояться, прежде всего, следует крупным агрохолдингам, которые худо-бедно представлены на полках гипер- и супермаркетов. А фермеры, как и раньше, будут продавать свою продукцию через мелкую розницу и ярмарки.

Ещё конечно, есть у них надежда и на госзакупки. Но на большие закупки  фермерским хозяйствам рассчитывать не стоит. По словам Минниханова, на всё у государства не хватит средств.

Надеются фермеры и на строящийся в Казани Агропромпарк. Некоторые уже записались на сотни метров арендной площади. Сбыт как-то надо налаживать. Правда, по поводу уже функционирующего, но гораздо более мелкого аналога – Фермерского рынка на Горьковском шоссе у сельхозпроизводителей пока скептический настрой. По их словам, там не налажена логистика. Возможно, фермеры имели ввиду небольшой поток посетителей рынка ввиду его удаленности от центра города. О проекте «Новая Тура» никто из опрощенных корреспондентом «Вовремя» фермеров вообще не слышал (хотя совещания о развитии данного проекта проходят в Кабмине в последнее время еженедельно — прим.ред.).

 

Нефтяное проклятие фермеров

Минниханов обещал помочь с развитием сельской инфраструктуры, а также с созданием сети закупки. «Надо создавать перерабатывающие и сбытовые структуры, обеспечить хозяйствам возможность продавать свою продукцию, — считает президент Татарстана. – Это позволит снизить риски для фермеров».

Но снизить цену на солярку и минеральные удобрения не в его силах. Он же не Бог! Они растут вместе с ценой на нефть. Получается «палка о двух концах»: бюджет наполняется, но инфляция растет, что губит предпринимательскую среду.

И если ситуация с фермерством в «передовом» Татарстане далеко не безоблачна, то что творится в более отсталых регионах?..


Пути решения

Фермеры – это залог продовольственной безопасности России. Теоретически можно обойтись и несколькими крупными агрохозяйствами. Но тогда их руководители быстро договорятся и цены на местные продукты устремятся вверх. А с тысячами фермеров не договоришься.

Прежде всего, фермеры в один голос призывают ограничить аппетиты естественных монополий. И не так как сейчас, а гораздо строже и активней. А не то они скоро «задушат» своими тарифами не только малый и средний бизнес, но и часть населения России.

Во-вторых, не помешает агрессивная массированная рекламная компания отечественной сельхозпродукции. И не только известных брендов, производимых крупными агрохолдингами и предприятиями пищевой промышленности. Нужна реклама наших продуктов как таковых.

А не то привыкнем к китайскому чесноку, турецким огурцам и помидорам, которые можно встретить практически на каждом углу. В отличии от татарстанских.

Понятно, что у самих фермеров денег на пропаганду нет. Этим должно озаботиться государство.

Корреспондент «Вовремя» тоже решил внести свою маленькую лепту в это непростое дело.
Только местное может быть по настоящему свежим и экологичным. Если что-то съедобное имеет свежий вид, но при этом прибыло издалека — значит использовалась, мягко говоря, специфическая обработка. Отсюда логичный вывод: поедая продукцию местного производителя, мы поддерживаем не только его, но и собственное здоровье, а также здоровье наших детей.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

09.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также