Климатический антиапокалипсис приказал долго ждать

18.04.2012

Зловещие предсказания

Ещё годов с 60-х алармисты, защитники природы и прочие «несогласные» с хищнической политикой человека предупреждали всё прогрессивное человечество о скором крахе экологической системы.

И надо сказать, с тех давних времен мало что изменилось. Сторонники теории «глобального потепления» (о которой сейчас слышала любая собака – прим. авт.) пугают народ разрушением озонового слоя Земли. И, как следствие, по их мнению, среднегодовая  температура должна сильно подрасти. Это грозит таяньем ледников, увеличением уровня мирового океана и подтоплением прибрежных городов.

Короче, будет все жарче и жарче. А потом – полный… конец. Света.

Чтобы выяснить насколько такой подход согласуется с данными современной климатологии, корреспондент «Вовремя» обратился за консультацией к специалистам.


Прогнозы ученых

Преподаватель Института физики атмосферы РАН (Москва), доктор физ.-мат.наук Алексей Елисеев как раз читает свои лекции в Казани на сходные темы. Он охотно откликнулся на предложение корреспондента и разъяснил ему некоторые сложности науки, изучающей глобальный климат.

То, что климат влияет на экосистему планеты, догадываются все, кто способен к тактильному восприятию мира. На интуитивном уровне. Ведь в холодное время без труда не выроешь и яму для пруда. Под климатом понимается средняя температура воздуха, количество осадков, влагосодержание почвы и некоторые другие второстепенные параметры.

С другой стороны, всем известно, что есть и обратная связь: экосистема влияет на климат данной местности. Например, тип и частота растительности напрямую влияют на отражаемость суши. Мало деревьев — и климат сухой. И наоборот. (Похоже на диллему первичности элементов «курица-яйцо» — прим.ред.)

А уж с появлением человека разумного природа начала меняться гораздо быстрей. А с ней,  ,соответственно и климат. Особенно последние 100 лет — когда человечество догадалось использовать нефть в самых разных областях жизни. Некоторые говорят, что эти изменения необратимы, и до хорошего они не доведут. Прежде всего, само человечество. Другие не видят сильного влияния антропогенных факторов на общее состояние природы.

По мнению Елисеева, ни одна прогностическая модель не может быть верной, если не будет учитывать антропогенный фактор, то есть экономическое развитие различных регионов. Во всяком случае, он не видел таких моделей, которые игнорировали ли бы присутствие цивилизации на Земле.

Какие факторы — природные или антропогенные — оказывают большее влияние на климатическую картину? Тут все зависит от правильности формулировки вопроса.

Если говорить о сотнях лет, то антропогенное воздействие – это примерно от 2/3 до ¾ от общего воздействия. Но если мыслить эпохами и тысячелетиями, то такое воздействие ничтожно. От нового Ледникового периода никакое выделение CO2 ни в каких объемах не спасет. Ну, разве что может немного сгладить эффект. Но о вероятности наступления Ледникового периода позже. Вернемся к потеплению.

Согласно модели, разработанной Елисеевым со товарищи, ближайшее будущее климата будет зависеть от социально-экономических факторов. Если все останется так, как шло до сих пор, к 2100 году среднемировая температура может подняться на 3,5 градуса по Цельсию. Если эмиссию углекислого газа (каким-то чудом) удастся минимизировать, то температура может остаться неизменной. Или даже чуть похолодает. Но это больше фантастический сценарий.


Климатическая статистика

А как обстоит дело сейчас? Ведь ученые имеют на руках статистику за предыдущие годы и даже века.

Заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ Юрий Преведенцев ознакомил корреспондента «Вовремя» с имеющимися у науки данными.

Рост среднегодовых значений температуры воздуха действительно имеет место. Это факт, с которым не поспоришь. Например, с 1900 года по 2000 год температура подросла на 0,7 градуса.

Но примерно с 60-х годов прошлого века климатологам стало заметно явное ускорение этого процесса. С 1976 года средняя скорость глобального потепления – 0,2 градуса за 10 лет. По России скорость ещё выше – 0,5 градуса за 10 лет. А Казань так вообще показывает рекорды.

Правда, если судить по зиме. Средняя температура января  в последние годы росла со скоростью целые 1,6 градуса за 10 лет. По июлю казанские результаты скромней: + 0,35 градуса за 10 лет. По летним показателям мы пока не впереди России всей. А зимы у нас  действительно становятся более теплыми.

Понятно, что это прямое воздействие жизнедеятельности человека. А развернул он её за последние полвека на полную катушку. Практически ни в чем себе не отказывает. Вплоть до атомной энергии.

Для сведения, сейчас среднегодовая температура в Казани держится на уровне +5 градусов по Цельсию. В сравнении с общемировым трендом (+15 градусов), нас немного подмораживает. А в общероссийском масштабе (-2 градуса), мы живем в «тепличных» условиях.


Призрак всемирного потопа

Но это, конечно, только начало разговора о глобальном потеплении. Оно идет, хотя и не теми ужасными темпами, на которых настаивают алармисты всех мастей. Но какое участие в судьбе природы и цивилизации оно может иметь?

В существующих темпах увеличения среднегодовой температуры ученые не видят ничего катастрофического.

Выращивать бананы в средней полосе России или тем более в Сибири (как уже размечтались некоторые сторонники теории быстрого глобального потепления — прим.авт.) в ближайшие десятилетия, увы, не получится. Так сильно климат этих мест не изменится. Да и бананы получаться кедровые: маленькие, круглые, со вкусом орехов.

Та же ситуация и с подтоплением городов. В ближайшие 50 лет, по оценке Елисеева, никакой город не затопит. Даже Амстердам.

Проведите эксперимент: достаньте из морозилки кусочек льда и засеките время, за которое он растает. Вот и ответ. А громадные толщи льда весом в сотни миллионов раз больше тают «немного» медленнее.

Например, Гренландский ледниковый щит может таять тысячелетиями. И это при самом пессимистическом сценарии. Даже в самых «черных» отчетах экологов уровень мирового океана должен подняться максимум на 59 сантиметров. Для реального подтопления требуется увеличение на метры. Напомним, что это рассматривается самый патовый случай. Наступление его написано на воде мирового океана вилами. Более взвешенные прогнозы добавляют уровню Мирового океана более 20 сантиметров.

А айсберги, бороздящие просторы океана, при таянье на увеличении его объема сказаться не могут. Тот же эксперимент с холодильником: достаньте кубик льда и положите его в стакан, наполненный водой. Когда кубик льда растает, уровень воды останется практически прежним. Если вода перелилась через край – это какое-то волшебство, явно противоречащее законам физики. Это происходит потому, что вода, образовавшаяся изо льда, занимает меньше пространства, чем лед. Материал по предмету «Окружающий мир» для 4 класса.

Поэтому доклады мировых экспертов по глобальному потеплению несколькоь смягчили тон по сравнению с 2007 годом.

Но тут есть одна тонкость. Дело в том, что климат – система инерционная. Толщи воды постепенно нагреваются и уходят глубже, ближе к океанскому дну. Когда-нибудь (спустя те же тысячелетия — прим.авт.) это обязательно скажется. Уровень начнет подниматься. Но тоже постепенно.

Инерционность климата сказывается в том, что потом этот процесс не возможно будет остановить. Даже когда фактор потепления исчезнет или сменится похолоданием, вода по инерции ещё некоторое время (возможно, даже лет 50) будет прибывать.


Пневмония Земле пока не грозит

Немного об исчезающих лесах. Действительно, леса, особенно, тропические – это легкие Земли. Современная мировая экономика устроена так, что если возникнет малейшее подозрение, что в какой-то точке Земли может быть нефть, бокситы или что-то иное, очень полезное и дорогое, то лес в этом месте обязательно вырубят. Не задумываясь ни на секунду. Нередки случаи, когда леса уничтожают ради пашни — например, корма для скота, обреченного стать фаст-фудом. Всё-таки пока далеко не все жители планеты едят досыта. Не говоря уже о натуральности продуктов в вполне благополучных странах. Там они крайне дороги.

Но лес лесу рознь. Основную работу по поглощению углекислого газа и защите озонового слоя Земли берут на себя тропики. Умеренный пояс, то есть леса наших широт умеренно же охлаждает поверхность и поглощает СО2. А бореальные леса (тайга) поглощает его совсем слабенько.

Поэтому усиление глобального потепления связано с вырубкой, в основном, тропического леса. Но согласно официальной мировой статистике сельва вырубается по всей планете с небольшой  скоростью. Сокращение тропического леса – в пределах 0,01% от его общей площади за год. Согласитесь, звучит не очень катастрофично.


Машину прогресса не затормозить

Все вышеизложенное не надо воспринимать как таблетку для успокоения нервов. Безусловно, за экологию нужно бороться. Поскольку рано или поздно потребительское отношение к природе поставит нас на грань катастрофы. Ну, например, кончится вся нефть.

Беда в том, что пока никто не знает, что точно следует предпринять. Поклонение и жертвы богам майя – не самое мудрое решение.

Киотский протокол (кстати, подписанный Россией — прим.авт.), ограничивающий выбросы углекислого газа в атмосферу, серьезно на ситуацию не влияет. США и Китай его не подписывали, и подписывать не собираются. А без них, даже если завтра все участники протокола вдруг сведут эмиссию СО2 к нулю, выбросы можно сократить на менее, чем 30%. Требовать от развивающихся стран добровольно ограничить потребление – утопия. Их население итак, мягко говоря, не жирует.

Выход может быть только один: дальнейшее развитие науки, которое рано или поздно приведет к открытию новых, гораздо более экологичных источников энергии. (Собственно, такие источники уже открыты, вплоть до энергии из мусора и биоотходов, но их внедрение пока явно далеко от массового).

 

Долгое лето человечества

И напоследок о наступлении нового Ледникового периода. Некоторые горячие головы (из числа издателей и поклонников календаря майя — прим.авт.) утверждают в своих работах, что он придет буквально на днях.

На самом деле современная наука умеет предсказывать, более-менее достоверно, эти процессы. У Земли есть глобальные циклы, длящиеся приблизительно по 100 тысяч лет. Похолодание (значительное – на 5-10 градусов) сменяется периодом межледниковья. Последний Ледниковый период закончился примерно 18 тысяч лет назад. Так называемые Малые Ледниковые периоды, например, похолодание в Средневековой Европе, не считаются. Температура тогда понижалась, но не так сильно по сравнению с настоящим Ледниковым периодом.

Так вот, на дату наступления Ледникового периода влияют сразу несколько параметров. Наклон орбиты Земли, к примеру, и некоторые другие факторы, влияющие на радиационный фон. Все можно посчитать.

И было посчитано. Ещё в 1968 году учеными Шарафом и Будниковым (не стоит удивляться году подсчетов, в науке небесной механики с тех пор мало что изменилось — прим.авт.).

Согласно этим подсчетам, конец нашего, текущего межледниковья, может наступить ориентировочно через 100 тысяч лет. По самому пессимистичному сценарию. А к тому времени человечество обязательно что-нибудь придумает. Какой-нибудь сверхмощный обогреватель.

В общем, что-то там напутали майя со своим календарем. Они как синоптики – никогда не ошибаются в предсказаниях, только в датах путаются.

Да и экологическая катастрофа (не смотря на «неистовые крики» ярых сторонников теории глобального потепления — прим.авт.) тоже переносится. Дата не известна. Но слишком расслабляться не стоит.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

18.04.12

Фото: facenews.ua, календарь Андрея Тарусова, месяц май «Всемирный потоп»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также