Кластер – на страже российского туризма

07.10.2011

Кластер работает

В казанском Институте Экономики, Управления и Права сегодня прошла международная научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в России и за рубежом». Конференция была организована Научно-образовательным кластером в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг РТ.

Напомним, кластер, открытый в июне 2011 года в «Гранд-Отель Казань», призван решать проблемы кадров, а точнее, их уровня подготовки в сфере торговли, сервиса и услуг.

У кластера имеется три направления работы — это гостинично-ресторанный сервис, общественное питание и товарно-коммерческие специальности.

 

Исполнение обязанностей премьер-министра «отвлекло» Муратова от конференции

Открывая конференцию, первый проректор ИЭУП Игорь Бикеев предупредил, что вместо него здесь должен был быть первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов, являющийся председателем координационного совета научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг РТ.

— Равиль Фатыхович сейчас исполняет обязанности премьер-министра  республики, и неотложные протокольные мероприятия потребовали его присутствия в другом месте, — поведал о причинах отсутствия председателя оргкомитета Бикеев, обмолвившись также, что Муратовым «проводилась большая работа по образованию кластеров».

— Венцом этих усилий стало создание 14 научно-образовательных кластеров. А кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг РТ стал пионером, своеобразным пилотным проектом, — заключил первый проректор ИЭУП.

 

В Россию едет исключительно мало туристов

Свой доклад Бикеев начал с цифр, свидетельствующих о значимости сфер торговли и услуг для России. Согласно этим данным, сфера торговли обеспечивает больше 20% занятости в России, а не производственные сферы —  более 60% занятости.

 — В 2007 году Россию посетило 2,2 млн. туристов, а в 2009 году – уже 2,1 млн. туристов.
Это исключительно мало, хотя, разумеется, в снижении турпотока есть вина и экономического кризиса, — рассказал Бикеев, для наглядности поведав о количестве туристов в других странах.

 — К примеру, Турцию в 2009 году посетили 25 млн. туристов, маленькую Чехию – около 6 млн. Есть над чем задуматься всем, в том числе и образовательным учреждениям,  — предостерег проректор по научной работе ИЭУП и дальше перешел непосредственно к перечислению проблем в образовании студентов для сфер торговли и услуг.

 

Пять проблем сферы торговли и услуг

 — В рамках этого доклада группа сотрудников института  изучила проблемы, которые является существенными  в деле подготовки кадров для сфер торговли и услуг.  Первая  из них —  недостаточная практическая ориентированность образования. Высшее и среднее профессиональное образование в этой сфере предполагает большой процент теоретической подготовки и малое количество часов на проведение производственной практики. В результате чего работодатели тратят много времени на адаптацию сотрудников, — рассказал Бикеев.

Далее спикер обратился к зарубежному опыту, где, по его словам, теоретические и практические курсы делятся поровну.

Однако нарисованную мрачными красками картину российского образования сам же Бикеев осветлил пастельными тонами надежды, поведав об изменениях к лучшему в российском специальном образовании.    

 — С 2011 года в РФ набор и обучение в вузах ведется по новым образовательным стандартам нового поколения. Акцент сделан на тесном взаимодействии вузов с работодателями и не на содержательности, а на компетенционности образования. Здесь важны знания не сами по себе, а в том, как они помогут студентам в их работе, — рассказал Бикеев.

Следующими проблемами в деле подготовки кадров проректор назвал слабый учет предложений работодателей в содержании образования и компетенциях  и недостаточный заказ работодателей на подготовку кадров.

 — Это беда всей нашей российской экономики. Стратегическая перспектива у наших предприятий – год, максимум два. Они не знают, что их ожидает дальше, поэтому заказывать и тем более оплачивать подготовку студента, который придет работать к ним через три года и более, для них неактуально.

Пожаловался Бикеев также и на слабое использование зарубежного опыта и стандартов в столь непростом деле подготовки и формирования кадров, добавив, что соответствие международным стандартам – дело очень важное для России и Татарстана, которые хотят развивать туризм.

И под конец выступления Бикеев выказал неудовлетворенность профессионализмом многих работодателей.

 — Получая определенный доход, они не растут дальше. Многие из них не повышают квалификацию. Некоторые руководители , требуя выполнения того или иного задания от подчиненного, порой сами не умеют этого, — поведал первый проректор ИЭУП.

 

За бугром все хорошо. А почему, не скажем…

Выступавшие после Бикеева генеральный консул Исламской Республики Иран Расул Багернежад Шаян и декан факультета туризма турецкого Университета ГАЗИ Невзат Айпек поведали присутствующим о том, как успешно обстоят дела в туристической отрасли в этих странах.

Пправда, конкретными механизмами достижения этого туристического успеха зарубежные эксперты с российскими коллегами по цеху не поделились. Секретные данные, наверно.

 

Лейсан Камилева,

Вовремя:ру

06.10.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также