Каравай вместо суши

09.06.2012

Голодному хорошую еду приготовить нетрудно.

Японская пословица

 

От нашего стола – вашему столу

На проходившем недавно V Российско-Японском инвестиционном форуме, на одном из круглых столов обсуждалась тема поставок зерна из России в Японию.

Тема давно назрела. Японская кухня уже практически заполонила российский ландшафт. В каждой придорожной забегаловке сейчас считают своим долгом предложить уставшему путнику-дальнобойшщику ролл «Калифорния». А в деревнях рюмочные стали называть суши-барами. При этом им придумывают причудливые имена, типа «японский городовой».

Ни кто не задумывается, откуда взялись в традиционной японской кухне такие названия как Калифорния, Филадельфия и Канада. Но всё это пустое.

Пришло время нанести ответный гастрономический удар. Наводнить японские острова пельменями, расстегаями, а также морковкой с хреном. Но для начала неплохо было бы, чтобы на японский рынок проникла наша пшеница.

Собственно, как показал прошедший Форум, японская сторона как бы и не против подобной сделки.

В 2012 году японский бюджет на импорт, скажем, пшеницы (для традиционной японской лапши, не путать с «Ролтоном») увеличился с 0,7 млн тонн до 1,7 млн тонн. Это связано с тем, что поднялись мировые цены на кукурузу. И лепешки стало выгоднее печь из пшеницы.

Вообще, по данным министра экономического отдела посольства Японии Манабу Миягавы, самообеспечение пшеницей в Японии находится на уровне 9% (оцените трудолюбие японских фермеров – выращивать урожай в горах). 60% — им поставляют США, 20% — Канада, чуть менее 11% — Австралия. Кукурузу покупают в основном в Штатах. Сою – в Бразилии.

Японцы очень заинтересованы в диверсификации поставщиков. Так и поторговаться можно, и резерв обеспечить на всякий случай.

Недавно правительство России вышло с предложение к правительству Японии. Суть его в том, что на территории нашей страны выращивать годовую потребность в зерне населения Японии.

А потянет ли такое Россия? Не оставились бы без пирогов собственные рты?


Переполненные закрома родины

На это в своем докладе ответил президент Национального союза зернопроизводителей России Павел Скурихин.

По его словам, зерновой комплекс – базовый элемент российского агропрома. Он определяет вектор и темпы развития сельского хозяйства. Ещё каких-то 10 лет назад мы не могли даже сами себя обеспечить зерном. А теперь занимаемся его экспортом.

За последние годы урожай зерна в России стабилизировался на показателе 80-90 млн тонн в год (за исключением засушливого 2010 года). Есть потенциал роста – примерно до 110 млн тонн.

Единственное, что остается небольшой тайной, почему при таком развитии сельского хозяйства батоны в магазинах периодически дорожают. Особенно, учитывая, что государство вроде бы поддерживает деньгами отечественного сельхозпроизводителя. При вступлении в ВТО нам дали 7-летнюю отсрочку, во время которой наше государство может с чистой совестью поддерживать своего агрария. Причем, в размерах больших, чем в Евросоюзе.

До 2020 года в сельское хозяйство должно быть направлено 554 млрд бюджетных рублей. Это, конечно, не триллионы на оборонку, но тоже не плохо. Голодное брюхо к обороне глухо. Без бутерброда и в самом навороченном танке Уралвагонзавода воевать трудно.

При всей заботе государства о трудовом крестьянстве, настораживают некоторые фрагменты из государственных бумаг и меморандумов Национального зернового союза. В частности, там ставится цель постепенно переходить от стихийного агропроизводства к сбалансированному. Не станут ли возрождать колхозы?

А за границу мы сейчас отправляем примерно 30-32% урожая. На 5 июня 2012 года мы экспортировали более 25 млн тонн зерна. Лиха беда начало!

Основной поток экспорта российского зерна идет в южные страны: Египет – 30%, Турция – 11%, Саудовская Аравия – 9%, Израиль – 5%. Но и Европу мы не обижаем – 9% от российского экспорта.

А вот на Азиатско-Тихоокеанский рынок Россия ещё только мечтает выйти. Сейчас доля этого рынка в мировой торговле зерном приближается к 35%. По прогнозам, к 2020 году рынок может удвоится. Не то, чтобы станут жрать в 2 горла, а население-то растет. И в Азии куда стремительней, чем в Европе.

А ведь только в Сибири мы выращиваем примерно по 14,5 млн тонн зерна в год (кто бы мог подумать, что там вообще что-то можно вырастить). Из них 2,5 млн тонн – профицит. Разумней всего было бы избавляться от излишков посредством их продажи. Например, в Японию.

Тонкий намек гайдзинам

Японская сторона в свойственной их традициям манере по этому поводу выражает сдержанную радость. Вместе с тем, она тактично и издалека намекает российской стороне, что не плохо бы перед тем, как торговля пойдет полным ходом принять кое-какие решения (и дело даже не касается проблемы спорных островов).

Так Юу Тойокава из отдела внешней торговли Департамента зерна «Марубэни корпорэйшн» очертил круг проблем стоящих на пути продовольственного сотрудничества между Россией и Японией.

Во-первых, это японская бюрократия. А именно ведомственный запрет на импорт зерна низкого качества. Российская пшеница, видите ли, не подходит по содержанию белка. Зажравшиеся японские обыватели предпочитают лапшу определенного качества, где белка столько, что аж из ушей лезет. А в нашей пшенице его маловато. Не привыкли мы жировать. По крайней мере, лапша у нас точно не относится к продуктам премиум-класса.

Во-вторых,  по не близкой дороге к японскому берегу не хватает сооружений для хранения зерна. А без элеваторов зерно не может сохранить высокое качество.

И, наконец, в-третьих, сама дорога далеко не дешева. РЖД периодически поднимает тарифы на перевозки. А это не может не сказаться на конечной цене пшеницы для потребителя. Понятно, что японцы предпочитают покупать дешевле. Во всяком случае, дешевле, чем у американцев и канадцев. Иначе им это не очень интересно.

Пролезть на рынок, где уже локтями толкаются старые игроки, можно только предложив более низкую цену.

Господин Тойокава (видимо, растеряв остатки японской тактичности) призвал гайдзинов из России осторожнее относится к экспорту зерна. Любой срыв поставок – это урон репутации экспортера на мировом рынке. А «потеряв лицо» — придется делать себе небольшое «харакири», то есть уменьшать собственную долю на рынке поставок зерна.

Поэтому перед тем, как отвлекать важных господ неуместными коммерческими предложениями, российской стороне надо сначала наладить логистику в дальневосточном регионе, снизить тарифы на железнодорожные перевозки и поднять качество выращиваемой пшеницы. Не исключено, что последнее предполагает использование японских технологий. Вот так можно что-то продать, в тот момент, когда у тебя просят что-то купить.

Разумеется, вышеизложенные пара абзацев – это домыслы корреспондента «Вовремя». Господин Тойокава — ещё молодой специалист. Он не мог такого сказать. Он вежливо употреблял совершенно другие слова. Но смысл был такой.

 

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

09.06.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также