Каратэ Киокусинкай: Дорогу осилит идущий

20.02.2012

…С ним меня познакомил Виктор Владимирович Копырин, исполнительный директор Федерации киокусинкай Республики Татарстан — члена Ассоциации Киокусинкай России (АКР). «Вот, — он показал на невысокого молодого человека, деловито устанавливающего в углу татами, возле стола хронометриста, портативную видеокамеру. — Василий, настоящая живая легенда каратэ Поволжья…»

«Легенда» оказалась, ни много, ни мало, пятикратным Чемпионом России, двукратным серебряным призёром Кубка мира и двукратным серебряным призёром Открытого Чемпионата Японии по киокусинкай в абсолютной весовой категории! Василий Худяков, собственной персоной, привёз своих мальчишек на первенство Татарстана в плане подготовки к региональным мартовским соревнованиям. На вопросы корреспондента «Вовремя» он отвечал просто и открыто, да и чего скрывать тому, кто прошёл все огни и воды современного каратэ, достигнув практически всего, о чём многие могут только мечтать.

 

Корр.: Как давно ты занимаешься киокусинкай?

— Практически двадцать с лишним лет, с 1989 года. Если помнишь, тогда каратэ сначала рекламировали и официализировали в 1980-м, потом  в 82-м — запретили, а после всё бросили на произвол судьбы. А каратэ продолжало развиваться, сильные школы тогда были у нас, в Поволжье, на Дальнем Востоке и Сибири, на Украине здорово бились ребята. Потом, после Распада, в 1992 году, всё как-то пошло на самотёк. Кто-то продолжал содержать залы, другие занимались сами, соревнования проходили, но всё больше не под единой организацией. Устраивались даже подпольные бои, так называемый «восьмиугольник» (вспоминается легендарный фильм «Октагон» с Чаком Норрисом — прим.авт.). Практически без правил. Современные гладиаторы. Но те, кто занимался киокусинкай по-настоящему, всё это миновали и дошли до нынешнего этапа: есть Федерации, есть Ассоциация, единые правила, график соревнований и аттестации.

Корр.: Кстати, о аттестации… Насколько мне помнится, на третий или четвертый дан промежуток составляет, согласно Правилам Киокусен, что-то около пяти лет? А дальше и того больше? А у нас, я смотрю, полно «моложавых» сенсеев аж с пятым даном!

— Сам себя не отметишь — кто ещё отметит? Ассоциация — дело добровольное, как и любая Федерация. Вступать или не вступать в неё, остаётся на усмотрение руководителя того или иного объединения. Вот и остаются самоназванные сенсеи, которые в своём кружке присваивают друг другу даны через год, а то и ранее. Пусть это останется на их совести.

Корр.: Ты участвовал в абсолютном первенстве Японии. Твои впечатления?

— Я принимал участие в Открытом Чемпионате Японии в абсолютной весовой категории восемь раз, впервые приехав в Страну Восходящего Солнца в 2001 году. Тогда я только смог попасть в восьмёрку сильнейших. Не хватило опыта подобных встреч. Да и «абсолютка» — то ещё состязание. Когда я всё-таки смог добраться до финала, мне попался боец, наши его прозвали «Шрэком»,  разница в весе с которым у меня была в 47 килограммов! Он выиграл по очкам, а в Японии у коренного японца на этих соревнованиях можно победить только чистым нокаутом. Завалил его — есть «иппон»! А по иному не получается: менталитет  и гордость нации, закрытый клуб, постороннего сюда не пустят.

Второй раз тоже уступил, взял только серебро. Японец опять был тяжелее меня, теперь уже на четверть центнера. Буду готовиться, стараться, всё ещё только начинается.

Корр.: Общие впечатления от Японии и японцев…

— Я всегда восхищаюсь этой страной в плане того порядка в делах и мозгах, которого они смогли добиться. Если японцу надо добираться на работу через весь Токио, к примеру, час пятнадцать минут, то это ровно час и пятнадцать. Транспорт общественный, не важно — автобус или метро — приходит с точностью до пяти секунд. Точно рассчитывается рабочее время. И всю эту маниакальную пунктуальность японцы привнесли в каратэ. Результаты — соответствующие. Мы бьёмся на вдохновении и таланте, они — на чётко поставленном умении, помноженном на практику. Соревнований у них множество, самого разного уровня, есть, где набраться опыта.

На последнем первенстве Японии мы смотрели показательные групповые выступления мальчишек лет шести: поразительное зрелище! Двести детишек как один делали ката, показывали тамешивари (разбивание предметов — прим.авт.), причем всё это — идеально синхронно. Школа есть школа. Обидно, конечно, что в связи с последним инцидентом в Питере (из-за недопустимого слияния весовых категорий десятилетняя девочка оказалась в реанимации — прим.авт.) 2 февраля АКР, следуя директиве Минспорта России, запретила детские соревнования до достижения спортсменами возраста полных 11 лет. Но мы понимаем, что пока это вынужденная мера, слишком много ещё нарушений в проведении соревнований  неподконтрольными Ассоциации федерациями, а страдают все спортсмены страны.

 

Что же это такое — легендарное каратэ школы Киокусинкай? Основателем его является легендарный японский боец корейского происхождения Масутацу Ояма. Корни Киокусинкай Каратэ, как и большинства военных искусств Японии, прослеживаются от Бодхидхармы (Bodhidharma) или по-японски Дарумы (Daruma), индийского принца изначально, священника-буддиста в последствии,  который путешествовал к храму Шаолинь в Китае в начале шестого столетия н.э.. Именно там он создал и развивал Чен (Дзэн – яп.), или «Интуитивную» школу Махаяна Буддизма. Согласно философии Дзэн, просвещение достигалось через медитацию, а вовсе не практикой ритуалов или изучением канонических религиозных текстов. Согласно легенде, Бодхидхарма сидел лицом к стене в храме Шаолинь в течение девяти лет, пока не достиг просвещения. Бодхидхарма также развивал военные искусства в физическом ее проявлении, который помогал поддерживать дисциплину размышлений. В течение следующих столетий, философия Чен получила распространение сначала на острове Окинава, имевшем с Китаем торговые связи, и затем и в Японии. Через какое-то время, философская и боевая концепции Дзен перемешались и глубоко укоренились в Японском обществе. Само слово «каратэ» состоит из двух иероглифов: «кара» — «пустота», и «тэ» — «рука». Потому правильно говорить «каратэист», а не «каратист», это всё равно, что футболиста прозвать «футистом».

Другое значение «кара» — «Китай», и воинское искусство, пришедшее из Поднебесной, многие называют «рукой Китая». Где правда — Бог знает, только в Дзэн-буддизме «пустота» означает чистоту, помыслов в том числе. Ученик каратэ должен очистить свой мозг для постижения Истины. К которой и ведёт «до» — путь её познания. Кстати, иероглиф «до» добавляется ко всем японским названиям воинских искусств — дзюдо, айкидо, кэндо…

Сегодня школа Киокусин привлекает представителей разных рас, вероисповеданий, стилей мышления и жизненных укладов. Позитивное содержание современной школы, наследующей лучшие традиции искусств будо, привлекает и наших соотечественников. Безусловную ценность представляет самое очевидное, что отличает Киокусинкай от многих других школ современного каратэ — воспитание сильных бойцов. И даже не столько сильных бойцов как таковых, сколько людей, сердце и разум которых открыты для глубокого понимания интернациональных, общечеловеческих ценностей.

Этот интернациональный аспект, отмеченный Оямой, а также достижения школы делают реальностью дальнейшее развитие и сохранение Киокусин Будо-каратэ.

Атлетизм, сила, динамика, активное наступление — вот то, что характеризует стиль Киокусин. Всего за 36 лет существования, Киокусинкай каратэ-до сравнялось и превзошло по популярности другие виды восточных единоборств, имеющих не просто вековую, а тысячелетнюю историю. Однако, каратэ — принципиально традиционная школа. Это проявляется во всем: в сущности стиля, в характере системы обучения, в особенностях структуры… В июне 1964 года состоялось официальное открытие мирового центра школы Масутацу Оямы под названием Киокусин, что означает «Абсолютная истина».

С этого времени более 12 миллионов человек из 130 стран мира были зарегистрированы как члены ИКО.

Киокусин — это одна из самых больших организаций боевого искусства в мире. В идеологии Киокусин нет дискриминации ни по расовому, ни по религиозному принципу. Здесь никого не удивит поединок между бойцом ростом 150 см и весом 67 кг и двухметровым бойцом весом 135 кг. Потому что только сам поединок выявит, кто сегодня лучший сегодня…

Но что же на самом деле отличает Киокусинкай каратэ-до от всего, что существовало раньше? Что привело такое количество людей на путь Киокусина?

Возможно, то, что каратэ является одним из ярчайших доказательств поистине безграничности возможностей человека. И то еще, что Киокусин — это правда, правда, от начала и до конца. Пожалуй, нигде больше нет более честных поединков: бои проходят без защитного снаряжения, единственное оружие бойца — это он сам, а критерий оценки — фактическая невозможность спортсмена продолжать бой. Здесь каждый надеется только на себя, как сказал Ницше: «Ни один победитель не верит в случайность». Здесь победа не дается легко, только длительные тренировки, преодоление самого себя, боли, усталости и страха — именно так становятся чемпионами. Каратэ — вид боевого искусства, максимально приближенный к реальности, не терпящий компромиссов.

Олимпийский девиз «главное не победа, а участие» — не для бойца Киокусинкай! Необыкновенная стойкость и сила духа — это следствие из его неуёмного желания победить. Именно победить или умереть, третьего не дано. А проиграть значит умереть дважды!

Каждые 4 года ИКО проводит «Олимпийские игры по каратэ», всего за всю историю создания Киокушинкай прошло 7 Чемпионатов Мира, на которых и выявляется сильнейший боец планеты. Победителем Чемпионата Мира в 1999 году, впервые стал не японец, а бразилец — Франческо Фило.

Итак, истинное каратэ — это дисциплина духа и тела, безоговорочное почитание старших, культ семьи и отца. И хотя наш «славянский» менталитет зачастую не совпадает с восточными воззрениями, мы не можем отрицать все то положительное и во многом уникальное, что несёт в себе древнее воинское искусство Японии, воссозданное в XX-м веке великим Масутацу Оямой в виде Киокусинкай-каратэ.

 

Мы простились с Василием Худяковым с надеждой встретиться в Самаре, на первенстве Приволжского округа в марте. Но осталось ощущение прикосновения к чему-то большему, чем просто состязания, даже и по столь экзотическому виду спорта, как Киокусинкай-каратэ. Ощущение радости от общения с людьми, идущими по Пути познания Истины. Знающими, что Путь бесконечен, но всё равно — идущими…

 

Сергей Романов,

специально для «Вовремя:ру»

20.02.12

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также