Как открыть собственную юридическую фирму

12.10.2011

С чего начать? Первое, что вы должны сделать — это зарегистрировать свою компанию в налоговой инспекции, которая занимается регистрацией юридических лиц и обслуживает территорию, на которой будет располагаться  ваша будущая фирма. Вы можете сделать это, воспользовавшись услугами юридической компании — если у вас есть на то лишние деньги. А можете проделать все самостоятельно.

 

Регистрируем  фирму

 Итак, допустим, вы решили сделать все сами – все-таки по умолчанию предполагается, что вы обладаете хорошими юридическими знаниями, коль решились открыть собственную контору. Теперь вам необходимо определиться с организационно-правовой формой (в этом случае подойдет общество с ограниченной ответственностью – прим.авт.). Затем нужно тщательно продумать фирменное наименование. Только будьте очень внимательными, здесь существуют некоторые ограничения.

В законе говорится, что в названии фирмы нельзя использовать слово «Россия» и ее производные. На это нужно получать согласие в правительстве РФ, в установленном законом порядке. Вам это нужно? Нет. Поэтому идем дальше.

Необходимо определить адрес места нахождения компании, ведь от этого зависит ваша будущая прибыль. Каким образом?  Об этом чуть позже. Сейчас важнее определиться с видами деятельности. Их можно подобрать с помощью ОКВЭД 2011 года (выбирать следует только те позиции, которые в коде имеют не меньше трех цифр – прим.авт.). Вся эта информация необходима для заполнения специальной формы Р11001 для налоговой инспекции.

 Совместно с  вышеупомянутой формой Р11001 (которая подписывается в присутствии нотариуса и заверяется у него же – прим.авт.), нужно предоставить в налоговую инспекцию полный пакет документов, состоящий из Устава в двух экземплярах, заявления на получение заверенной копии Устава, квитанции об уплате госпошлины для получения заверенной копии Устава, решения о создании или протокол общего собрания участников, договора об учреждении (если учредителей больше одного – прим.авт.), справки об открытии накопительного банковского счета (если уставной капитал формируется денежными средствами – прим.авт.), документа, подтверждающего юридический адрес (гарантийное письмо, договор аренды – прим.авт.) и квитанции об уплате госпошлины за регистрацию.

Кроме того, вы должны определиться с налоговым режимом. Если вы хотите применять упрощенную систему налогообложения, сокращенно УСН (в случае с юридической фирмой она предпочтительнее всего – прим.авт.), то к основному пакету документов приложите специальное заявление в районную налоговую инспекцию по месту регистрации вашей фирмы, в двух экземплярах. Если вы этого не сделаете сразу, то потом придется ждать год и платить завышенные налоги.

Второе, что вы должны сделать — это заказать печать вашей фирмы, а также определить, кто будет иметь право подписи бухгалтерских и юридических документов.

В-третьих, после получения документов из налоговой инспекции, по истечении пяти рабочих дней с момента подачи, вам необходимо будет получить письмо из Госкомстата о присвоении кодов. Для этого нужно предоставить в Территориальный орган Росстата (Федеральная служба государственной статистики) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, копию свидетельства о регистрации (ОГРН) и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

В-четвертых, вы должны открыть расчетный счет в любом банке на ваш выбор. Как правило, во всех банках требуют копии ОГРН и ИНН предприятия, копию устава, копию договора об учреждении или решения, копию протокола о назначении генерального директора, копию приказа о назначении главного бухгалтера, копию выписки из ЕГРЮЛ, копию письма из Госкомстата о присвоении кодов (некоторые банки уже сразу не требуют  «статистику» – прим.авт.), банковские карточки с подписями генерального директора и главного бухгалтера (если он предусмотрен в штате – прим.авт.) и заявление на открытие счета. Все учредительные документы Общества заверяются нотариально, а на приказах генерального директора и главного бухгалтера ставится печать Общества и подпись руководителя.

Вы успешно прошли все эти этапы? Вас можно поздравить, потому что при неправильном заполнении документов вся эта история повторяется заново, а государственные пошлины, которые вы уплатили, не возвращаются. Обидно?  Таков закон. Но вам это уже не грозит и можно приступать к работе.

Между тем, все вышеизложенное — это только технические процедуры. Самое важное для вас — сделать свой бизнес успешным, прибыльным и полезным. Поэтому, прежде чем приступить  к работе, составьте бизнес-план.

 

Целевая аудитория вашего бизнеса

 Юридический бизнес — это продажа услуг. В современном мире и в России, в частности, это очень востребованная сфера деятельности. Как юридические, так и физические лица  очень часто нуждаются в квалифицированной помощи юриста. Поэтому в своих услугах необходимо предусмотреть такие направления, как защита прав потребителей, судебные иски гражданских лиц, наследственное право и многое другое, что затрагивает интересы обычных граждан. Но также много внимания должно уделяться юридическим лицам, так как они занимают весомую часть юридической практики.

Что же входит в понятие юридическое сопровождение бизнеса? Корпоративные дела, арбитражный суд, договора, внешнеэкономическая деятельность, бухгалтерское сопровождение — все это и многое другое относится к  юридическим лицам. Если вы собираетесь делать основной целевой аудиторией именно юридические лица, то в своем собственном бизнесе обратите внимание на эти направления.

В виду вышесказанного, логично создать несколько отделов — оказание консультационных услуг населению, отдел корпоративного права и, например, тендерный отдел или отдел внешнеэкономической деятельности. Еще очень часто рука об руку идут юридические и бухгалтерские услуги. Хотя можно обойтись и одним направлением, в котором вы больше всего ориентируетесь.
 

Что выгоднее — один или несколько отделов?

 Если вы болеете арбитражными делами и чувствуете себя в них, как рыба в воде, то можно обойтись и одним отделом. И это направление вашей деятельности будет приносить хорошую прибыть. Возьмите в штат одного человека, который будет выполнять функции секретаря и курьера, если сами не будете справляться с делами. И этого для начала будет вполне достаточно. То же самое можно сказать и о корпоративных делах, оказанию консультационных услуг населению. Дерзайте в том направлении, в котором хотите. Это обойдется вам, к тому же, гораздо дешевле.

Есть вариант юридической компании с несколькими отделами (об этом уже писалось выше — прим.авт.). Но эта затея обойдется вам дороже, так как придется нанимать специалистов, которые будут обслуживать эти отделы. Ваши зарплатные расходы значительно возрастут. Но эту проблему можно решить на первых порах несколькими способами. Нанимайте специалистов и платите им проценты от сделки. Или же предусмотрите возможность работы по совместительству. Таким образом, ваши расходы на зарплату снизятся.

Можно открыть фирму с двумя и более учредителями, каждый из которых специализируется в своем направлении. Тогда вы одним выстрелом убьете сразу двух зайцев.

 

Ваша точка на бизнес-карте

В начале статьи говорилось о важности дислокации компании. Что это значит? Существует такое понятие, как клиентоориентированность. Например, в спальном районе, где проживает много граждан, юридические услуги открывать очень рентабельно. Опять же, все зависит от того, какие именно вы будете оказывать услуги, и на кого будете делать упор. Если это юридические лица, то логичнее открывать компанию рядом с регистрирующими органами или в центре города, где располагается много офисов. Это очень важный вопрос. Поэтому тщательно выбирайте место для будущего офиса.

На первых порах работы компании лучше брать помещение под офис в аренду. Вы еще не знаете, как будут обстоять ваши дела в будущем (конечно, нацеленность на результат и на успех компании важен, но всякое бывает — прим. авт.), поэтому сразу покупать нежилое помещение нерентабельно. Сначала поработайте так, а дальше видно будет. Если же ваши дела идут успешно, и вы чувствуете, что твердо стоите на ногах, то можно приобрести помещение в собственность под бизнес. Хотя можно все время арендовать. В этом нет ничего страшного. Иногда необходимо переезжать (например, компания сильно расширяется — прим. авт.).

 

Кадровые вопросы и продвижение

Особое значение имеет кадровый подбор, формирование команды. Важно, чтобы в вашей компании работали грамотные юристы, знающие и любящие свое дело. Если у вас есть знакомые, которым вы доверяете, то берите лучше их. С другой стороны, будьте готовы, что в ходе работы под вашим руководством у самого хорошего знакомого могут вдруг проявиться негативные черты, отрицательно влияющие на трудовой процесс. В этом случае будьте непреклонны – результат работы превыше всего – и поменяйте «слабое звено».

Набирая высокопрофессиональных людей, обращайтесь к известным кадровым агентствам. Заплатите денег и получите результат. Только внимательно выбирайте кадровое агентство, ведь на этом рынке много шарлатанов. Лучше всего обращайтесь в компании по рекомендациям. Если же вы подбираете себе сотрудника сами, то обращайте внимание на его желание работать, послужной список и личные качества. Важно, чтобы человек мог вписаться в ваш коллектив. Размер штата вы можете определить сами, в зависимости от того, какой объем работы есть в вашей организации.

Далее идет реклама. Она очень важна в любом деле, и двигает не только торговлю. Рекламировать себя можно разными способами. Например, разместить объявление в газетах, создать свой собственный сайт-визитку в интернете, напечатать и раздать листовки, использовать наружную рекламу. В части последней большое значение имеет вывеска вашей конторы (на которую  необходимо иметь соответствующе согласование Горархнадзора – прим.авт.).

 

Затраты и окупаемость бизнеса

Что касается основных затрат на этапе старта юридического бизнеса, то, кроме регистрации компании и уставного капитала, они будут включать в себя арендную плату, оборудование и мебель, заработную плату, расходы на программное обеспечение и на рекламу. Однако следует иметь ввиду, что могут возникнуть разного рода непредвиденные расходы – поэтому при подведении итоговой черты калькуляции прибавьте к полученной сумме еще процентов 20-30. Не пожалеете.

Окупаемость небольшой юридической фирмы  —  примерно год-полтора. Это при грамотном ведении бизнеса и хорошей рекламе. Очень важно правильно оценить свои услуги в денежном эквиваленте. Для этого необходимо учесть, какова покупательная способность в конкретном регионе страны. Если это — столица нашей родины Москва, то услуги там будут стоить от пятнадцати тысяч и выше за регистрацию компании (без государственных пошлин и нотариуса — прим. авт.). Если взять Казань, то здесь те же юридические услуги стоят гораздо дешевле (от двух тысяч рублей и выше — прим. авт.). Прежде чем составлять собственный прайс-лист, необходимо посмотреть цены в других юридических фирмах и на основании этих данных определить свою цену на услуги.

 

«Одежка» бизнеса

Прежде всего, ответьте сами себе на вопрос, каких преимущественно клиентов вы хотите видеть в своем офисе, и почему.

Если вы рассчитываете на взыскательных и платежеспособных клиентов, то хороший ремонт и дорогая мебель будет здесь очень кстати. Но как много таких людей, например, в Казани? Гораздо меньше, чем в Москве. Основной поток людей идет «из народа» — рядовые граждане, предприниматели, собственники небольших фирм. Их будет смущать «элитное» убранство офиса.

Поэтому, чтобы не отпугнуть простых граждан, но при том привлечь более обеспеченных людей, вам необходимо найти золотую середину. Пусть это будет уютный офис с хорошей мебелью и аккуратным ремонтом. Это лучше, чем кричащий дорогой дизайн. Но опять же, это личное дело каждого. Здесь важна ваша клиентоориентированность.

Еще есть очень важный фактор — это большая конкуренция в сфере юридических услуг. Но эта проблема решаема, если именно в вашей компании будет то, чего нет у ваших конкурентов. Например,  возврат лишенных прав законным путем. Или ваша собственная эксклюзивная идея. Изюминка в видах услуг — вот ваш конек, а отнюдь не эксклюзивный ремонт. Изучите рынок и найдите то, чего в нем нет или очень мало, но при этом есть спрос.

 

Плавали, знаем!

Существуют различные мнения экспертов по поводу развития и процветания юридических компаний. По словам Елены Артюх, генерального директора юридической фирмы «Левъ», успешной можно считать «фирму с хорошей деловой и профессиональной репутацией, в которой престижно работать опытным юристам и счастье попасть начинающему». Роман Грищенко из санкт-петербургской фирмы «1-й Консалт Центр» в качестве факторов, ограничивающих развитие многих юридических фирм, назвал «неумение руководства делегировать полномочия и совмещать профессиональные и административные функции».

— Крайне тяжело сказать, что в автомобиле является более важным для того, чтобы машина ехала с нужной скоростью в желаемом направлении, а водитель и пассажиры наслаждались безопасностью и комфортом: шасси, двигатель, корпус, трансмиссия, салон или руль. Так и в бизнесе — неисправность или невнимательное отношение к любому элементу управления влекут за собой проблемы. Известность фирмы не компенсирует недостатка внимательного отношения к собственным сотрудникам и их росту, высокая эффективность работы не заменяет внимательного отношения к клиентам, а высокие доходы от одного вида практики не гарантируют их в будущем без вдумчивого внешнего позиционирования фирмы и ее специалистов, — отмечает Александр Хвощинский, управляющий партнер фирмы «LegalStudies.RU: Консалтинг и Коммуникации», занимающейся консультированием юридических фирм по вопросам развития бизнеса.

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что успех и развитие вашей компании во многом зависит именно от вас. Нацеленность на результат, профессионализм и умение строить прочную и солидную клиентскую базу поможет вам сделать свой бизнес успешным и прибыльным. Удачи в делах!

 

Татьяна Черняева,

специально для «Вовремя:ру»,

12.10.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также