Кафе в большом городе: новый сезон

21.02.2012

Методом кнута….

Российские, в частности, столичные бизнесмены привыкли к сюрпризам со стороны чиновников. Последние же преподносят их с завидной регулярностью.

Деятельность столичных властей по стимулированию роста и развития предприятий малого бизнеса весьма органично вписывается в общефедеральную концепцию поддержки предпринимательства: на региональном уровне действия чиновников столь же непоследовательны и подчас противоречивы.

К примеру, признавая факт катастрофической нехватки продовольственных магазинов на душу населения, московские чиновники в конце 2010 года начали работу по облагораживанию облика города и предприняли масштабную операцию по ликвидации страшно непривлекательных тонаров. В результате под снос пошли не только палатки с сигаретами и пивом, но и с хлебом, молоком, колбасой. Продолжение этой истории достойно послужить темой отдельной статьи.

Другой пример все с теми же ларьками: весной прошлого года конкурсы на размещение нестационарных объектов торговли были заменены аукционами, формат коих априори не приемлем в условиях российской действительности, атрибутами которой являются законодательные дыры и плуты по типу гоголевского Чичикова.

 

… и пряника?

С другой стороны, столичный градоначальник Сергей Собянин и его постоянно обновляемая команда предпринимают реальные шаги по снижению так называемых административных барьеров для малого бизнеса – необходимости обивать пороги различных инстанций, вручать чиновникам, оказывающим «бесплатные» госуслуги, денежное вознаграждение и так далее.

Так, недавно власти, озаботившись судьбой столичных жителей и гостей Первопрестольной, число которых превышает количество мест в кафе и ресторанах, и посчитав необходимым  стимулировать развитие ресторанного бизнеса города, предприняли шаг навстречу предпринимателям. Речь идет о постановлении столичного правительства «О размещении сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания», значительно упрощающего порядок открытия летних веранд при кафе и ресторанах.

По информации Департамента торговли и услуг г. Москвы, в летний период сезонные уличные кафе при стационарных пунктах общественного питания открывают около полутора тысяч заведений. Это составляет приблизительно половину от всех предприятий. Руководитель профильного департамента Михаил Орлов считает, что если упростить процедуру выдачи разрешений на открытие веранд, то летних кафе станет больше.

Документ был принят 7 февраля 2012 года, и теперь рестораторы с нетерпением ждут его опубликования и вступления в силу.

 

Рестораторы аплодируют стоя

Открыть летнюю веранду теперь станет проще: постановлением правительства Москвы ликвидируются предпосылки для коррупционных схем.

С этого года подавляющее число предпринимателей-рестораторов смогут свободно, без подготовки проекта веранды и согласования его с главным архитектурным ведомством столицы, радеющим за чистоту облика города, поставить у своего заведения несколько столов и стульев.

Возведение сложных конструкций, которое все-таки потребует согласования с Москомархитектурой и повлечет за собой соответствующую бюрократическую волокиту, будет отныне даваться раз и навсегда (по крайней мере, до выхода нового постановления, утверждающего иные условия — прим.авт.).

 

Через тернии – к клиентам

Как известно, все познается в сравнении. Еще в прошлом сезоне обустройство летней веранды при стационарном заведении общепита в Москве стоило его хозяину значительных временных, денежных и в целом нервно-физических затрат. 

В основном, предприниматели отмечали две нижеследующие трудности.

Трудность № 1  — формально бесплатная процедура. Предприниматель, желающий открыть летнюю веранду, должен был подать заявление в управу района с просьбой включить его сезонное кафе в городскую схему размещения подобных объектов, которую утверждал Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы. При этом четко сформулированного перечня оснований для отказа от включения объекта в схему размещения летних веранд просто не существовало. Управа могла отказать (и отказывала — прим.авт.) без объяснения причин. Однако, как правило, разговор о возможности открыть летнюю веранду принимал иной оборот, когда предприниматель демонстрировал свою платежеспособность.

Таким образом, ресторанный бизнес облагался негласной административной рентой, не платить которую, к слову, у предпринимателей фактически не было возможности. Ведь лето, по словам представителей ресторанной отрасли, ‑ мертвый сезон, когда кафе выживают (то есть способны оплатить аренду и сохранить рабочие места — прим.авт.) во многом благодаря сезонным верандам.

«Временные веранды компенсируют снижение посещаемости и доходности заведения в летний период и дают возможность предпринимателю не отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска», ‑ рассказала юрист Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Мария Орлова.

«Посещаемость кафе и ресторанов резко снижается, и наличие летней веранды обеспечивает заведению определенный контингент», – подтвердил Альберт Даниэлян, директор одного из крупных ресторанов Москвы. Он также добавил, что не представляет себе, как может «летом ресторан собирать посетителей без летней веранды».

Трудность № 2 — радения муниципалов за чистоту столичного облика, с непременными «перегибами на местах». Еще одной сложностью, которой сопровождалась процедура открытия сезонного кафе, была подготовка проекта веранды для согласования ее с Москомархитектурой. Как рассказала М. Орлова, «эта процедура дорогостоящая и занимает порядочное количество времени».

Что представляла собой веранда – то ли три разномастных стола с покосившимися зонтиками и пластиковыми стульями, то ли инженерно-сложную конструкцию, предполагающую возведение каркаса, напольное покрытие и массивный тент – чиновников не волновало.

Подавать проект веранды в архитектурное ведомство было необходимо в любом случае: для владельцев что простых закусочных, что пафосных ресторанов был установлен единый порядок получения разрешения на открытие сезонного кафе.

 

По новым облегченным правилам

Согласование проекта веранды с Москомархитектурой и внесение объекта в схему размещения затягивалось на месяцы. Процесс получения разрешительных документов на открытие веранды занимал от трех месяцев до полугода. Деятельность уличных залов сворачивалась в ноябре, а уже в декабре рестораторы начинали хлопотать о том, как бы им открыть веранду следующей весной.

Кроме того, если раньше разрешение на монтаж и функционирование летней веранды нужно было получать каждый год, то, в соответствии с новым постановлением, однажды полученный документ будет действовать бессрочно.

По словам руководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы Михаила Орлова, принятое постановление должно снизить сроки рассмотрения документов и принятия органами власти решения в два раза.

Как рассказала корреспонденту «Вовремя» юрист ФРиО Мария Орлова, документ «О размещении сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания» значительно снижает коррупционные составляющие, прежде сопровождавшие процедуру открытия летней веранды при кафе.

 

Простота лучше воровства

Так называемые уличные залы, в соответствии с документом, подразделяются на два типа: простые и сложные. Простые – это веранды, не требующие сооружения каркасных конструкций, со стандартным набором оборудования.

Как сообщила юрист объединения рестораторов, согласовывать монтаж «простых» веранд с Москомархитектурой не потребуется вообще. «Простые сезонные кафе будут включены в общегородскую схему, которую теперь будут формировать префектуры, а утверждать – Комиссия во главе с заместителем мэра Москвы по экономической политике Андреем Шароновым», ‑ сообщила Орлова. Подразумевается, что непосредственное участие чиновников такого ранга в процессе разработки плана размещения летних кафе сделает процедуру получения разрешений максимально прозрачной.

Что же касается «сложных» конструкций, то получать согласовательную документацию на их монтаж из архитектурного комитета все же придется, однако не каждый год, а только один раз, после чего будет действовать бессрочно (либо в течение пяти лет с последующим продлением в упрощенном порядке – прим. авт.). При этом разрешение на монтаж веранды будет закреплено за местом, а не юридическим лицом. «Это побудит предпринимателей более внимательно подходить к выбору места для открытия кафе и отдавать предпочтение тем помещениям, которые позволяют открыть летнюю веранду», – уверена М. Орлова.

 

На закуску

Но главная инновация — отныне столичный ресторанный бизнес не будет платить арендную плату за право размещения летних кафе!

По информации источника «Вовремя», пожелавшего остаться неназванным, в кулуарах муниципалитета ходили слухи о том, что за право разместить летние веранды на прилегающих к ресторанам территориях столичные власти планировали взимать арендную плату с предпринимателей.

Видимо, прислушавшись к голосу рассудка, чиновники отказались от этой идеи.

Так что, одним кошмаром для малого бизнеса в Москве стало меньше .

 

Александра Бушуева,

специально для «Вовремя:ру»

Москва-Казань

21.02.12

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также