Кадастровая справедливость

09.12.2011

Телодвижения власти увеличивают нагрузку на бизнес

В качестве спикеров круглого стола «Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в РТ. Перспективы и экономические последствия введения налога на недвижимость» выступили эксперты регионального и федерального уровня. Модератор встречи – председатель комитета по кадастру и налогообложению недвижимости Ольга Нестерова, среди участников: представители Росреестра, Федерального кадастрового центра «Земля» и АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ. С докладом от Татарстана выступил заместитель руководителя Управления ФНС по РТ Андрей Никиташин.

Заместитель председателя ТПП РТ Владимир Жуйков отметил общую тенденцию последних лет – нагрузка на бизнес увеличивается. С 2007 года, по его словам, выросли тарифы на энергоносители, в 2010 – кадастровая стоимость и земельный налог, в 2011 – произошла смена ЕСН. С изменениями в последнем столкнулись порядка 100 тыс. татарстанских предпринимателей – до этого момента они находились на «упрощенке», а затем попали под суровое увеличение фонда оплаты труда.

— Любое телодвижение государства, направленное на какие-то изменения, очень болезненно воспринимается предпринимателями – резюмировал Жуйков. Если верить словам министра экономического развития Эльвире Набиуллиной, то данное телодвижение несет в себе «новую, более справедливую схему налогообложения, нежели нынешняя». Судить, где правда, будем как водится, по факту – практика покажет…

 

Собственникам раскроют, из чего сложена стоимость их объекта

Нестерова в паузе перед следующим докладом отметила, что в рамках круглого стола будут представлены лишь некие обобщенные результаты. Напомним, что обещанный государством налог на недвижимость (он должен заменить два действующих сбора – на имущество и на землю – прим.авт.) планируется ввести с 2013 года. Окончательные ставки земельного и имущественного налогов, отмечено на федеральном уровне, устанавливаются муниципальными властями. Тем не менее, в рамках встречи стороны попытались определить, какие перспективы ожидают налогоплательщиков через два года: обсудили вопросы, связанные с введением налога в субъектах РФ и рекомендовали предложения в соответствующую главу Налогового Кодекса и подзаконные акты.

Полномочия по государственной кадастровой оценке (далее ГКО – прим.авт.) возложены на Росреестр. В частности, организация проведения ГКО, ведение фонда данных ГКО и организация работы комиссий по рассмотрению споров о результатах оценки. К слову, было замечено, что в случае наличия потенциальных объектов споров, целесообразно организовать их решение во внесудебном порядке. Что касается ведения фонда данных ГКО и предоставления сведений из него (приказ Минэкономразвития РФ от 21 февраля 2011 года – прим.авт.), то он будет вестись на электронных носителях, сведения будут открыты, общедоступны и предоставлены сайтом Росреестра.

Помимо сбора исходных данных ГКО и ее результатов, ведение фонда также будет заключать в себе проведение мониторинга рынка недвижимости. Анализ проводится на основе данных Росреестра о сделках с недвижимостью и информации из внешних источников – крупных компаний, которые осуществляют мониторинг рынка. Государственное учреждение предоставляет сведения о сделках и объектах недвижимости, внешний источники – цены и спрос на объекты. Конечный результат также будет размещен на портале Росреестра. По сути, каждый налогоплательщик сможет получить на данном портале необходимую информацию, в том числе и о том, что стало ценообразующим фактором стоимости его объекта или по какой формуле он оценивался. Общее количество собранных сведений о сделках в Росреестре составляет свыше 11 млн. (по ПФО – 23% — прим.авт.), об объектах недвижимости – свыше 15 млн. (по ПФО – 26% — прим.авт.).

 

К массовой оценке объектов недвижимости привлекли свыше 1,6 тыс. специалистов

Как отметили представители Федерального кадастрового центра «Земля», государственная кадастровая оценка объектов недвижимости была проведена в рамках реализации проекта «Организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости». К работам были привлечены свыше 50 специализированных организаций (более 1,6 тыс. экспертов – прим.авт.). В определении кадастровой стоимости участвовали 17 оценочных компаний (свыше 350 оценщиков – прим.авт.). Экспертизу провели 50 специалистов саморегулируемых организаций оценщиков. Вся деятельность производилась при непосредственном участии бизнес-объединений – ТПП России, «Деловой России», ОПОРЫ России, Российского союза промышленников и предпринимателей.

Собрана информация о ценообразующих факторах по 2,6 тыс. городским населенным пунктам и 152,6 сельским пунктам. Количество объектов недвижимости, учтенных в ГКН и подлежащих ГКО, составило порядка 16 млн. единиц (94%), не подлежащих ГКО – свыше 1 млн. единиц (6%). В перечень объектов оценки вошли жилой и нежилой фонды – каждый из них также был разделен на группы и подгруппы. Группировка происходила на основании сведений о характеристиках объектов: виде, назначении и наименовании.

 

Резолюция на справедливые налоги

В Татарстане ГКО подлежит 1,8 млн. объектов, не подлежит – 62,9 тыс. Объекты недвижимости жилого фонда составили свыше 1,6 млн. единиц (84%), нежилого фонда – 255 тыс. единиц (13%). В процентном соотношении объекты жилого фонда разделились следующим образом: объекты многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки – 62%, малоэтажной застройки – 38%. В группах эксперты выделили здания – 28,7%, помещения – 71,2%. Меньше всего оказалось объектов незавершенного строительства – лишь 0,1%.

В нежилом фонде оценщики выделили 189,7 тыс. объектов – здания – 73,9%, помещения – 9,2%, незавершенное строительство – 2,6% и сооружения – 14,3%. Самой «многочисленной» оказалась 4 группа (всего 13 – прим.авт.) – 29,9% (76 тыс. объектов). В ее составе – объекты садового и дачного строительства. Самой малочисленной – 11 группа – 0,05% (118 объектов – порты, станции, вокзалы).

Этот доклад у местных бизнесменов вызвал живой интерес – расспрашивали о ценах, критериях оценки, разнице в ГКО домов малой и большой этажности. Кроме того, у спикеров интересовались, можно ли оспорить старую кадастровую оценку (нельзя, но ее можно пересмотреть – на рассмотрение конкретных судов – прим.авт.), жаловались на отсутствие в Росреестре ИП – есть только разделение на физлиц и юрлиц. Кто-то из предпринимателей задавал вопросы по конкретной ситуации, но полноценного ответа не было – москвичам с высокой колокольни о местных проблемах судить сложно.

В рамках круглого стола участники также рассмотрели резолюцию, призванную обеспечить «проведение сбалансированного и экономически обоснованного реформирования системы имущественных налогов и сборов, в том числе недопущения социальной напряженности при введении налога на недвижимость». Время на ее рассмотрение татарстанскими предпринимателями ограничили неделей.

 

Чем больше база, тем ниже налоговая нагрузка?

По мнению заместителя директора департамента оценки АНО «Союзэкспертиза» Виктора Журбы (он оценивал социально-экономические последствия – прим.авт.), чем больше объектов на кадастровом учете, тем ниже налоговая нагрузка на налогоплательщиков.

— Чем больше налоговой базы, тем больше возможностей проводить налоговую политику более мягко, — заключил он. Среди озвученных тезисов доклада также прозвучало: 70% все же выиграют от введения нового налога, муниципальным образованиям необходимо провести детальный анализ, дабы определить, что оптимально для каждого из них (и налогоплательщиков, которые в них живут – прим.авт.).

Журба также добавил, что если из налогообложения «уйдут» некоторые объекты, то вырастет и общая налоговая ставка. Ольга Нестерова дополнила, что от налога выиграют семьи, взявшие новое жилье по ипотеке – к ним новый закон будет справедлив…

 

— Давать какие-то оценки рано – пока не установлены налоговые ставки, никто ничего сказать не может, — отмечает эксперт «Вовремя», директор ООО «Казанский юридический центр» Фанис Биляев. — Это обсуждается, рассматривается, но не конкретизируется. При нынешних ставках бремя налоговой нагрузки вырастет в 8 раз.

Информацию относительно того, может ли новый налог опробоваться в тестовом режиме в регионах (подобная информация в течение этого года активно распространялась в СМИ – прим.авт.) наш эксперт категорически отверг. Отметил, что даже для «пилота» необходима официальная публикация данного закона, что, как правило, должно произойти за месяц до начала нового налогового периода – то есть 1 декабря.

Между тем, Татарстан как раз и был в числе возможных озвученных пилотных регионов. Вместе с ним, как писал в мае 2010 года портал «Татцентр», тестироваться были должны Калужская, Кемеровская и Тверская области.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

09.12.11

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также