Кабала для студентов

05.10.2012

 

— Послушайте, — выходит из себя доцент, ставя двойку студенту, который в третий раз проваливается на экзамене, — почему вы не хотите учиться? Ведь, в конце концов, от учения еще никто не умер!
— Я знаю, — говорит студент, — но лучше не рисковать …

 

Анекдот

 

Вперед в СССР

Вчера информационное агентство «Татар-информ» передало следующую новость: «На заседании Президиума Государственного Совета РТ Председатель парламента Фарид Мухаметшин рассказал журналистам о готовящейся законодательной инициативе Госсовета в сфере высшего образования, которая может помочь в решении кадрового вопроса».

На днях в ходе рабочего визита в Москву председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин встретился с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и председателем Государственной Думы Сергеем Нарышкиным. В числе прочих они обсудили вопрос нехватки кадров на фоне реформ в системе образования.

«Мы говорим о повышении конкурентоспособности страны за счет улучшения подготовки кадров. Готовим их, 5 лет обучаем, а выпускники не идут работать по специальности. Ветеринары, агрономы, педагоги получают образование — и работают где угодно, но только не там, куда их готовили», — заявил Фарид Мухаметшин. По его словам, эта проблема остро стоит по всей стране.

Согласно идее законодательной инициативы республиканского парламента, студенты, обучившиеся на бюджетной основе, должны будут отрабатывать определенное время по специальности на госпредприятии. Для этого при поступлении в вуз они будут заключать с государством соответствующий контракт. Причем по его условиям, если при каких-то обстоятельствах выпускник не захочет направиться на работу по полученной специальности, то будет обязан, как его коллега-платник, возместить государству затраты на свое обучение.»

Интересно, почему эта новость не выбилась в первую тройку на ведущих новостных лентах страны? Фактически, при условии, что данная законодательная инициатива воплотится в жизнь, на бесплатном высшем образовании можно будет поставить жирный крест.

Если проследить логику уважаемого спикера Госсовета РТ, то получается, что студенты, обучающиеся на бюджетных отделениях, по гроб жизни должны государству.

Подобными принципами руководствовалась советская образовательная система. В те времена было обязательное распределение после окончания вуза (его «жесткость» зависела от конкретного вуза и специализации).

Видимо, люди с советским социалистическим прошлым решили вернуть молодость.

 

Выпускники не хотят работать по специальности?

 Давайте слегка пофантазируем и подумаем, как может воплотиться идея «прикрепления» выпускников к предприятиям и организациям. Сразу оговоримся, конкретные параметры мы не знаем, законопроекта нет. Поэтому попробуем оттолкнуться от голой идеи.

Тысячи инженеров с энтузиазмом отправятся на производство. Агрономы поедут в село поднимать сельское хозяйство. А педагоги соответственно устремятся в школы.

Эта благостная картинка в коллективном мозгу наших законодателей – на самом деле находится немного в стороне от реальности.

Но даже если всё вдруг случится именно так, все равно возникают вопросы. Куда будут в обязательном порядке трудоустраивать десятки, а то и сотни гуманитариев: журналистов, историков, социологов, политологов, философов и т.п. публику? В каком госучреждении есть хотя бы одна штатная единица «философ»? Вышеперечисленные категории выпускников и рады бы устроится не в Макдональдс, и не продавцами различных товаров. Но куда?

То же относится, например, и к потенциальным программистам, и к будущим  архитекторам. Они также не прочь потрудиться по специальности. Более того, сейчас уже даже юристам и экономистам некуда податься. Кадровый рынок «перегрет». При том, что высококлассных специалистов ровно столько, сколько «выплакал кот».

Очевидно, что проблема не в желании и нежелании выпускников работать по специальности. Проблема в отсутствии достаточного количества рабочих мест.

Можно создать такие рабочие места (для вышеперечисленных специалистов) искусственно. Но ради чего? Эффективность от работы ненужных рынку специалистов для экономики страны будет нулевая. А нагрузка на бюджет вырастет (она итак в России стремится к максимуму).

Впрочем, все вышеописанное не относится к учителям, медикам, производственникам и работникам агропрома. В школах средний возраст учителей приближается к пенсионному. В медицине «блатными» считаются места в платных клиниках и мед. центрах. А в поликлинику мало кто рвется работать. На производстве и в сельском хозяйстве ситуация немного сложней. Поэтому об этих сферах позже.

 

Учитель и врач – это призвание, а не повинность

 Почему же молодые люди не выстраиваются в длинные очереди в службе занятости, чтобы попасть на работу в школу, детсад, больницу или поликлинику?  Ответ известен даже ребенку: уровень оплаты в данных сферах не соответствует нагрузке и уровню ответственности.

Резко, в разы поднять зарплаты бюджетникам не представляется возможным без краха экономики страны (чтобы там не говорили «левые» политики и политиканы). По крайней мере, в обозримой перспективе средние зарплаты в бюджетной сфере (госслужащих здесь не берем) будут сильно проигрывать средним зарплатам в частном секторе.

Можно, конечно, подобно нашим законодателям закрывать глаза на факты, однако от этого халва во рту не появится.

Следовательно, молодежь в школы и поликлиники можно загнать только «кнутом», а затем «приковать» там «цепями» к рабочим местам. На этот раз выбрали законодательный «кнут» и финансовую «цепь».

Ещё со времен Вергилия известно, что подневольный труд малоэффективен. А уж в самых жизненно важных для любой страны сферах – медицине и образовании, тем паче. Что может быть хуже, чем врач, отбывающий повинность. Или учитель, еле терпящий своих учеников.

Впрочем, и сейчас порой можно наблюдать подобные картины и в образовательных учреждениях, и в медицинских. Усугубление ситуации приходом «свежей крови» из «галерных рабов» приведет к очень неприятным последствиям. А именно: к толпам озлобленных недоучек и армадам недолеченных больных.

Вряд ли на такой эффект рассчитывают нынешние депутаты.

 

Все – к станку!

На производстве ситуация более-менее рыночная. Рынок труда стабилизировался благодаря выравниванию спроса на продукцию отечественного производителя. Новые рабочие места могут появиться только при увеличении объемов госзаказа.

Такая процедура, в принципе, планируется – 20 трлн. рублей собирается потратить на оборонку наше государство до 2020 года. Как только деньги дойдут по назначению и появятся новые рабочие места, молодежь (её часть) пойдет работать на заводы.

Но тут есть тонкость. Увеличение госзаказа – это опять-таки дополнительная нагрузка на бюджет. Совсем не факт, что экономике это пойдет на пользу. Она может и «загнуться» от такого «лекарства».

 

Жизнь разбивает мечты

 И уж совсем понятно, почему выпускники сельхозвузов не хотят возвращаться в родные пенаты. На селе нет инфраструктуры, которая привлекла бы молодежь. Вкусившие городской жизни — уже инфицированы ей на всю жизнь. Сельский клуб вряд ли заменит ночной, а сельпо – мегамолл. Лекарство от этого есть только одно – развивать сельскую инфраструктуру.

А это снова – расходы. И не маленькие. К тому же, создание в районах чего-то подобного городскому быту – дело не одного дня, и даже года, а возможно и десятилетия.

Однако, без лошади телега не поедет. А если, как хочет спикер татарстанского парламента, поставить телегу впереди лошади, то она тоже поедет. Но либо очень медленно, либо в другую сторону.

Без увеличения зарплат бюджетникам, без создания инфраструктуры для молодежи на селе, и без многих других вещей закон работать не будет.

Конечно, было бы здорово, принял закон о всеобщем благоденствии – и на следующее утро все проснулись миллионерами. Только в реальной жизни буханка хлеба стоила бы к тому моменту – 20 000 рублей.

 

Больно умные не нужны?

 Главным же и реальным следствием принятия кабального для студентов-бюджетников закона станет полная коммерциализация высшего образования. За образование в любом случае придется платить – либо деньгами, либо годами потраченной жизни.

Таким образом, можно спрогнозировать некоторый отток абитуриентов. Потому что окажется, что есть молодежная среда, в которой нет ни денег родителей, ни времени на занятия тем, что им не интересно. Это, конечно, обрадует одного из полпредов президента России, который ратует за ориентацию на рабочие специальности.

Однако, как бы не ругали наше нынешнее высшее образование, оно всё-таки дает некий набор академических знаний. Эрудированным человеком трудней манипулировать.

Второй фактор, который надо учитывать, вузы – это рассадники креативности и вообще всякого прогресса. Хотя Гейтс и Цукерберг не доучились в вузах. Но они, по крайней мере, начинали там учиться. И какая-то база (без которой не мыслимы современные новаторские идеи и научные открытия) у них уже была.  

Платное высшее образование – начало деградации интеллектуального потенциала России.

Разумеется, система высшего образования в стране нуждается в полномасштабной реформе. Нужно внедрить направленность на практику, на применение полученных знаний. Но реформа не имеет никакого отношения к сокращению самой системы.

Новых бесплатных знаний желает всем Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
05.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также