Иран: искусство с женским лицом

02.02.2012

Экспозиция «Иран в зеркале искусства», открывшаяся в казанской галерее 31 января, сочетает в себе произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусств. У выставки исключительно женское лицо – все работы – каллиграфия, живопись, фотография выполнены иранскими мастерицами.

Открывает выставку каллиграфия молодой иранской женщины Марьям Хаям Никуи. На бумагу с помощью гуаши и золотой краски нанесены аяты (мельчайшая структурная единица Корана – прим.авт.), суры (арабское слово для обозначения главы Корана – прим.авт.) и стихи персидского поэта Хафиза. Как рассказала «Вовремя» сама автор, в Казань она привезла 18 работ, ее увлечение каллиграфией началось с интереса к этому искусству и продолжается уже 10 лет. В Россию Марьям Хаям Никуи приехала впервые, призналась, что ей понравилась Казань и люди – «очень хорошие и спокойные». Цель поездки – «развитие сотрудничества в культуре между нашими республиками и странами».

Через картины, отметила Марьям, она стремится донести традиции, быт и культуру Ирана. Ее любимая работа – каллиграфический рисунок «Встреча любви» – автор призналась, что в этой работе отражены ее собственные переживания. Свои каллиграфические работы Марьям выполняет бамбуковой палочкой – преподаватель персидского языка из Ирана Сируз Борзу прокомментировал, что у каждой мастерицы она своя, и они ею ни с кем не делятся. Он же отметил, что золотая краска, которой выполнен рисунок – особая и производится только в Иране. Более того, ее не купишь ни на рынке, ни в магазине.

На вопрос «Вовремя» о политических событиях в Иране Борзу ответил очень кратко: «Американцы много говорят, но на деле ничего не происходит».

— Мы не Афганистан, и не Ливия, — отметил он. – И если США что-то предпримет, то это повлечет за собой немало проблем: экономических и политических. Где именно повлечет, Борзу не уточнил.

Во втором зале царствует живопись авторства Фарназ Джаханбин. Три из порядка 10 представленных картин изображают энергию, движение и время, выполненные в технике абстракционизма. Еще три совмещают в себе триптих «Любовь» – большие полотна, испещренные персидскими символами.

Яркая цветовая гамма наполняет зал с декоративными панно Азаде Махини: красный, бирюзовый, желтый, зеленый, белый цвета приятно радуют глаз. В работе Азаде использует шелк, выбивает на нем рисунки, делает аппликации и расписывает. В сюжетах встречаются цветы, всадники, олени. Старинные техники батика и набойки у органично соединяются с «насталик» (традиционные почерки арабского письма – прим.авт.) в них написаны фрагменты из Корана.

Завершает художественный ряд иранского искусства фотографическая летопись поездки в Иран пяти женщин-мусульманок из Татарстана. В фотопанораме Гелюсы Махмутовой – современный Иран, его быт, традиции. Организацию путешествия в некогда Персидскую империю взял на себя Атташат по культуре при Генеральном консульстве Исламской Республики Иран в Казани. В Иране гостьи встретились с руководителем организации культурных и исламских связей и советником президента Ирана по делам женщин и семьи. Во время поездки побывали в научных и культурных центрах страны: Куме, Тегеране, Казвине, посетили институт «Шариати» и национальную библиотеку.

В столице Татарстана «Иран в зеркале искусства» задержится до 7 февраля. В первые три дня выставки мастерицы проводят мастер-классы для посетителей. Каждый посетитель, покидая выставку, можент унести собой частичку искусства Ирана – каллиграфический рисунок (его следаю вам бесплатно — прим.авт.) или декоративное панно.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

03.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также