Согласно статистике Фонда «Общественное мнение», количество Интернет-пользователей в России на осень 2010 года составило 46 млн. человек, а к концу 2014 года прогнозируется их увеличение почти в два раза. Это составит 71 % от числа взрослого населения. В силу своих преимуществ, Интернет охватил большинство сфер нашей жизни, вытеснив многие виды оффлайн-деятельности. Спрос на бумажные носители информации падает, в то время как веб-пространство укрепляет свои позиции. Тренд сезона – возрастающая популярность Интернет-магазинов – об этом «Вовремя» рассказал генеральный директор компании Ай Ти Эс, глава комитета инвестиций и инноваций Казанского отделения Ассоциации интернет разработчиков Андрей Машин:
— Действительно, около 6 миллионов россиян ежемесячно совершают покупки в Интернет-магазинах на сумму около 15 миллиардов рублей. Если ранее основная доля покупок приходилась на книги и бытовую технику, то в последнее время растет спрос на одежду, обувь, парфюмерию и продукты питания.
Еще один тренд, способствующий развитию Интернет-торговли, это повышение лояльности и доверия к Интернет-магазинам простых пользователей всемирной паутины.
Сегодня через Интернет можно приобрести не только товары массового спроса, но и эксклюзивные товары, которые даже выгоднее продавать через сеть, поскольку им иногда дольше приходится ждать своего покупателя. Вспомним те же «умные» будильники, о которых писало «Вовремя.ру» на минувшей неделе. Товары для животных тоже теперь можно заказать через Интернет и получить их с доставкой, что, несомненно, удобно для людей, большую часть времени проводящих за работой.
— За интернет магазинами будущее. Прежде чем что-то купить, я обязательно ищу этот товар в Интернет- магазинах. Зачастую тут же и покупаю, — говорит Эльвина Шафикова, интернет-маркетолог магазина SupermarketMebeli.Ru.
Сам Интернет пестрит многообразием предложений по «созданию сверхприбыльного бизнеса в сети». И действительно, при правильном подходе он может стать вполне успешным. Востребованный товар плюс искусство продвижения могут дать неплохие результаты. Но при этом, проблем, при видимой легкости бытия, хватает и в этом бизнесе.
Андрей Машин:
— До сих пор у некоторых обывателей сохраняется предубеждение, что в Интернете магазины не работают. Объясняется это тем, на заре Е-бизнеса предприниматели считали, что достаточно создать сайт, и он сразу начнет приносить прибыль. На деле все складывалось все не так радужно. Как показывает практика, бизнес-процессы в сети аналогичны протекающим в оффлайн: и там и здесь существует конкуренция, и без правильного позиционирования, продвижения, выгодных условий для покупателя и так далее, Интернет-магазин эффективно работать не начет. Поэтому, к его созданию надо подходить столь же основательно, как и к созданию оффлайн-бизнеса. То есть, необходимо проанализировать аудиторию, ее потребности, интересы, возможности и дать ей то, что она желает. При этом надо постоянно и эффективно с ней работать. Бизнес, отпущенный на самотек, катится вниз. К сожалению, далеко не все предприниматели, занятые онлайн-бизнесом, это понимают.
Можно ли обучить ведению Е-коммерции? Несомненно, считают эксперты. Самый эффективный способ узнать об особенностях, возможностях, глубине, перспективах этого рынка – посещать конференции и семинары. Благо, в Казани ежегодно они проходят под эгидой Ассоциации интернет разработчиков, инициированные ее членами.
Эльвина Шафикова, интернет-маркетолог магазина SupermarketMebeli.Ru:
— Домену SupermarketMebeli.ru нет еще и года. Фактически, магазин работает около 6 месяцев и совсем недавно мы стали обрабатывать свои первые интернет-заказы.
Особых проблем с магазином не было, но чтобы получить именно то, что мы хотели, разумнее оказалось передать дело специалистам — компании Ай Ти Эс.
Для молодых сайтов/интернет-магазинов очень сложно быстро выйти на рынок и этому есть несколько причин: во-первых, online-магазины получают всех посетителей, в большинстве случаев, через поисковые системы, а для того, чтобы сайт начал хотя бы немного мелькать в поисковой выдаче, нужно время. В моем случае с момента запуска ИМ во всемирную паутину и оформлении на нем первого заказа ушло около полгода. И это неплохо. В данном вопросе (продвижении молодых сайтов в поисковых системах – прим. авт.) главное — не торопиться.
А во-вторых, очень редко можно видеть, как человек покупает что-либо на неизвестных ресурсах, т.е. в любом случае нужна хоть какая-то узнаваемость бренда в сети. Как раз этим и занимались все полгода: продвижение магазина в соцсетях, размещение рекламы на посещаемых тематических ресурсах, размещение статей, в общем, нужно мелькать как можно чаще и где это только возможно.
В любой сфере лучше полагаться на опыт специалистов. Интернет-торговля – не исключение. Пусть они думают о технической стороне вопроса, а владелец освободит время для того, чтобы заняться вопросами логистики, сервиса и т.д. Одним словом, продавать! Возможностей и идей много, и каждый может начать собственный бизнес в формате интернет-магазина.
Эльвина Шафикова:
— Мы стараемся поддерживать отношения со старыми клиентами, и если они возвращаются к нам снова и снова, мы уверены, что это знак доверия с их стороны. Ну, а если говорить в целом, то я думаю, что доверие к электронной торговле, безусловно, растет. Сейчас есть очень много способов оплаты товаров, наряду с высокой надежностью проводимых денежных операций.
Покупателям нечего бояться: закон о защите прав потребителей действует и в электронной коммерции, утверждают участники Интернет-рынка. Сегодня созданы благоприятные условия — как для развития электронной коммерции, так и Е-шопинга – уверены эксперты.
Виктория Осинина,
Вовремя:ру
21.07.11