Инструменты глобальной политики – 3

09.02.2012

Известный российский экономист, президент консалтинговой компании «НЕОКОН» Михаил Хазин полагает, что появление Международных рейтинговых агентств – это не случай, а естественный результат развития мировой экономической системы.

«Грубо говоря, парадигма научно-технического прогресса (НТП), в рамках которой мы живем уже лет 300, предполагает постоянное углубление разделения труда. А это, в свою очередь, создает всем участникам рынка, массы проблем, связанных с получением информации о партнерах. Но как получить информацию о работе совершенно неизвестных компаний? А если информацию всё же удалось найти, как её обрабатывать? Создавать аналитические центры, которые будут оценивать состояние дел всех партнеров ваших партнеров? А если цепочка будет развиваться дальше? И это должны делать вообще все фирмы, которые хотят стабильно работать в современных условиях!», — контатирует Хазин.

Банкиры также оказались заинтересованы в получении и аналитической обработке сведений о своих действующих и потенциальных клиентах. «Ну а затем, когда выясняется, что банки вообще без рейтингов кредиты не выдают, меняется и финансовая схема самих рейтинговых агентств: они перестают брать деньги от тех, кто пользуется их рейтингами, зато берут их от тех, кто хочет такой рейтинг получить. Все – современная ситуация возникла. Беда только в одном – если тебе кто-то платит деньги, то он имеет право на некоторое снисхождение. Особенно, если оно специально оплачивается» — отмечает эксперт.

По мнению Михаила Хазина, рейтинговые агентства должны создать совершенно новые модели оценки компаний. «Вся современная экономическая модель построена на стимулировании спроса, только в США масштаб соответствующих действий достигает нескольких триллионов долларов в год. Беда состоит в том, что механизмы стимулирования спроса постепенно исчерпывают себя, а это значит, что финансовое состояние всех компаний начинает ухудшаться. И это уже системный процесс, который требует пересмотра всех рейтингов всех компаний, для чего нужно разрабатывать совершенно новые модели. А для этого нужно, как минимум, публично признать реальное состояние дел в мировой экономике – что пока категорически запрещено. Сами рейтинговые агентства на это пойти не могут, это не их масштаба решение».

Сегодня Международные рейтинговые агентства, по мнению Михаила Хазина, оказались в довольно сложном положении. Как коммерческие организации, они должны удовлетворять требованиям своих клиентов, которые заинтересованы в высоких рейтингах. С другой стороны, агентствам уже «влетело» за неоправданно высокие показатели в 2008 году. И далеко не все судебные процессы на сегодняшний день закончены. С третьей стороны, рейтинговые агентства не могут отражать и реальное положение дел тоже. Ведь система страхования финансовых рисков фактически уничтожена, и вся глобальная экономика может рассыпаться в прах.

С четвёртой стороны, давить на рейтинговые агентства тоже  опасно, поскольку модель рейтингов по-прежнему остаётся едва ли не единственной системой «маяков» для всех участников экономической деятельности. Хотя все отлично понимают, что всю правду в любом случае сообщать нельзя, а это значит, что необходимо регулярно демонстрировать оптимизм, пусть, даже если он не имеет никакого отношения к реальности. Но и в демонстрации оптимизма, по мнению эксперта, необходимо быть осторожным, ведь банкиры и предприниматели к оптимизму сегодня как раз не склонны и могут весьма болезненно отнестись к мнениям рейтинговых агентств.

Руководитель отдела стратегии на рынке облигаций «ВТБ Капитала» Николай Подгузов полагает, что огульно ругать рейтинговые агентства не следует. По мнению эксперта, и мир, и рейтинговые агентства за последние несколько лет столкнулись с ситуациями, которые с трудом можно назвать штатными. «Все методологии рейтинговых агентств были откалиброваны на равномерное течение ситуации, без многочисленных дефолтов, на ситуацию, когда можно как-то предсказывать развитие в течение относительно долгого времени. А когда у нас получается лавинообразное развитие кризиса, когда мы получаем новые механизмы развития кризиса, то, возможно, и оценки кредитных рисков должны меняться, и методология должна меняться», — отмечает Подгузов.

«Если бы рейтинговые агентства вели себя точно в соответствии со своей методологией, то, возможно, мы бы увидели присвоение рейтинга спекулятивной категории Италии гораздо раньше. Но какие это последствия повлекло для финансовых рынков? Это было бы во многом разрушительное воздействие. Поэтому рейтинговые агентства находятся в очень непростой ситуации, когда, с одной стороны, они должны адекватно оценивать кредитные риски, а с другой – они имеют повышенный уровень ответственности, чтобы не разрушить всю ту площадку, на которой очень много основано. Не стоит огульно ругать рейтинговые агентства, а, возможно, стоит совместно с ними работать над улучшением их методологии и как-то откалибровать эту систему с учетом новых реалий» — считает Николай Подгузов. Более того, он убеждён, что если сейчас убрать с поля деятельности все рейтинговые агентства и одновременно отменить все рейтинги, то мир непременно погрузится в хаос.

Не считает деятельность рейтинговых агентств деструктивной и профессор экономической школы Константин Сонин. «Главные претензии к рейтинговым агентствам были в 2008 году, когда они ставили высокие рейтинги бумагам, которые, в общем, ничего не стоили. Мне кажется, есть некоторая в этом психологическая компонента. Люди за свои собственные ошибки любят обвинять рейтинговые агентства. В конце концов, когда вы покупаете автомобиль или недвижимость вы ведь не следуете прямо и непосредственно всему тому, что написано в журнале для автолюбителей? То же относится и к рейтинговым агентствам».

Подготовлено по материалам «Эхо Москвы», журнала «Однако» и РБК

 

Глеб Постнов,

Вовремя:ру

10.02.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также