Горячие точки мира: часть вторая – Сирия

26.06.2012
 

Если в случае войны руководство стран должно было бы воевать на поле боя в первых рядах, то вряд ли кого удалось бы заставить развязать войну.

 

Неизвестный автор 


Войну не остановить?

От Египта перейдем к не менее древней стране – Сирии. Тем более что они в недавнем прошлом были одной страной. Правда, недолго, всего 3 года – с 1958 по 1961 год. Какая-то общность судеб у них прослеживается.

Сирия – это (пока возможная) точка бифуркации для мировой истории. Как в маленьком шарике сингулярности (согласно мнению ученых-астрофизиков) была заключена вся Вселенная, так и в Сирии – надежды и страхи всей мировой политики на планете Земля. С разрешения ситуации в Сирии может начаться глобальная война. А может установиться новый мировой порядок.

Не будем утомлять читателей подробностями нынешней ситуации. Они стократно повторены прочими СМИ. Скажем только вкратце, что план бывшего Генсека ООН Кофи Аннана провалился.

Прежде всего, потому что даже из скупой информации, поступающей из Сирии понятно, что обе стороны конфликта и правительственные войска, и вооруженная оппозиция не прекращают эскалацию конфликта. И при этом обвиняют в этом друг друга. В общем, всё как обычно. Только кровь мирных жителей до сих пор льется. И наблюдатели ООН похоже «сматывают удочки».

17 июня глава МООННС генерал Роберт Муд принял решение приостановить работу наблюдателей ООН в связи с резко возросшим в последнее время уровнем насилия в стране, сделавшим практически невозможным выполнение «голубыми беретами» своего мандата. В апрельской резолюции №2043 Совбеза ООН учредил миссию в составе 300 невооруженных военных наблюдателей на первоначальный срок 90 дней. Он истекает 20 июля. Пока никто из экспертов не берется предсказать, будет ли продлен мандат МООННС.

В режиме видеоконференции из Женевы сегодня состоялся брифинг для членов Совета безопасности, который проводил аместитель спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств  Нассер аль-Кидва.

По мнению наблюдателей, в центре внимания брифинга и последующего обсуждения, которое будет проходить за закрытыми дверями, будет проведение международной конференции по Сирии, которая предварительно намечена на 30 июня в Женеве. Как уже сообщалось, с идеей такого форума две с половиной недели назад выступила Россия.

Пока, увы, дипломаты из ООН констатируют, что не удалось достичь сколь либо существенного прорыва по сирийской проблеме в ходе состоявшейся 18 июня во время саммита G20 в Лос-Кабосе  встречи президентов России и США. Может, женевская конференция поможет. Но надежды на это тают с каждым убитым в Сирии человеком.


Истоки сирийских проблем

История с вооруженным противостоянием в Сирии имеет глубокие корни. Партия БААС пришла к власти в Сирии в 1963 году.

 

 Партия БААС — общеарабская политическая партия,   основанная 7 апреля 1947 года в Дамаске Мишелем Афляком и Салах ад-Дином Битаром под названием Партия арабского возрождения. В 1954 году объединилась с Арабской социалистической партией Акрама Хаурани и с тех пор носит нынешнее название.

В феврале 1966 года власть в Сирии перешла к левому крылу партии (Салах Джадид, Нуреддин аль-Атаси). Иракское отделение БААС не согласилось с внутрипартийным переворотом и после своего прихода к власти в 1968 году приютило исторических лидеров партии (Мишеля Афляка, Шибли аль-Айсами и др.). В Сирии Мишель Афляк и его ближайшие соратники в начале 70-х годов были заочно приговорены к смертной казни по обвинению в подготовке государственного переворота.

В 1978—79 сирийскими и иракскими баасистами была предпринята попытка нормализации отношений, президенты Сирии Хафез Асад и Ирака Ахмед Хасан аль-Бакр вели переговоры об объединении двух стран.

Сразу же после смещения аль-Бакра в июле 1979 года в Багдаде было объявлено о раскрытии сирийского заговора с участием ряда членов регионального руководства иракской БААС, которые были вскоре осуждены и казнены.

Генеральным секретарем ПАСВ (по сирийской версии) был до своей смерти 10 июня 2000 Хафез аль-Асад. Секретарем регионального руководства ПАСВ с 2000 года является президент Сирии Башар аль-Асад.

26 февраля 2012 года на референдуме большинство сирийцев одобрили новый проект конституции Сирии, согласно которой партия БААС потеряла свою главенствующую роль, и сравнялась в правах с другими партиями.

Нынешний президент Башар Асад как и его отец Хафез аль-Асад (правивший страной с 1970 по 2000 годы) были представителями течения алавитов. Которых в Сирии не более 10%. А большинство суннитов не допущено до власти. Естественно, это вызывает озлобление у суннитского большинства.

В 1976—1982 годах в стране развернулась вооруженная борьба исламистов против правящей партии БААС, сопровождавшаяся массовыми выступлениями как мирными, так и  террористическими. Во главе восстания стояла суннитская организация Братья-мусульмане. Интересно, что (как уже писало «Вовремя») сейчас недавно избранный президент  Египта Мурси (ставленник тех же Братьев – мусульман) объявил, что намерен  «расширить связи с исламской республикой Иран». Получается, путаница. Ведь Иран сейчас активно поддерживает Асада.

Ключевым эпизодом того восстания 80-х стала резня в Хаме в феврале 1982 года, в ходе которой сирийская армия подвергла бомбардировке, а затем взяла штурмом оплот оппозиции город Хама. По разным оценкам, от 17 до 40 тысяч человек были убиты, в их числе около 1000 солдат.

 

Призрак третьей мировой

Возвращаясь к нынешней Сирии, надо отметить, что конфликт давно вышел за рамки внутригосударственного. Официально никто (кроме некоторых арабских стран) ни кого не поддерживает.

Но при углублении в источники становится понятно, что симпатии у ведущих держав мира всё же имеются. Как они это не скрывают.

Неофициально мы поддерживаем нынешнее правительство Асада (причем, не исключено, что по старой привычке, Сирию поддерживал ещё Советский Союз при Асаде-старшем).

НАТО, похоже,  поддерживает восставших исламистов.

Судите сами. Несколько дней назад российский грузовой корабль, идущий в Сирию, завернули. Формальная причина – рейс отказалась страховать одна английская страховая компания, а по морскому закону без страховки плавать нельзя. Истинная причина — у него на борту 3 военных вертолета. Глава Госдепа США Хилари Клинтон тут же разразилась по этому поводу гневной тирадой. Мол, Россия поставляет оружие сирийскому режиму и, таким образом, подогревает конфликт.  

МИД России заявил, что вертолеты уже давно сирийские. А возили их на техобслуживание. Я не я и лошадь не моя. И вообще, никакого вооружения в Сирию Россия не поставляет. Им и того, что мы раньше поставляли надолго хватит.

После этого инцидента поползли зловещие слухи. Намечаються мол военно-морские учения аккурат возле сирийских берегов. Российско-китайско-(страшно сказать) иранские. Конечно, МИДы всех указанных стран эту информацию тут же опровергли (ну, не совсем тут же, спустя сутки). Но осадочек у Запада всё равно остался.

«За последние несколько месяцев в Сирию под прикрытием было отправлено множество специалистов из российского флота, — цитирует французского военного эксперта газета Le Figaro.

В цитате речь идет о военных советниках и агентах разведслужб, которых распределили по армии, спецслужбам и некоторым министерствам в Дамаске». Анонимный франко-сирийский бизнесмен, имеющий связи со спецслужбами в Сирии, утверждает, что Асад не сделает шага без одобрения России

Да тут ещё и случай с турецким истребителем. Сбила его на днях сирийская ПВО. Поскольку залетел он прямо в территориальный воды Сирии.

Турецкое правительство, разумеется, обиделось. Представитель их вооруженных сил заявил, что истребители у них сплошь сверхскоростные, летают так быстро, что летчик порой штурвал вовремя повернуть не успевает. Ну, залетел на минутку в гости, с кем не бывает. А сирийское командование в ответ: ничего себе на минутку, какое резвое у нас однако ПВО, чуть что на сантиметр границу нарушил – сразу сбивают, а на  самом деле турецкий истребитель терся у самого берега.  

Короче, достаточно искры, самого мелкого повода, чтобы между Турцией и Сирией началась настоящая война.

А Турция, между прочим – страна важная, потому как член НАТО. И ещё потому, что туда бегут сирийские беженцы. А в последнее время в Турцию или Ливан стали бежать и сирийские военные. Пока по одному.

Кстати, о Ливане. Эта страна, которую когда-то в далеких 70-х, сирийская армия спасла от гражданской войны (и вывела свои войска только в 2005 году), теперь служит перевалочной базой для поставок оружия сирийским повстанцам. Кто занимается оружейным бизнесом точно не известно. То ли представители радикального ислама, то ли западные страны, то ли все вместе.

 

Запад не определился

Какой интерес Западу и НАТО поддерживать повстанцев? Они же радикальные исламисты? В принципе, никакой. Если не брать в расчет конспирологическую теорию о всемирном и всемерном заговоре против России и Китая.  

Конечно, американцам мозолит глаза наша военная база в сирийском Тартусе. Это последний оплот России в Средиземном море. Но сколь-нибудь заметное влияние на обстановку в Ближневосточном регионе она вряд ли оказывает.

Как таковой Асад мешает Западу как союзник Ирана, практически единственный в арабском мире (хотя сейчас может и Египет добавится). Иран принадлежит к странам изгоям по версии Белого дома. Иран поддерживает Китай, который покупает у него нефть и газ в больших объемах. Китай является политическим конкурентом США (хотя экономически они – партнеры). Вот и весь немудреный расклад.

Президент Обама одобрил предварительные планы США по возможному вмешательству в события в Сирии, однако сейчас подобная операция была бы неуместной, так как ни в рядах сирийской оппозиции, ни в международном сообществе нет единства, заявили в среду руководители вооруженных сил и оборонного ведомства США.

По словам министра обороны США Леона Панетты, «детальная проработка планов не проводилась, так как для этого требуется распоряжение президента», которого пока нет.

Во вторник Обама заметил, что военное вмешательство в данный момент было бы «ошибкой» и предостерег от «мысли о том, что лучший способ решить все эти проблемы – это направить наших солдат».

 Глава Объединненного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси утверждает, что для того, чтобы уничтожить сирийскую ПВО, потребуется долгая, сложная и рискованная операция, так как сирийские системы в пять раз более развиты, чем те, с которыми возглавляемой НАТО коалиции пришлось иметь дело в прошлом году в Ливии.

 

Романтика и прагматизм российской внешней политики

Причем же здесь Россия? По этому поводу есть 2 версии – романтическая и прагматическая.

Романтическая гласит: доколе мы будем на вторых ролях в мировой политике!? Не сдадим Асада, как сдали Кадаффи! Ни пяди сирийской земли натовским оккупантам!

Вообще, российская позиция по Сирии – образец высокого гуманизма. Абсолютно все российские официальные лица, начиная от Путина, озвучивают только одну мысль: главная задача – чтобы все стороны конфликта прекратили насилие. Беда только в том, что никто в самой Сирии, похоже, не настроен на эту волну. А как это сделать, если все инициативы западной дипломатии с ходу отвергаются Москвой и Пекином, российская сторона что-то не поясняет. Впрочем, и во внутренней политике российское руководство демонстрирует тот же принцип: коррупцию надо уничтожить, громогласно заявляют чиновники. После того как наша бюрократия победит коррупцию, дойдет дело и до проституции и педофилии. С ними, вероятно, будут бороться сутенеры и создатели порносайтов.

Прагматическая же версия базируется больше на слухах, но тоже не лишена некоторого очарования в своей логичности. Поговаривали о проекте строительства газопровода из Катара в Европу. Как ни крути, а мимо Сирии его не проведешь. Для этого и нужно сместить режим Асада. Чтоб не мешался под ногами у мировых воротил. У европейцев появиться возможность поторговаться. После того как исчезнет монополизм на этом рынке.

Понятно, что такая диверсификация газового трафика в Евросоюз нужна «Газпрому» как автоматическая коробка передач для «Жигулей». В гробу там видали такую диверсификацию. Ведь «мечты сбываются» только, когда ты как монополист диктуешь условия покупателям.

А «Газпром», как известно, это наше всё. В том числе и для российской внешней политики.

Вот только стоит ли ради газовых сверхдоходов бряцать оружием. Каждый неосторожный шаг может привести к втягиванию в сирийский сценарий всё новых игроков. Помимо, конфликта Турции и Сирии в регионе может вспыхнуть конфликт между Израилем и Ираном, между Ираном и Лигой арабских государств. А далее не исключено, что к «драке» подключаться НАТО и Россия.

Тогда уж будет ни до «Газпрома».

 

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
26.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также