Гордость и неубеждение

08.11.2011

Обладатель трех «Тефи», журналист, ведущий Александр Гордон предоставил в минувший четверг и казанской публике возможность пообщаться с собой в рамках презентации фильма по городам России. Все пришедшие, конечно, хотели попасть на «Закрытый показ» — имитацию известного ток-шоу о кино.

Контакт, местом которого стал кинотеатр «Киномакс» в ТЦ «Южный», происходил по принципу «за и против» нового творения под названием «Огни притона». Обе стороны представляли журналисты, писатели и другие творческие деятели, поэтому разговор принимал форму «растѣкашется мыслію по древу». Хотя режиссер четко заявил, что фильм о любви.

Пробежимся по сюжету. Главная героиня по имени Любовь промышляет сутенерством и влюбляется в блаженного пьянчужку. Председатель колхоза в деревне, где живет ее мать, предложил работу ей и ее «мужу». Тогда одинокая «мамочка» задумала попробовать изменить свою жизнь. Не получилось: кандидата упекли в психушку, сама Люба померла «при странных обстоятельствах». Или не померла вовсе — просто, как это принято в российском кино, зритель должен понять, что героине нет места в «этом» мире.

Утверждать, что фильм о любви, язык не повернется, а вот что он о «нелюбви» пожалуйста! Возникает мысль: быть может, в голове режиссера все перемешалось, и плюс стал минусом или ценности уже изменились? Не только режиссера Гордона. Этот риторический вопрос можно задать очень многим современным российским кинодеятелям. Не оттого ли наши фильмы так похожи и в целом мрачноваты?

Многие критики отмечают, что современное российское не имеет традиций и собственной школы. Кульминация через нелюбовь и/или смерть и/или страдания, например, как в «Овсянках» Федорченко или «Голубке» Ольденбурга-Свинцова и так далее — явное тому опровержение. Наше кино XXI века (кроме комедий, которые являются подражанием западным фильмам – прим.авт.) не спутать с фильмами других стран, не перевести из-за уникальных смыслов, но и не посмотреть второй раз — тяжело на душе.

«Огни притона» — не исключение. Эскиз из эпизодов, образов 60-х оценить стандартно, конечно, не получится. Фильм красивый внешне: яркие платья, море, природа, арбузы, красная помада, солнце, шляпы… Художественно картина удалась на славу. Если представить, что перед зрителем не кино-, а изобразительное искусство, тогда аплодисменты. Однако ж режиссер заявил, что «Огни притона» — это поэзия. Известно ли Александру Гордону, что стихотворцы не могут написать по восемь вариантов своих поэм? Сам режиссер-поэтист смог. Не для зрителя. Для себя. Ведь фильм снят на частные деньги, по частному сценарию — повести Гарри Гордона. И снят от грусти: как признался режиссер, фильм помог пережить тяжелый момент жизни. Хочется попросить больше не ставить зрителя в положение жилетки для слез и обратить внимание на фильмы других киношкол.

В этом году в программу нашего собственного кинофестиваля «Золотой Минбар» попала удивительная картина «Мой впечатляющий кинотеатр» начинающего режиссера Лу Яна. Жюри, в состав которого входили признанные режиссеры разных стран, после просмотра находились в эстетическом шоке: фильм о гуманности, добре, счастье через гуманность вызвал всеобщую эйфорию и завоевал Гран-при.

 

Лиана Тимерханова,

«Вовремя:ру»

08.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также