Казань не сразу строилась
До Универсиады-2013, проводимой в столице РТ Казани, осталось менее 500 дней. При этом главной проблемой подготовки города к международному спортивному мероприятию остается траспортная проблема.
За последние семь лет число автомобилей в Казани удвоилось. Ещё лет семь, и город, построенный в лучших традициях старинных купеческих центров, встанет. Всего по плану казанской мэрии должны к 2013 году увеличить протяженность улично-дорожной сети с 1612 километров до 1890 километров (то есть на 17,2% — прим.авт.). Но этого будет недостаточно. Сейчас в Казани эта сеть занимает 7% от площади города. Для сравнения, в Москве – 10%. А в европейских городах – все 25%.
В распространенном среди татарстанских СМИ релизе сказано, что власти постараются организовать прокладку 23 автодорог протяженностью 65 км. Но не спешите прыгать от радости, из них только 15 км – новые трассы, а остальные 50 км – реконструированные дороги.
Разумеется, это далеко не все. Согласно программе развития улично-дорожной сети Казани, до 2013 года в городе должны появиться 12 развязок и 41 пешеходный переход (23 подземных и 18 надземных — прим.авт.). В зачет строителям переходов пойдут и старый «очень необходимый» переход около остановки «Ветеринарный институт», и суперактуальные на отреставрированном Мамадышском тракте.
Многое к настоящему моменту уже сделано. На сегодня обеспечено рабочее движение на 5 транспортных развязках, 15 пешеходных переходах (из них на 12 подземных и 3 надземных), а также на 12 дорогах протяженностью 26,5 км. Из предусмотренных на реализацию программы средств в размере 39 млрд. рублей за 2009-2011 годы потрачено чуть более 29 млрд. рублей.
Приятная новость: по уверениям мэрии, все развязки в этом году закончат. Кроме Ленинской дамбы. С ней всё сложней.
Неприятная новость: бурное дорожное строительство обязательно обернется временными «неудобствами» для автотранспорта.
«Вовремя» представляет небольшой обзор того, что сделано и что предстоит в этом году.
А город подумал, ученья идут
Итак, 5 развязок, по которым уже пущено движение: Гаврилова – Ямашева, Ленская – Декабристов, Амирхана – Ямашева, Сахарова – пр. Победы, частично – Амирхана – Чистопольская (тут осталось «всего лишь» вырыть туннель и укрепить его – прим. авт.).
Как видно, получается 5 из 12 запланированных. Да и то где-то ещё предстоит жаркая пора. Выполнение – менее 50%. После этого заверения представителей исполкома Казани о том, что «все идет по плану», вызывают некоторое недоумение. Так вот, значит, какой был план – всё оставить на последний год.
На чем сердце успокоится
Теперь о предстоящем. Развязку Сахарова – пр. Победы, по которой уже вовсю катаются в разные стороны, будут доделывать до сентября 2012-го. Она в сумме должна обойтись в 1,28 млрд рублей.
Съезд с Оренбургского тракта на Фермское шоссе обойдется казне «всего» в 0,71 млрд. рублей. Закончить там должны в июне.
Далее на Танковом кольце планируется некоторая корректировка движения. Дороги немножечко сместят в сторону Даурской. Но движение там будет. Сдадут кольцо в октябре за 1,88 мрлд рублей. Недешевое колечко получается.
Непосредственно здесь начинается новая дорога, которая должна стать дублером дороги Оренбургский тракт – Павлюхина – Салимжанова. Новая дорога дойдет до Щербаковского переулка (между ТЦ «Кольцо» и финансовым институтом – прим. авт.). На этом пути должны появиться ещё пара развязок.
Первая – Аметьевская магистраль-Даурская. Она будет несколько скромнее первоначального проекта. В частности, у неё не будет разворотных петель. Но стоимость при этом не сильно пострадает. 1,7 млрд. рублей – вынь да положь. Под железнодорожной насыпью, по которой проходит Трансибирская магистраль и которую обогнуть нет никакой возможности, будут рыть тоннель. Для этого даже перенесут все поезда и электрички на другую ветку с марта по май включительно. Данная развязка, по уверению мэрии, должна быть закончена в сентябре (вместе с тоннелем – прим. авт.). Но в эти уверения вериться с трудом – там пока не валялся строительный «конь».
Затем новая дорога должна пройти верхом над Эсперанто по одноименной развязке Эсперанто – Тихомирнова. Тут же предусмотрят пешеходный переход. Эта развязка будет стоить 1,87 млрд. рублей. Закончить её должны в ноябре.
Злополучный перекресток Амирхана – Чистопольская, всемирно известный своими «пробками», добьют только в ноябре. Но зато уж потом прокатимся с ветерком. Стоимость данной развязки – 2,52 млрд. рублей.
И, наконец, гордиев узел Горок – развязка Зорге-пр. Победы достроиться также в ноябре 2012. Её стоимость 2,7 млрд. рублей.
Планируемую развязку на выезде из «Солнечного города» пока делать не будут. Видимо, из-за неактуальности. Её начнут строить тогда, когда решат соединить Оренбургский тракт и улицу Тульскую, замкнув Большое казанское кольцо.
Хочу мост анжинерной конструкции!
Согласно заключению экспертов, на которых ориентируется мэрия, Кремлевская дамба находится в технически плохом состоянии. Если её реконструировать, то лет 10 она ещё прослужит. Но дешевле и надежней выстроить новый мост.
Мост будут строить в 3 очереди. Сначала ту часть, которая выезжает на ресторан «Парус». Потом — направленную на Батурина. В последнюю очередь центральный пролет, предварительно разобрав старый мост.
Строительство грандиозного сооружения продлится до мая 2013 года. Стоимость моста тоже рекордная – 3,6 млрд. рублей.
Пока открыт вопрос о полном закрытии дамбы (движение там уже сужено – прим. авт.). Но в любом случае, как обещал корреспонденту «Вовремя» первый заместитель главы муниципального образования Казани Иршат Минкин на недавней пресс-конференции в «Татмедиа», предусмотрят временные объездные пути. Либо сделают насыпь, на неё положат трубы и сверху уже пустят дорогу. Либо установят понтоны. Но «пробок» не избежать в любом случае. Хотя это в Казани уже стало банальностью.
Цена вопроса — мост по стоимости завода
Если сложить все цифры (стоимость всех развязок и моста – прим. авт.), получится сумма в 16,26 млрд. рублей — цена транспортных улучшений к Универсиаде. Плюс уже построенные и эксплуатирующиеся развязки.
Для сравнения. 9 сентября 2011 года состоялась презентация строительства крупнейшего за Уралом, высокотехнологичного завода по производству ячеистого автоклавного газобетона и уникальных конструкции для комплектного домостроения — «Сибирский Строитель». Мощность завода составила около 470 тысяч кубических метров автоклавного газобетона в год. Это примерно 2500 домов в год. Также построена производственная линия сухих строительных смесей, производительностью 35 тыс. тонн в год. Дополнительно были куплены карьеры с песком. Плюс создано собственное производство извести. Общая стоимость проекта — 3,2 млрд рублей.
Подешевели нынче заводы. Казанский мост-то подороже будет.
«Золотые» километры
Дополнительно можно «обрадовать» автомобилистов и ремонтом некоторых улиц. Например, буду перекрывать Копылова, обе Булачные, Павлюхина, Салимжанова, Московская, Чистопольская. А БКК будут реконструировать от Декабристов аж до Оренбургского тракта. Менять будут асфальт, электросети и прочие коммуникации.
Обещают, что работать будут преимущественно ночью. Но в темноте можно неровно положить асфальт. Поэтому днем сужения дорог гарантированы. Без необходимости этим летом лучше не выезжать.
Кстати, реконструкция пути БКК длиной в 17 км от Оренбургского тракта до Декабристов обойдется в 2,8 млрд. рублей. Примерно по 164 млн. рублей на километр…
Не очень отдаленные перспективы
Но в будущем, после 2013 года, дорожное строительство в Казани не должно прекратиться. Дорожную сеть будут улучшать и дальше. Если выделять средства, будут строить ещё 6 развязок: на Фермском шоссе, около «Солнечного города» (это как раз та, которую «перенесли» во времени – прим. авт.); около бывшего ресторана «Акчарлак»; Ибрагимова – Декабристов (корреспондент так и не понял, где это, ведь эти улицы параллельные); под Кировской дамбой (чтобы быстрей добраться до Речного порта – прим. авт.); Губкина –Арбузова; пр. Победы – Ломжинская (на последних двух будут бонусы в виде пешеходных переходов – прим. авт.).
Так что впереди нас ждет строительный бум. Не стоит особо ворчать по этому поводу.
В конце концов, все эти изменения направлены на благо горожан. Если сейчас средняя скорость передвижения по Казани составляет 15 км/час, то после дорожной революции она достигнет 35 км/час, а может быть, даже 45 км/час. И помчит нас тройка-Русь в светлую даль.
Дмитрий Смирнов,
Вовремя:ру
24.02.12