Глобальное потепление инвестиционного климата

23.04.2012

Российское решение международной задачи

Каждая система стремиться к самоусложнению. Этот онтологический закон природы всякий раз наглядно демонстрирует российское государство, когда пытается решить им же созданную проблему.

К примеру, поговорим об инвестициях. Пока Россия находится где-то на 120 месте по уровню инвестиционной привлекательности, рассчитанным Всемирным банком. То есть совсем чуть-чуть не дотягивает до Сингапура, который на 1 месте в данном рейтинге.

Более того, из России по малоизвестным данным экспертов за предыдущие 4 года «утекла» в теплые и не очень страны сумма, вполне соотносимая с годовым федеральным бюджетом нашей необъятной Родины. То есть местный инвестиционный климат кажется не совсем благоприятным не только «теплолюбивым» зарубежным инвесторам, но и своим собственным.

Как выйти из тупика?

Есть чисто российский метод – надо создать структуру, которая займется решением этой задачи. И структура была незамедлительно создана. Это Агентство стратегических инициатив (АСИ):  некоммерческая организация, насчитывающая примерно 80-100 сотрудников. В основном, предпринимателей. Зарплату им платят из благотворительных вносов. Например, в прошлом году таким спонсором стал ВЭБ. Главой попечительского совета АСИ является Владимир Путин.

Судя по всему, он же – главный ресурс этой организации. И судя по некоторым данным, ресурс не простаивает. Около 50 законопроектов были отклонены за последнее время как ухудшающие инвестиционный климат. То ли ещё будет.

Именно АСИ разрабатывает и апробирует концепцию инвестиционной привлекательности российской экономики (хотя речь, скорее всего, может идти о российских просторах -прим.авт.).

 

Вокруг АСИ

В АСИ действуют сразу по нескольким направлениям.

В частности, как стало известно РБК daily, рабочая группа АСИ совместно с представителями министерств и ведомств разработали предложения по поддержке российского экспорта. Если рекомендации экспертов будут реализованы, то Россия на мировой арене сможет сменить имидж «продавца нефти и газа» и перейти к не сырьевому или даже инновационному экспорту. Это подтвердил директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян.

Но главное их достижение – в АСИ разработали Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. После его утверждения на Наблюдательном совете АСИ 21 октября 2011 года, его стали апробировать в администрациях сразу 6 регионов: Татарстана, Липецкой, Калужской, Свердловской, Ульяновской областей и Пермского края. Совсем недавно в «последний вагон» пилотных регионов успели «запрыгнуть» также Белгородская и Челябинская области.

По словам Аветисяна, это новшество также не замедлит дать свои плоды. Примерно так к 2020 году.

Например, Аветисян рассказал, что возможно, к этому сроку плата за подключение к энергосетям упадет в 100 раз. Одно это может окупить все расходы на чиновничьи «посиделки» и сочинение формуляров. Известно, что «холодная» Россия нуждается в «отоплении» большую часть года.  

К примеру, для отдельных серьезных предприятий сейчас стоимость подключения к сетям может составлять около 60 млн. рублей. А в 2020 году будет всего 600 тысяч. Для большого завода – самое то.

Заметим, что о снижении тарифов речи вообще не идет.

Аветисян сообщил журналистам, что практически готова «Дорожная карта» по внедрению Стандарта. Это не очередной аналог ГЛОНАССА, как может показаться непосвященному читателю. И не схема труднодоступных регионов, которые в срочном порядке нуждаются в инвестициях (ну, хотя бы на питание жителей – прим. авт.). Так красиво и технологично в АСИ назвали обычный перечень процедур, которые должны пошагово раскрыть инвестиционный потенциал российских регионов.

Таким образом, 6 карт в 6 регионах (и Татарстан в первых рядах – прим. авт.) уже подписаны губернаторами с одной стороны и руководством АСИ с другой.

 

Инвестиционные успехи Татарстана

И вот пришло время подводить промежуточные итоги. Тем более, что 3 мая они должны быть представлены председателю Наблюдательного совета АСИ, по совместительству нынешнему премьеру и избранному президенту России, Владимиру Путину.

Совещание, посвященное подведению промежуточных итогов и внедрению Стандарта, состоялось на днях в Казани. Что естественно, потому что татарстанские итоги, как обычно,  – одни из лучших по стране. Об этом говорит и статистика.

За прошлый год республика, по данным полученным из Минэкономи РТ, смогла привлечь свыше 386 млрд. рублей. Из них почти 26 млрд. рублей – иностранные инвестиции в основной капитал (или примерно 6,7%). Вот только корреспонденту «Вовремя» не удалось выяснить, сколько за указанный период «утекло» из республики. Не отрицая «утекание», в Минэкономики РТ заверили, что сальдо положительное.

Эти вложенные в Татарстан миллиарды – следствие политики местных властей. Здесь и принятие закона РТ о защите прав инвесторов, наличие особой экономической зоны и нескольких технопарков, внедрение электронного документооборота. Да просто то, что здесь всегда рады чужим деньгами, которые работают на благо Татарстана.


Чиновники на благо чиновников

В Казань вести совещание – перекличку регионов специально прилетели Андрей Никитин, генеральный директор АСИ, и Андрей Белоусов, директор Департамента экономии и финансов правительства Российской Федерации (это структура аппарата правительства, чем она по функционалу отличается от Минфина, Минэкономразвития и т.д., понять сложно, но можно, если ты – чиновник с многолетним стажем – прим. авт.).

В ходе совещания были озвучены несколько любопытных фактов. Например, во многих пилотных регионах созданы согласительные комиссии по вопросам тарифов. Туда входят представители предпринимательского сообщества. Другой вопрос — какой вес имеет слово этой комиссии, прислушается ли к неё регулятор.

В каждом пилотном регионе эксперты из АСИ оценивали достижения местных администраций, поминутно сверяясь с собственной «Дорожной картой». Но при этом выступающие эксперты подчеркивали, что работают (кстати, без вознаграждения, на голом энтузиазме – прим. авт.), прежде всего, для той же администрации. Чтобы, так сказать, помочь и направить.

Это и было заметно. К примеру, пункт 7 Стандарта – наличие специализированной организации, работающей с инвесторами, прямо призывает чиновников «размножатся почкованием». Может, в АСИ не в курсе, что порой перманентно растущее количество бюрократов на один квадратный метр способно уничтожить инвесторов как класс. Во всяком случае, на данной территории.

Впрочем, эти созданные в регионах специализированные организации (типа «Корпорация развития области» — прим. авт.) как раз на то и нацелены, чтобы в максимально короткий срок решать возможные или уже возникшие проблемы потенциальных и реальных инвесторов во властных кабинетах.

То есть будут бороться со своими собратьями по кабинетной работе.

Кое-где (например, в Ульяновской области – прим. авт.) такие организации владеют (и торгуют – прим. авт.) специально выделенной им государством землей. А также оказывают «юридические услуги – одного окна». Ускоряют до немыслимых в России сроков прохождение согласований. Чтобы иностранцы раньше времени не пожалели о вложенных в цветущий край евро и долларах. Ну, и как учредители в проектах такие полугоскорпорации тоже участвуют. Поэтому корпорации развития могут жить без бюджетного финансирования.

Отличный пример сплава государства и бизнеса.

 

Трудности перевода с русского на русский

Показательное предложение на казанском совещании выдинула эксперт из Калужской области —  шире взглянуть на подготовку кадров для возможного в будущем высокотехнологичного производства, внедрив не просто механизм, а целую стратегию развития и переподготовки кадров.

В чем кардинальное отличие механизма от стратегии? На взгляд корреспондента «Вовремя», оно колоссально и заключается в степени выделения на это дело бюджетных средств, или денег инвесторов. Если последние, конечно, найдутся.

 

Движемся потихоньку, конечная станция неизвестна

Неожиданно в ходе совещания выяснилось, что KPI для Стандарта пока не разработаны. Для тех, кто не знаком с новоязом современной бизнес-элиты, сообщаем, что KPI — твердые критерии, по которым можно оценить работу. То есть Стандарт будет внедрятся, а успешно или нет – покажет время. Так сказать, «Дорожная карта» есть, но конечный пункт движения неизвестен.

Почему нельзя взять за основу критерии Всемирного банка? Ведь конечная задача — именно в его рейтинге подняться со 120 на 20 место. Возможно, буржуйские KPI не подходят нам по причине особенностей менталитета. Например, такой особенности, как стремление изобретать собственные KPI и прочие буквы латинского алфавита.

Стратегические инициативы – дело тонкое. Тут важно правильно скоординировать работу самых разных ведомств. Чтобы все усилия били в одну точку. А «ответ в конце решебника» всегда можно подогнать. Потому как процесс важней результата. Для тех, кто в него вовлечен, разумеется.

Внедрение Стандарта идет, надо отметить, не то чтобы стремительными темпами. К примеру, вот план Башкортостана: 1 января 2012 года – 31 апреля 2012 года – решение оргвопросов, 1 мая 2012 года – 31 декабря 2012 года – обсуждение стратегии, 1 января 2013 года – 31 декабря 2013 года – внедрение. Как видно, есть о чем порассуждать. Тем более, если речь идет о стратегии. Да и оргвопросы в России с кондачка не решаются.


Самые узкие места

В конце совещания Белоусов отметил некоторые недостатки введения Стандарта в указанных регионах (есть и такие – прим. авт.). Или, как он их охарактеризовал, «узкие места».

Хромает пока кое-где у нас порой связка нормативного обеспечения защиты прав инвестора и правоприменительной практики. Причем, желательно досудебной. В стране в последнее время стало модно посылать с возникающими трудностями… в суд. Но не всякий инвестор выдержит морально наши судебные тяжбы.

Должна быть максимальная публичность власти. Чтобы недовольный инвестор мог, в случае чего, достучатся до неё. Желательно до того момента, когда предприятие уже потерпит полное фиаско. У нас в Татарстане, кстати, с этим полный порядок. Всегда можно написать в Твиттер президенту Рустаму Минниханову.

Далеко не все земельные участки оценены и определено их назначение. А без этого, по словам Белоусова, все остальное – пустые разговоры. То есть уже настолько узкое место, что сквозь него ни один инвестор не пролезет. Ни один инвестор не будет строить на земле непонятного назначения, да ещё и без коммуникаций.

 

Для чего нам деньги?

К вышеизложенному московским чиновником, корреспонденту «Вовремя» хотелось бы добавить один момент. Ему так и не удалось выяснить ни у Аветисяна, ни у какого-нибудь другого эксперта АСИ, для чего конкретно нужны инвестиции в России.

Понятно, что предпочтение будет оказываться тем, кто захочет создать что-нибудь высокотехнологичное.

Но у нас — в Татарстане, в частности — уже полно высокотехнологичных предприятий. Мы способны производить самолеты, вертолеты, скоростные катера, холодильники, плазменные панели, не говоря уже о бытовой химии, наноупаковке и продуктах питания. В общем, список бесконечен.

Пустят ли на уже работающие предприятия сторонних инвесторов? Большой вопрос. Одна федеральная финансово-промышленная группа (даже не иностранный капитал — прим.авт.) уже много лет стремится заполучить ОАО «Казаньоргсинтез». Но, похоже, в этой сфере «чужаки» не очень-то нужны.

Если речь идет о тех, кто в поле будет строить новые заводы, то следует учесть одну деталь. Никто своими руками не будет выращивать себе конкурента. Новые заводы будут либо сборочным производством, либо низкотехнологичным, а может быть, и «грязным» производством. Как раз для страны на 120-м месте рейтинга инвестиционной привлекательности.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

24.04.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также