Тревожные симптомы стагнации

03.12.2013

Где слабые места российской экономики?

Самое слабое звено в России – это, по-прежнему, инфляция. Она в несколько раз превышает рост цен в зоне евро. С начала года цены в нашей стране выросли почти на 6%. В то же время в зоне евро этот показатель был на уровне 0,6%.

Более того, в октябре в еврозоне даже было зафиксирована аномалия (по российским меркам) — некоторое снижение цен. Основными драйверами инфляции в зоне евро являются продукты питания, алкоголь, табак, услуги, промышленные товары и цены на энергоносители. Примечательно, что в октябре 2013 года зафиксировано снижение темпов роста всех основных компонентов инфляции. Более того, снижение уровня цен на энергоносители составило с -0,9% в сентябре до -1,7% в октябре. В ЕС исторический уровень инфляции был пройден в 2008 году — 3,7%. С 2000 по 2007 год инфляция в зоне евро составила примерно 2,1%, а в 2009 году не превысила 1%. Такое снижение по сравнению с 2008 годом можно объяснить падением продовольственных цен и цен на энергоносители.

А что у нас дома? В период с 2001 по 2013 годы уровень инфляции стабильно был более 5%. И это только официальные показатели. Тем не менее, рост цен в России имеет тренд на понижение (в 2000- 20,1%, а в 2012 уже 6,5%). Если в зоне евро в разгар кризиса (2009) инфляция была на уровне 1%, то в России цены выросли на 8,8%! В 2013 году уровень инфляции, скорее всего, будет чуть больше 6% (опять-таки по официальным данным).

Не стоит искать каких-то сложных объяснений для понимания причин низкой инфляции в ЕС. Все предельно банально: в ЕС работают законы рыночной экономики. Высокий уровень безработицы, вызванный экономическим кризисом, и снижение уровня располагаемых доходов вынудило людей экономить, вот цены и поползли вниз.

Любопытно в качестве примера сравнить цены на коммунальные услуги в Германии, Италии, Испании и России. В Германии (самой передовой из европейских экономик) месячная стоимость коммунальных услуг (газ, электричество, вода, отопление, вывоз мусора) составит около 180 евро для двухкомнатной квартиры с гостиной (примерно 70-90 квадратных метров). В Италии и Испании стоимость коммунальных услуг по тем же параметрам будет составлять 150 и 100 евро соответственно.  В России этот показатель уже достиг 115 евро.

Далее рассмотрим стоимость буханки белого хлеба в указанных странах. В Германии и Италии она будет стоить где-то 1,5 евро, в Испании — 1 евро, в России – в среднем 0,5 евро. Разница в приводимых ценах небольшая. Если не обращать внимание на средний размер заработной платы после вычета налогов. В Германии  — это 2000 евро в месяц, в Италии- 1525 евро, в Испании — 200 евро (правда, в Италии и Испании безработица составляет почти 25%, но это уже иная проблема), в России — 600 евро. Как говориться, комментарии излишни.

В основе роста цен в нашей стране лежит несколько факторов. Самые важные из них: зависимость рубля от цен на нефть и монополизация рынка крупными компаниями. 45 рублей за евро и 33 рубля за доллар уже не далекая перспектива, а реальность. В свою очередь, медленное, но верное пикирование рубля можно объяснить двумя факторами.

Первый — зависимость курса национальной валюты от цены на углеводородное сырьё. В структуре российского экспорта оно занимает основную долю — более 70%. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляет примерно 50%, поэтому любое изменение цены на нефть оказывает серьёзное влияние на устойчивость рубля. Даже обещанное правительством снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме доходов до 43% к 2016 году не внушает особого оптимизма. В основном, из-за заложенной цены на нефть в 100 долларов в прогнозируемом бюджете 2016 года. Ведь этот прогноз очень вероятностный. Например, возможное замедление темпов роста китайской экономики может стать серьезной угрозой для российского бюджета.

Второй фактор — это стимулирование экономического роста путем снижения курса рубля. Это обычная политика Центробанка. Замедление темпов роста ВВП до 1,5% при цене на нефть более 100 долларов за баррель вынудило правительство шевелиться. Сложные институциональные реформы экономики, видимо, сразу исключили из списка вариантов.  И решили немного приспустить курс рубля. Дело в том, что низкий рубль делает российские товары более конкурентоспособными. Во всяком случае, по цене.

Всё бы ничего, да оборотной медалью данной политики станет рост цен на импортные товары. Так, Россия импортирует примерно 40%  продовольствия, поэтому стоит ждать роста цен на продукты, выращенные за рубежом.

Помимо инфляции серьезную угрозу для отечественной экономики представляет рост дефицита региональных бюджетов. Этот дефицит образовался из-за того,  что в регионах произошло наращивание расходов при сокращение доходов (извините, за цитату от капитана Очевидность).  

Наращивание расходов связано с двумя основными факторами: увеличение нагрузки на региональные бюджеты (федеральный центр, не мудрствуя лукаво, перевел стрелки повышенных социальных обязательств на регионы, то есть выполнение «майских указов» президента Путина). Например, к 2018 году предусматривается рост средней заработной платы в 1,4-1,8 раза, улучшение жилищных условий нуждающихся граждан и подобные социалистические лозунги. А платить за это благолепие у регионов не хватает средств.  

Сокращение доходов региональных бюджетов произошло из-за снижения поступлений налога на прибыль (это более 25% от многих региональных бюджетов). Уже сейчас можно предположить, что дефицит консолидированных бюджетов регионов составит 1,5 триллионов рублей по итогам 2013 года.

Затем федеральный центр нанес еще один удар по бюджетам субъектов РФ. По разным оценкам, общий объем федеральных трансфертов уменьшился на 13-15% по сравнению с прошлым годом. Такое сокращение затронуло не менее 70 субъектов.

Очень тревожный сигнал — дефицит бюджета более чем в 10% в регионах, которые дают 50% всех сборов и налогов в федеральный бюджет (это Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область). Последние три — это нефтегазовые регионы, которые недавно были лишены права на получение поступлений от НДПИ. Если раньше поступления от этого налога делились между федеральным центром и регионами, то теперь они в полной мере поступают в федеральный бюджет.

Если «дефицитная болезнь» не смогла обойти даже нефтегазовые регионы, то что же делать регионам у которых нет трубы? Регионы нашли ответ на этот вопрос: увеличивать дефицит и покрывать его за счет заимствований. Понятно, что такая внутренняя политика вряд ли приведет к чему-нибудь хорошему.

Смирнов Дмитрий, cпециально для «Вовремя.ру»
Смирнов Дмитрий

Журналист "Вовремя:ру"  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также