Нелегальное такси: i’ll be back

16.01.2013

Фаина Раневская вернулась домой бледная, как смерть, и рассказала, что ехала от театра на такси.
Я сразу поняла, что он лихач. Как он лавировал между машинами, увиливал от грузовиков, проскакивал прямо перед носом у прохожих! Но по-настоящему я испугалась уже потом. Когда мы приехали, он достал лупу, чтобы посмотреть на счетчик!

 Попутали цвета

С 1 января 2013 года таксистам добавили несколько нормативных актов, усложняющих жизнь. Чтоб не заснули от скуки за рулем. Например, в Татарстане все такси должны отныне быть только желтого и белого цветов.

Однако, например, на улицах Казани что-то не наблюдается повальной законопослушности. По данным заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Марата Айзатуллина на данный момент в Татарстане выданы 7425 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Причем, по словам Айзатуллина, более 4,5 тысяч автомобилей из них не соответствуют требуемым цветам.  А Айзатуллин знает, о чем говорит – именно его ведомство выдает такие разрешения. При этом при получении разрешения надо предоставить саму машину.

Минтранс РТ вынес службам такси – нарушителям предупреждения. И дал им месяц (до 1 февраля) на устранение недостатков. А что же потом? Кто и, главное, как будет бороться с нарушителями двухколорной гармонии?

Заместитель начальника УГИБДД по РТ Радик Рамазанов честно признался журналистам, что его ведомство не правомочно принимать административные меры воздействия к нарушителям цветности. Однако, инспектора ГИБДД будут составлять базу таксистов-нарушителей и передавать её в Минтранс. А тамошние чиновники уже пойдут в суд, чтобы лишить «неформатные» такси разрешений на работу.

Проверять-то ГИБДД вроде как права не имеет. Однако, один из директоров служб такси Рафиль Зималиев рассказывал журналистам, что ему жаловались таксисты на то, что инспектора останавливая их проверяли всё подряд – страховку, медосмотр, путевые листы и т. п.  Правда, Зималиев оговорился, что лично не проверял эту информацию.

 Финансовая нагрузка на такси

Но как бы там ни было с контролем, а более чем половине легальных таксистов придется выбирать – или соответствовать высоким требованиям столицы Универсиады, либо… уходить «в тень».

Кстати говоря,  это про цветовую гамму только сейчас вспомнили. А к лицензионному такси существует немало требований – например, не просто в машине должен быть счетчик, а ещё и фото водителя. Клиенту полагается выдавать чек или квитанцию.  И за всякое отступление от правил теоретически грозит наказание.

Так, за отсутствие в салоне легкового такси необходимой информации водитель будет оштрафован на 1 000 рублей, должностное лицо – на 10 000 рублей, юридическое лицо – на 30 000 рублей. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1 000 рублей; на должностных лиц – 10 000 рублей; на юридических лиц – 30 00 рублей. За отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства, водитель будет наказан административным штрафом в размере 3 000 рублей; должностное лицо на 10 000 рублей; юридическое лицо на 50 000 рублей.

В общем, накладных расходов не избежать. Расходы расходам рознь. Вышеперечисленные не относятся к числу обязательных. Не хочешь платить – не нарушай. А вот какие расходы, по словам Зималиева, ложатся на всех зарегистрированных таксистов: патент для ИП на право производить таксомоторные перевозки – 30 тысяч рублей (правда, можно взять его сразу на несколько машин), взносы в ПФР, ежедневный медосмотр, техосмотр машины 2 раза в год и т. п. А к примеру, хочешь развозить гостей Универсиады – подавай заявку. Но не забудь обучить персонал (хотя бы пару диспетчеров) английскому языку, установи на машинах ГЛОНАСС, в салонах терминалы PayPass. Первое новшество обойдется примерно в 13-15 тысяч рублей. Второе стоит около 18 тысяч рублей.

Поэтому Зималиев считает, что таксисты-ИП не будут аккредитовываться на Универсиаду. У них нет лишних денег.

Помимо текущих расходов на бензин и обслуживание машины таксисту надо примерно 40-50 тысяч в год дополнительно (это без учета возможных штрафов).  При заработке 1000 рублей в день у него выпадают примерно полтора месяца.

А «в тени» расходная часть значительно снижается. Корреспондент «Вовремя» лично беседовал с 3 таксистами, которых вызывал в новогодние каникулы. Кстати говоря, они все, как один, приезжали без шашечек, далеко не в бело-желтых машинах, не говоря уже о всяких квитанциях и фото водителя. Так вот, все они (на условии анонимности) высказывали прогноз, что всё так и будет продолжаться неопределенное время. По крайней мере, в ближайшие полгода. Зачем вкладываться, если можно экономить. Побочные затраты, они считают навязанными государством и ненужными для своих клиентов.

Минтранс РТ оценивает «серый» рынок Татарстана объемом примерно 16 тысяч автомобилей. То есть «серый» рынок значительно превышает «белый». Подобный дисбаланс невозможно нарушить одним лишь государственным вмешательством. Сами потенциальные пассажиры такси должны чувствовать, что им лично будет выгоднее сесть в легальное такси. 

Экономические преимущества «тени» и «света»

Пока же фирмы, работающие легально, испытывают сильное конкурентное давление со стороны нелегалов. Собственно их руководители сами в этом признаются. Амир Шайдаров, директор службы такси «Таксопарк №1», подтвердил корреспонденту «Вовремя», что у нелегалов большая доля рынка. Он связывает это с тем, что важным (с точки зрения клиентов) конкурентным преимуществом у них является время подъезда. У них больше машин на связи. А, например, у «Таксопарка №1» машины все свои, купленные за свой счет. Их всего 95 на всю Казань.  Сказывается дороговизна работы в «белую» для трудящихся.

Зато цены примерно у всех одинаковые – 60 рублей посадка плюс 13 рублей за километр пути. За город – 15 руб/км. Есть те, кто предлагают поездки по 12 рублей, но у них немного дороже стоит сам вызов машины.

В такой ситуации было бы логично, что жесткая конкурентная борьба за клиента должна развернуться на поле сервиса. Но, увы. Например, диспетчер такси «Татарстан», с которым знаком, кажется, каждый казанец, просто проигнорировала корреспондента «Вовремя». То есть обещала перезвонить и попросту пропала. Благо фирм-такси в Казане пруд пруди.

Вот где – «золотая жила» для легальных таксокомпаний. Есть квиток за проезд – есть и ответственность компании. А ещё – прямая дорога к улучшению сервиса, обслуживания пассажиров.

 Борьба с превосходящим противников

Собственно как сообщил Айзатуллин государство тоже не останется в стороне от борьбы с «серым» рынком такси. Собиралась специальная комиссия по этому делу. Будет создано подразделение из представителей всех силовых структур, которое будет бороться с нелегальными такси. Состав и количество, само собой, не разглашаются.

Однако, вызывает сомнения, что правоохранители смогут выделить много сотрудников, которые будут работать продолжительное время не по своему профилю. НЕ более 100 человек – со всех ведомств. Против 16 тысяч нелагальных машин – не больно суровая сила.

К тому же штраф за незаконную перевозку пассажиров составляет 5 000 рублей. Сравните, со штрафами, приведенными выше. Там для физ. лиц вроде бы штрафы пониже, но зато частота «попадания» на них выше.

Заплатить 5 тысяч раз или даже два за год – для среднестатистического таксиста – не такая уж проблема.

Отсюда вывод: в деле легализации такси уповать можно только на рыночные механизмы. То есть на сознательность пассажиров.

Приятных и быстрых поездок желает всем Дмитрий Смирнов,
Вовремя.ру 17.01.13

Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также