Франшиза: экспозиционная свобода

22.10.2012

 

Даже получать удовольствие ты должен с коммерческой выгодой для себя…

 

Аристотель Онассис

 

Первая в Казани, первая в Набережных Челнах

Инициатором и организатором выставок в республике выступает татарстанская компания «Франчайзинг 5.РФ». Компания занимается услугами на рынке франчайзинга: создание франчайзингового пакета – полная «упаковка» бизнеса и описание всех процессов для дальнейшего масштабирования, продажа, тренинги, создание, покупка франшиз. Успешный пример работы «Франчайзинг 5.РФ» – франшиза «Старого Амбара», которая готовится к выходу на федеральный уровень – скоро первый трактир татарстанской сети откроется в Москве. Франчайзинговый пакет включает в себя пособия по строительству, консультирование, технология приготовления фирменных блюд, рецептуры, обучение. К слову, интерес к выходу на федеральный уровень проявляют многие татарстанские компании. Области работы самые разнообразные: общепит, торговля, сфера услуг.

 

Как рассказал «Вовремя» учредитель компании Артём Захаров, первая франчайзинговая выставка пройдёт 3 ноября в Набережных Челнах при поддержке челнинского «Агентства креативных решений», вторая, 23 ноября, состоится уже в Казани. Место действия: челнинский и казанский IT-парки. Выставка обещает стать хорошей альтернативой экспозициям, которые уже несколько лет проходят в Москве: речь идёт о BUYBRAND Expo, которую считают главным событием на рынке франчайзинга. Так, если в 2003 году на мероприятии было представлено только 17 франшиз, то в 2010 году участие в выставке приняли 200 брендов, а выставочная площадь составила 12 тыс. квадратных метров.

 

BUYBRAND Expo – ведущая «b2b» площадка франчайзеров и франчайзи, единственная выставка подобного рода в России и крупнейшая в странах СНГ и Восточной Европы. Однако, по словам Артёма Захарова, у этой выставки есть существенный минус – она работает исключительно как площадка для тех кто продаёт и покупает франшизу и не даёт никакой информации относительно того, как предпринимателям развивать свой франчайзинговый бизнес. Это скорее презентации и деловые встречи, нежели практикум, который необходим российскому бизнесу в этой сфере. Как отмечает Артём Захаров, хорошими знаниями и опытом в этой сфере могут похвастаться лишь Москва и Санкт-Петербург, а понимающих и работающих по франшизе бизнесменов в России порядка 3-5%. В то время как в Америке на франчайзинг приходится 60% товарооборота.

 

Примеру Москвы последовал и Санкт-Петербург, где в этом году прошла не только первая франчайзинговая выставка, но и успешно стартовал мастер класс по созданию франчайзингово пакета. Экспозиции двух российских столиц во многом схожи: большая часть участников представляют город, в котором проходит выставка. Например, на московской было порядка 70% московских компаний, 20% – питерских и 10% региональных. Татарстанские экспозиции помимо выставочной составляющей предложат немало мастер-классов с участием бизнес-тренеров практиков. Компания «Франчайзинг 5.РФ» готова приложить все усилия, чтобы участники первых татарстанских выставок получили максимум необходимой им информации. Из актуального будут обсуждаться вопросы создания своей собственной франшизы, того, как лучше выбрать франшизу, увеличение продаж, интернет-маркетинг, работа с купонной системой. И всё это бесплатно. Каждый сможет выбрать то, что ему действительно интересно и актуально для развития его бизнеса на данный момент. Кстати, Артём Захаров нередко выступает бизнес-тренером по франчайзингу. Так, в этом году поступили предложения выступить в Екатеринбурге, Новосибирске и Ижевске.

— Получается, что в Екатеринбурге и других российских городах люди в этом направлении более лояльны, чем в том же Татарстане, – говорит Артём. — Это ситуация, когда нет пророка в своём отечестве. Мы собираемся её изменить.

В декабре компания «Франчайзинг 5.РФ» планирует провести выставку в Волгограде – сейчас идут переговоры, есть заинтересованность в совместной работе, а в следующем году организовать ещё 10-15 выставок по всей территории России. А экспозиции, стоит отметить, часто используются как инструмент продвижения компании на рынок.

 

Преимущества, которые не перечесть

Если заглянуть в русскую Википедию, то можно найти информацию, что прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «SingerSewingmachinecompany» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США. Франшиза, как уже писало «Вовремя», слово французское и в переводе с этого языка означает не что иное как «льгота».

— У франшизы немало преимуществ, — говорит Артём Захаров. – Можно развиваться за счёт партнёров, все вопросы с местными и региональными властями тоже решает партнёр, текучки кадров, реклама, продвижение на рынке – всё это в его ведении.– и это реальная рабочая модель. И покупка франшизы во многом выгодна.

Есть конечно нюанс, связанный с качеством – не всё рынке может претендовать на логотип «за качество отвечаю», но и такого «брака» сравнительно мало, а рынок франшиз будет расти дальше.

— Любой бизнес может масштабироваться в крупную сеть, — отмечает Артём Захаров. — И нет таких владельцев бизнеса, которые не хотели бы вывести его в регионы и на федеральный уровень.

Для примера можно обратиться к опыту татарстанской сети домашней еды «Бахетле», которая уверенными франшизными темпами движется по России. В ноябре 2006 года первый супермаркет был открыт в Москве, в апреле 2008 года сеть двинулась на Московскую область, а в феврале текущего года Москва обзавелась седьмым супермаркетом «Бахетле». В ноябре 2010 года «Бахетле» появился в Новосибирске, в декабре 2011 – в Барнауле.

Или, например, как пишет ресурс rusfranch.ru, сеть магазинов итальянского белья Incanto, которая планирует за два ближайших года запустить до 150 новых торговых точек, около половины которых будут франчайзинговыми. При этом доля открытий вырастет с 30 до 40%. Увеличению количества франшиз, отмечено в официальном пресс-релизе компании, должны поспособствовать низкая стоимость открытия – 2,5 млн. рублей, отсутствие роялти, паушального взноса и отмена депозита в 1 млн. рублей. Основной акцент во «франшизном шествии» Incanto делает на города с численностью населения менее 500 тыс. человек, где нет собственных бутиков этой сети. Сейчас у Incanto 157 собственных магазинов и 68 франчайзинговых, до конца года ритейлер планирует увеличить число торговых точек до 250.

На том же ресурсе отмечено, что, по данным компании «Франкон», в 2011 году франшизы в российской торговле по-прежнему преобладают над остальными сферами – 55% от общего числа. Особенный интерес у франчайзи в прошлом году вызывали региональные партнёры, эта же тенденция сохраняется в текущем году. Ещё один тренд по словам экспертов – рост числа франшиз с инвестициями до 1 млн. рублей – около 15% от общего числа. А в качестве причин этому эксперты «Франкона» называют омоложение аудитории потенциальных инвесторов. К слову, на франчайзинговых выставках в Москве и Санкт-Петербурге, как рассказал Артём Захаров, в тренде были франшизы по микрозаймам.

 

А был ли успех!?

Между тем, близится год со дня старта продукта «Сбербанка» «Бизнес-старт», который как раз подразумевает франчайзинговые отношения программе кредитования. По программе «Бизнес-старт» предоставляется кредит на организацию бизнеса с нуля по одной из франчайзинговых концепций, чей правообладатель аккредитован в Сбербанке. Из предлагаемых кредитным учреждением франшиз: Subway, Baon, «Тонус-клуб», «Бэби-клуб», «Чистоff», «Хирш», сеть студий маникюра Лены Лениной, «220 Вольт». Как информирует портал buybrand.ru, с декабря 2011 года Сбербанк получил более 3 тыс. заявок по данной программе, но франчайзи выдано всего лишь чуть более 25 кредитов. В Москве первый кредит, например, оформили лишь в начале текущего месяца.

А ведь условия, напомним, вполне приемлемые. Для рассмотрения вопроса кредитования с кандидата запрашивают минимальный пакет документов, а дадут чуть пониженную – в пределах двух процентных пунктов – ставку. В Сбербанке, правда, не скрывали, что первое время программа шла в тестовом режиме и только обкатывалась. Но на уровне Москвы было замечено, что за первые полгода 2012 года выдано всего-то четыре кредита. И тестовый режим, похоже, всё ещё не прошёл. В августе и вовсе произошли изменения – технология кредитного продукта была изменена так, чтобы будущий предприниматель мог в течение двух дней понять, будет ли одобрена его заявка или нет. Но на портале отмечают, что практика показывает: тестовый режим, всё ещё не закончился… 

Оксана Ефимова, Вовремя.ру
22.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также