Фейковая страна

19.03.2012

Неправильный молебен

Мы привыкли думать, что Россия – страна, по преимуществу, православная. Наши предки ещё более тысячи лет назад приняли христианство по византийскому образцу. Однако последние события заставляют усомниться в этой кажущейся незыблемой истине.

Речь идет о уже набившем публике оскомину поступке группы девушек с неприличным названием Pussy Riot, которые посмели в Храме Христа Спасителя исполнить… Что это было – панк-молебен, ультрамодный перфоманс, намеренное оскорбление миллионов верующих или что-то ещё, предоставим судить читателю. Это не принципиально.

Двоих из них, Марию Алёхину и Надежду Толоконникову, схватили и теперь благополучно упекли за решетку. Они будут обвиняться по статье 282 УК РФ. Наличие у них маленьких детей никак не повлияло на решение суда оставить их за под арестом. Хотя порой российские суды проявляли и большую гуманность. Особенно к тем, кто обвинялся по более «тяжелым» статьям. Сейчас решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности третьей участницы. Всем им грозит максимум 7 лет.

Автор этих строк совсем не склонен оправдывать их поступок (это уже стало как заклинание для всех высказывающихся по данной теме – прим. авт.). Он далеко не поклонник современного искусства вообще, и музыки в стиле панк, в частности. Поэтому, собственно, и не собирается говорить об эстетической стороне дела.

Разумеется, ему было бы крайне неприятно, если бы у него в доме какие-то девицы в черных балахонах стали бы распивать непонятные песни.


Прощение о помиловании

Теперь, когда с необходимыми церемониями покончено, пора преступить к главному. Давайте зададимся вопросом: стоит ли песня с припевом «Богородица,  Путина прогони», 7 лет жизни? Некоторые скажут, что всё дело в месте, времени и невольной публике панк-молебна. Но если эти 3 фактора для кого-то важней 7 лет человеческих жизней, то этот кто-то вряд ли может считаться христианином. Хотя называть себя так вполне может.

Интересна реакция Русской Православной церкви. Она устами своих иерархов сообщила, что готова простить участниц группы. Но тот беда – они не просят о прощении. Тот факт, что это совсем не обязательное условие, их не беспокоит. Неизвестно даже, был ли хотя бы один священник в камере у девушек.

А по всей стране сотни прихожан РПЦ собирают подписи под воззванием о суровом наказании для Pussy Riot. А между тем на дворе Великий Пост. Пресс-служба РПЦ опровергает слухи о том, что это инициатива церкви. Но не отрицает, что в отдельных храмах может иметь место сбор подписей под воззванием. Так сказать, по воле общественности.

Справедливости ради надо заметить, что далеко не все православные так ревностно защищают собственные святыни. Например, отец Андрей (Кураев) говорит, что осуждает поступок  девушек, но уголовно наказывать их нельзя.

 

Вера во что?

Вот пример «недостойного поведения в храме». Евангелие от Матфея, глава 21:
«12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Тут сразу несколько статей УК. И оскорбление чувств верующих иудеев, и хулиганство в общественном месте, и несанкционированное властями общественное мероприятие. В общем, целый букет.

Христианство, несмотря на тысячелетнее присутствие рядом, не смогло пробиться в души многих (к счастью, не всех – прим. авт.) наших сограждан. Милосердие редко стучится в их сердца. Понимают ли они сами, во что верят?

Есть определенное намоленое место? Петь и плясать там «не по уставу» — грех? Прикоснешься к святыне и исцелишься? А в придачу ещё и мужа богатого да непьющего найдешь? Это тоже вера. Её можно назвать как угодно – фарисейство, язычество. Но к христианству это имеет мало отношения.

Так уж получилось, что идиотская выходка взбалмошных девиц обернулась действительно гениальным перфомансом. И в первую очередь это случилось благодаря тем, кто считает себя ревнителями истинной веры. Ну, и реакции РПЦ, конечно.

 

Парадокс Брауна

Впрочем, и католики, в этом смысле, хороши. Несколько лет назад на экраны вышел фильм по роману Дена Брауна «Код да Винчи». Папский престол решительно осудил фильм. И даже пробовал требовать отмены его показа. А книга Брауна была предана католическому аналогу «анафемы». Да и РПЦ совсем без одобрения отзывалась о произведениях Дена Брауна.
А из-за чего, собственно, сыр-бор?  Пересказывать содержание опусов Брауна нет ни времени, ни желания. Зачем же надо умножать сущности сверх меры, выдумывая всякий бред?  Попытки разгадать Библию смешны и нелепы. Там нет загадок. Там всё просто и понятно.  «Да будут слова ваши: да, да и нет, нет. А что сверх того – от лукавого».  

Но позиция церкви совсем непонятна. Одно из двух, здесь третьего не дано: либо вы верите в Евангелие, именно как в Боговдохновленную книгу, либо – нет. При втором варианте ответа совершенно не имеет значения, подделывал ли кто-то Библию или нет, и как вообще она составлялась. Если же автор (или соавтор, в той или иной степени — прим.авт.) – Святой Дух, то неужели следует сомневаться в его возможностях проследить и повлиять на дальнейшую судьбу своих трудов? Примените же простой здравый смысл, и всё мгновенно встанет на свои места. Хочется всё-таки надеяться, что представители церкви – не латентные атеисты.

Истинной веры не поколебать никакому коду (даже да Винчи – прим. авт.). И уж, разумеется, никакой панк-молебен не обладает такой силой, чтобы её разрушить.
Чтобы оскорбить песней (пусть даже исполненной в главном храме страны – прим. авт.) светлое чувство веры, надо сильно постараться. Причем, самим верующим. Те же, кто привык оскорбляться, всегда найдут повод. Их веру задеть легко.

 

Формальная демократия

Если говорить о нашей стране, то подобные подмены понятий встречаются чуть ли ни на каждом шагу.

К примеру, всем и каждому известно, что Россия – страна демократическая. Каждый россиянин периодически сам избирает себе власть. В соответствии со строго установленной законом процедурой.

Вот только процедура настолько строга, что после выборов у части граждан остаются сомнения, так ли они проголосовали. Последние события показывают, насколько честными были прошедшие выборы и с каким отрывом победил лидер предвыборной гонки – это вопрос личной веры каждого (причем, совсем не в Бога – прим. авт.).

По действующему законодательству нынешняя власть, безусловно, легитимна. Но подуй чуть-чуть ветер перемен (война, падение мировых цен на углеводороды, повышение налогов или ещё какая непредсказуемая напасть – прим. авт.) – и от былой легитимности могут остаться одни воспоминания.

Поскольку результаты выборов не должны быть вопросом доверия или недоверия населения к правящей партии. По поводу них должна быть твердая уверенность. По крайней мере, у абсолютного большинства.

 

В поисках идентичности

Или другой пример – забота государства о здоровье своих граждан. На первый взгляд она несомненна: стоится множество спортивных объектов, поддерживаются различные детские спортивные кружки, строятся современные больницы. И так далее, и тому подобное.

Только почему детям, которым нужна дорогая операция, собирают деньги всем миром? Почему государство самоустранилось на этой – самой главной — стадии борьбы за здоровье будущего поколения?

Список можно продолжать…

К великому сожалению, Россия пока не впитала в себя ни христианские ценности, ни демократические институты, ни даже основы действительно социального государства. Такого, которое направлено, прежде всего, на человека, и служит его первостепенным нуждам.
Хотя по отдельности подавляющее большинство россиян – люди милосердные, законопослушные и отзывчивые. Есть к чему стремиться.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

19.03.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также