Еврокризис и Россия

01.06.2012

Кризис — это когда покупаешь не то что нравится, а то на что денег хватает.

Неизвестный автор

 

Истоки кризиса

В сознание российского обывателя международный экономический кризис – это некое сказочное чудище, живущее за три-девять земель. И, соответственно, имеющее мало к нам отношения. Однако, как говорится в фильмах ужасов, опасность ближе, чем кажется.

Большинство экспертов сходится во мнении, что нынешний кризис Еврозоны – это второй тайм глобального финансового кризиса, разразившегося в 2008 году. Начался он (как все, конечно, помнят) с краха некоторых финансовых американских «монстров» и ценных бумаг, которые в одночасье утеряли приставку «ценные». Оказалось (вдруг), что в мире полным полно облигаций, деривативов и прочей «макулатуры», которая по большому счету ничего не стоит. А ведь именно эта «макулатура» заставляла вращаться колесики экономии потребления. Получился заколдованный круг: потребляешь все больше – экономика растет, рост, в свою очередь, стимулирует всё возрастающее потребление.

Беда состояла в том, что реальный рост экономик не успевал за ожиданиями инвесторов. И, видимо, поэтому его решили не много (или много) подстегнуть. Через фондовый рынок.  В эту игру слишком заигрались. В конце концов, виртуальные, не обеспеченные ценные бумаги начали превосходить по объему обеспеченные.  

Таким образом, мотором развития крупнейших западных экономик был «мыльный пузырь». Который рано или поздно должен был лопнуть. Просто потому, что потребление изначально конечно.

По миру пошли нехорошие «волны». И вот часть из них докатилась до некогда благополучной Европы. В чем суть общеевропейских перетрубаций?

Я – не халявщик, а партнер по еврозоне

Здесь кризис носит немного иной характер. Полноправные члены ЕС, страны южной Европы – Италия, Португалия, Испания и, прежде всего, конечно, Греция оказались неплатежеспособны. При всем том, что на них висят огромные кредиты, полученные, по сути, от более экономически благополучных северных соседей.

Говоря простыми аллегориями, богатые соседи пригласили небогатых в шикарный ресторан. Расплачивались за трапезу, естественно, богачи. Но они рассчитывали, что бедняки со временем постепенно вернут поеденное. Пусть даже без процентов. Но бедные соседи пребывали в твердой уверенности, что их кормят на халяву.

Как ещё можно объяснить, 3-часовую сиесту по среди рабочего дня в Испании. Или непомерно высокие зарплаты госслужащих в Греции. Кстати, в современной Элладе до не давнего времени к числу госслужащих относилась солидная часть населения. К ним причисляли и священнослужителей, и дворников, подметающих служебные дворы. Короче, жили не по средствам. К концу 2011 года объем заимствований Греции  составил 360 млрд евро или 160% ВВП.

Но праздник внезапно кончился. Наступило время платить по счетам. И тут греческий народ возмутился: «нас не предупреждали! не будем платить за банкет!». И даже немного побунтовали, покидали камнями в полицию. Всё дело в том, что прежнее правительство хотело урезать социальные выплаты и зарплаты тамошним «бюджетникам». Потому как «старшие братья» по еврозоне и, прежде всего, Германия тактично, но настойчиво порекомендовали урезать аппетиты. Мол, раз уж живете в долг, то хотя бы без шика.  

Греческое правительство ушло в отставку, а на выборах победила партия с явно левым уклоном. Такие политики не склонны платить по долгам. Впрочем, окончательного решения по вопросу экономии бюджетных средств новые греческие власти пока не приняли.

Сейчас бы Греции скинуть цены на свои отели. Не исключено, что возникла бы давка в греческих аэропортах от желающих позагорать на фоне тысячелетних развалин. Глядишь, экономика потихоньку бы стала приходить в себя. Да нельзя, евро не пускает. От своей валюты греки отказались (взамен за то, что их пустили за «европейский стол»). А с евро цены, не опустишь, разве в Берлине и Брюсселе позволят девальвировать общеевропейскую валюту.

О том же говорит и профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Он отмечает, что наименее болезненный способ для Греции вывести экономику из структурного кризиса — выход из еврозоны и девальвирование новой национальной валюты. Это должно поднять конкурентоспособность греческих товаров на международном рынке, но в то же время не допустить повышение уровня безработицы.

Дорогой Евросоюз

А в других южных окраинах Европы тоже намечаются «веселые» деньки и даже месяцы. Например, в Испании уровень безработицы достиг 20% от работоспособного населения.

Кризис Еврозоны плох тем, что обрушится в одном месте (скажем, в Греции), то начнет рушится и в других. Уже докатилось и до Ирландии. Там скоро состоится референдум по вопросу бюджетного урезания. Что скажет свободолюбивый ирландский народ не известно. Но ирландские националисты уже горячо митингуют против добровольного самосеквестрования.  

Видя такой «пожар», немцы и французы (как основные инициаторы создания Евросоюза) пытаются «тушить» его деньгами. То есть новыми траншами, адресатами которых выступают всё те же слабые европейские звенья.

К примеру, Германии придется внести изменения в бюджет на 2012 год из-за еврокризиса. Они будут предусматривать дополнительные 4,3 миллиарда евро расходов. Как все уже наверно догадались, деньги пойдут на то, чтобы запустить на постоянной основе европейский механизм стабилизации (ESM) по борьбе с финансовым кризисом. Причем не с 2013 года, как планировалось ранее, а уже  с 2012 года.

Правда, у налогоплательщиков развитых европейских стран есть обоснованные сомнения по поводу того, будет ли достигнут нужный эффект. Или евро в конце концов окажется таким же «пузырем» как некоторые американские ценные бумаги в начале кризиса.

Вероятность выхода из еврозоны даже Греции несколько сократилась после двух траншей помощи европартнеров и ЕЦБ. Продолжится и дальше большая консолидация полномочий в руках центральных ЕС-институтов, среди них: ужесточение налоговых правил, регулирование потолков уровней госдолга, дефицитов госбюджетов. Скорее всего, Греция технически не в состоянии будет обслуживать выданные ей кредиты. При любом исходе население страны будет переживать весьма ощутимое падение уровня жизни и дальше.

Европа выкрутится?

Но всё не так трагично. В частности, так считает видный российский экономист, президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин (знаменитый в некоторых кругах тем, что заранее предсказывал нынешний вялотекущий кризис). По мнению Хазина, нынешний еврокризис – явление скорее политическое, чем экономической. Если впрячь в одну телегу осла и трепетную лань, ничего хорошего из этого не получится. Во всяком случае, скорость телега вряд ли наберет.

За евро Хазин беспокоится, но не очень. По его мнению, даже если отпадет (от еврозоны) Греция, Испания с Италией, да и вообще все отпадут и останется одна Германия, то евро устоит. Поскольку немецкая экономика достаточно мощная, чтобы его поддерживать в одиночку.

Несколько иная точка зрения у Алексея Кудрина, бывшего министра финансов. Этот эксперт, ссылаясь на тот факт, что почти все национальные европейские бюджеты имеют профицит, предрекает скорый дефолт еврозоны. К нему приведет растущий внутренний долг. Об этом писало «Вовремя».

Как бы там ни развивалась ситуация в Европе, нам в России лучше обратить внимание на собственные проблемы. В том, что еврокризис непосредственно и не далее как осенью может затронуть нашу страну, сходятся оба эксперта (не смотря на то, что по остальным вопросам они являются ярыми оппонентами).

Дилемма министра финансов

Что же россиянам ждать от этого непонятно как развивающегося кризиса?

Прежде всего, не следует ждать притока иностранных инвестиций. Свободных капиталов в мире сейчас становится всё меньше. Плюс наше вступление в ВТО (пусть и пока в облегченном виде). Большая часть отечественных экономистов, в основном либерального толка, почему-то считают, что  ВТО – это распахнутые ворота для зарубежных инвесторов. Однако Хазин спускает их с небес на землю. Раньше, когда таможенные пошлины были высоки, выгодно было построить в России завод (сборочный цех) и здесь же продавать продукцию дешевле. Теперь, когда таможенные пошлины пусть медленно, но снижаются, дешевле привозить товары из Азии, открыв производство там. Ну. разве что уместно и выгодно вкладывать в какое-нибудь российское ноу-хау, которое способно опередить западные технологии.

Но, в конце концов, иностранные инвестиции – это не панацея. Хазин, Делягин, да и многие прочие экономисты упрекали Кудрина в том, что он «заколотил кубышку». Капиталы у нас были и свои. Но держали мы их в американских ценных бумагах.

А вместо этого, по мнению оных экономистов, их надо было вкладывать в российскую инфраструктуру и в отечественное производство. И тогда сейчас нам был бы не страшен никакой кризис. Ибо экономика наша была бы более-менее дифференцирована, а не сидела бы на нефте-газовой игле как сейчас.

В оправдание Кудрина можно сказать, что вероятность того, что сверхдоходы бюджета дошли бы до конкретного производителя, не очень велика. В нашей системе, скорее всего, эти деньги (большая их часть) всё рано ушли бы на Запад. Только они были бы вложены в различную тамошнюю недвижимость и движимость (яхты, авто, спортивные клубы) сугубо как инвестиции частных лиц.

Так что хрен редьки не слаще. Надо сначала найти «точки роста» для российской экономики, то есть сначала иметь хотя бы приблизительный план вложений. И только потом вкладывать туда бюджетные деньги. А по вопросу дележа этого «пирога» у оппонентов Кудрина мнения расходятся. Часто кардинально. Каждый предлагает что-то своё, что можно щедро полить нефтедолларовым бюджетным дождем.

Как видно на примере строек будущих сочинской Олимпиады и казанской Универсиады, проводимая работа пока не поражает воображение своими темпами (ну разве только темпами освоения средств). Об окупаемости этих грандиозных по размеру бюджетных затрат проектов речи вообще не идёт.

И ещё. Чтобы не говорили апологеты скорого краха, Россия производит пока свои сельхозпродукты и ТНП первой необходимости. Если что, попросим поделится братскую Беларусь. В обмен на газ они очень даже будут рады.

Другое дело — высокотехнологичные вещи. С этим в России пока туго. Но ничего, без последней версии iPhone ещё пока никто не умирал. Перейдем от строительства «Фермы» к обычным шашкам.

Судьба рубля

Но что мечтать о несбыточном? Посмотрим на имеющуюся за окном реальность. Россия слишком сильно зависит от Европы. Они покупают наши углеводороды. А мы привозим оттуда много полезных и нужных товаров.

Этой зависимостью и обусловлено то, что закрыться от кризиса нам никак не удастся. Не пересидеть.

В Европе в лучшем случае ожидается стагнация. Значит, спрос на нефть будет снижаться. Отсюда цена на нефть тоже, скорее всего, будет падать.  К ней крепко-накрепко привязан курс рубля.  

Кстати, рубль уже начал сдавать свои позиции. На сегодня курс евро – 40,8 рублей, американского доллара – 32,9 рублей. Евро, конечно, сам немного сдал за последние месяцы. Но, похоже, его падение достигло дна. И курс потихоньку растет.

Доллар, которому кликуши предрекали скорый крах, пока чувствует себя неплохо. По отношению как к рублю, так и к евро. Так что в юани вкладывать пока рановато.

Возвращаясь к рублю, надо отметить, что теперь перед российским правительством стоит дилемма. Впрочем, эта дилемма появилась ещё с 2008 года.

Первый вариант: Центробанк будет как можно дольше и из последних сил держать рубль. Этим он занимается уже несколько лет. Более-менее успешно.   Но от этого страдает российский производитель, которому выгоден свободный курс рубля. Достаточно вспомнить, что после дефолта 1998 года у российской промышленности наступило некое подобие Ренессанса. Но тут уж придется забыть о повышении всех социальных выплат. Как впрочем, и о некоторых социальных гарантиях. Бюджет не позволит. Ибо начнется стагнация. Уменьшится налогооблагаемая база.

Другой вариант (на нём настаивал ещё Кудрин, будучи министром финансов): всё-таки отпустить рубль на радость отечественному производителю. И можно будет донаполнить бюджет, за счет некоторого небольшого роста ВВП. Социальные обязательства государства формально будут выполнены. То есть, например, довольствие военным или пенсии пенсионерам, как и обещано было, повысят. Но из-за падения рубля это будут уже совсем другие деньги. Инфляция в России итак демонстирует неплохие темпы роста за счет ежегодного повышения тарифов на энергоносители. А тут ещё присовокупится удешевление рубля…

В общем, 2 выхода, и оба плохие. Зная некоторую нерешительность нынешней российской власти в экономических вопросах можно предсказать с большой долей вероятности, что будет избран какой-нибудь промежуточный, компромиссный вариант. Ни нашим, ни вашим.

Без настоящей, а не мнимой модернизации, которую России необходимо провести хотя бы в ближайшие 5 лет, не ждет нас ничего радужного. Оптимизма может добавить только тот факт, что сильного сокращения доходов населения не возможно в принципе. У большей части они и так невысоки.

Золото и бизнес – оружие предпринимателя

И ещё один вопрос: куда вкладывать свободные средства в связи с непростой нынешней ситуацией? Эксперты советуют не проходить мимо золота. Согласно прогнозам аналитиков Morgan Stanley, в 2012 году мировые цены на золото продолжат повышаться, так как на финансовые рынки, по-прежнему, будет оказывать негативное влияние долговой кризис в европейском регионе.

А ещё лучше вкладывать в свой бизнес. Пойдет, не пойдет, окупиться, не окупится, не известно. Но хоть какая-то польза для экономики страны.

 

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

01.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также