Есть ли жизнь после выборов: что вступит в силу после марта 2012?

07.12.2011

 

Парламентские выборы 2011 года: что нового?

Выборы в Госдуму в 2011 году состоялись. В парламенте будут заседать четыре партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». По результатам голосования теперь «Единая Россия» будет обладать простым большинством голосов, а не конституционным, как было прежде.

Напомним, что после выборов в Госдуму 2007 года образовалось конституционное большинство для ЕР, то есть эта партия могла действовать в рамках Госдумы без оглядки на мнение других фракций. Теперь ей придется с ними считаться.

Один из руководителей «Единой России», Андрей Исаев, уверен, что нынешний процент голосов вполне устраивает «партию власти». Конституционное большинство, по его словам, нужно лишь для принятия определенных, конституционных, законов.

 

Разбавленная власть

Безусловно, потеря голосов означает уменьшение влияния в Госдуме для партии «Единая Россия». Это сигнал об изменении политических настроений у населения России. Если раньше подавляющее большинство устраивал быстрый рост личного благосостояния, то теперь люди хотят видеть улучшения в государственных институтах.

«Безоговорочное доминирование «партии власти» исчезает. Полученные результаты являются позитивным сигналом для бизнеса и рынка капитала», — считают экономисты и инвесторы.

Президент Дмитрий Медведев уже заявил, что ничего страшного не произошло: Единой России просто придется заключать альянсы по некоторым вопросам для обеспечения поддержки при принятии законов.

 

Вместе с тем, некоторые аналитики считают, что уменьшение влияния «Единой России» в Госдуме может поставить под угрозу некоторые реформы, запланированные ранее. В частности, под вопросом может оказаться обширный план по приватизации, так как это снижает роль государства в экономике страны и может быть неоднозначно воспринято электоратом.

 

Доминирование и многопартийность – два конца одной палки?

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) в сообщении, посвященном оценке итогов выборов в Госдуму, высказывает опасения,  что утрата «Единой Россией» конституционного большинства создает трудности для проведения радикальных реформ, если новое правительство захочет это делать.

Так, в бюджетной сфере запланировано осуществление целого ряда непопулярных мер, которые некоторые депутаты могут не поддержать: например, повышение пенсионного возраста, увеличение подоходного налога, повышение социального налога и рост налогов на собственность (введение налога на недвижимость), отмена налога на вмененный доход. Кроме того, именно после президентских выборов будут подняты коммунальные и транспортные тарифы – а не в начале года, как это у нас традиционно происходит.

Однако многие эксперты согласны с президентом РФ Дмитрием Медведевым в том, что с потерей парламентского большинства ЕР «ничего страшного не произошло».

«Если Единая Россия не получит большинства, то правительство будет вынуждено полагаться на поддержку со стороны ЛДПР, чтобы принимать законы, – говорит  Крис Уифер, главный стратег компании Тройка Диалог. – Это будет медленным, если принимать непопулярные законы, в том числе сокращение социальных расходов или изменение пенсионного возраста».

 

Позитивный настрой разделяют не все

Пьер Бюлер, бывший французский дипломат, адъюнкт-профессор «Sciences Po», называет происходящее «Синдромом Брежнева» и сомневается, что Россию ждут значительные законодательные преобразования. Хотя, по его словам, в отличие от Европы, которая страдает от кризиса суверенного долга, и США, чьи лидеры спорят о том, как сократить бюджетный дефицит, РФ выглядит как оазис стабильности и преемственности.

Сегодняшняя Россия, надо признать, является гигантским резервуаром сырья. Наряду с этим, в российской экономике присутствует ряд проблем: слабые политические и судебные институты, отсутствие верховенства закона, низкая прозрачность ключевых экономических процессов, ограничения на свободу выражения мнения, коррупция, кумовство и семейственность, уязвимость к волатильности цен на энергоносители – эйфория, когда они растут, кризис, когда они падают, и так далее.

 

Как бизнесу припарка

«И если говорить о результатах выборов применительно к российскому бизнесу, то никаких кардинальных решений, несмотря на некоторое ухудшение позиций ЕР в Госдуме, они компаниям не несут. Прошедшие выборы были, по наблюдениям многих, наиболее прозрачными за последние годы за счет участия огромного количества наблюдателей», — считает управляющий портфелями ЦБ УК «Солид Менеджмент» Георгий Ельцов.

«Власть не может функционировать, развиваться, топчась на одном месте. Так что результаты ЕР меньше 50% — это позитивный сигнал для бизнеса, хотя западные инвесторы могут воспринять это как дополнительный политический риск», — добавляет Георгий Ельцов.

Тем не менее, именно после президентских выборов в марте следующего года предполагается повысить акцизы на алкоголь и табак: с января 2012 года поднять ставки лишь на 20%, зато потом, с июля, – на 70%, а в следующие два года – еще почти в 2 раза. Этот циничный «график» прекрасно передает сигнал, который власти невольно посылают стране: дайте только перетерпеть выборы и мы вам устроим «жизнь по средствам» ради выправления госфинансов.

Впрочем, предприниматели и инвесторы могут надеяться, что фискальная нагрузка на бизнес в целом снизится, а деловой климат станет более мягким. Так, во всяком случае, обещают.

 

Выборы 2012 года: какие будут тенденции?

Некоторые политологи считают, что до президентских выборов 2012 года будет даваться много социальных обещаний, которые не будут исполнены в будущем, то есть после выборов. И кто бы ни стал новым президентом, с  момента выборов и до 2018 года начнется период непопулярных реформ.

«При Ельцине их нельзя было воплотить из-за его нелигитимности, а при Путине — ввиду его крайней осторожности и страха социального протеста. Суть реформ: тяжесть национальных расходов будет перенесена с государства и предприятий на граждан. Простому человеку надо готовиться к снижению уровня жизни», — говорит политолог Станислав Белковский.

«Основные тенденции печальны, — комментирует экономист Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. — Стагнация, отсутствие внятной модернизации, продолжение сырьевого тренда. Будет повышен пенсионный возраст, впрочем, не сразу, не в первые годы. Правительство не готово устанавливать высокие платежи для людей с высокими доходами. Значит, за все будут платить бедные. Во внешней политике — «укрепление суверенитета», «поднятие с колен», дружба с Китаем. Постоянное рычание на любые коллективные инициативы. Воздержание от участия в коллективных институтах типа международного суда».

 

Снижение налогового бремени за счет увеличения пенсионного возраста

У правительства уже есть план  развития России на период с 2012 по 2014 годы. Минэкономразвития предлагает проиндексировать пенсии в эти годы соответственно на 7,9%, 8,7% и 8,2%, а среднегодовую инфляцию прогнозирует на уровне 6%, 5,9% и 5,2%. Это означает, что в реальном выражении пенсии будут повышаться всего на 2-3% в год. Однако их рост окажется практически нулевым, если в действительности инфляция составит 7-8% в год, что вполне возможно.

Есть мнение, что правительство планирует пойти по западному сценарию, то есть повысить пенсионный возраст. К этой мере недавно прибегли такие страны, как Германия, Франция и Италия. Хотя сейчас российские власти категорически отвергают эту идею. Экономисты считают, что «это был бы самый логичный и естественный шаг» на пути к сокращению раздутых соцобязательств.

Правительство понимает, что не следует более повышать налоги на бизнес – во всяком случае, прямо, особенно в условиях оттока капитала. Так, президент РФ уже подписал закон о снижении ставки страховых взносов до 30% (для малого бизнеса производственной и социальной сферы – до 20% — прим. авт.) на «переходный период». Однако с Минэкономразвития и Минфине все чаще слышны разговоры о введении «старого доброго» налога с продаж и отмене ряда федеральных налоговых льгот.

 

Стелим соломку

Уже сейчас многие недовольны результатами парламентских выборов. Это можно сказать, исходя из событий в Москве — акция против фальсификаций в Москве, прошедшая 5 декабря 2011 года на Чистых прудах, акции на Триумфальной площади…

То, что теперь в Госдуме будет здоровая конкуренция – это большой плюс.  С другой стороны – в такой обстановке принятие решений может занимать довольно долгое время. Задача новых законодателей – научиться договариваться между собой в достаточно короткие сроки, принимая те решения, которые пойдут на пользу стране и народу.

Что касается направленности на уменьшение налогов для бизнеса, в том числе среднего и малого, то это правильная мысль. Если меньше налоги, то их реальнее потянуть. Будет процветать бизнес – будут и рабочие места, и пресловутая добавленная стоимость, за необходимость срочного повышения которой столь ратуют наши экономисты.

Вместе с тем, повышая пенсионный возраст, власти должны подумать, как защитить пожилых людей от преждевременного увольнения. Ведь уже сейчас многих, еще не подошедших к пенсии, но уже переступивших определенный возрастной рубеж людей незаконно увольняют (либо стимулируют к увольнению по собственному желанию – прим.авт.) с их рабочих мест, предпочитая более молодых и энергичных.  А у нас пока еще не та экономика, чтобы человек в 40-50 лет, уволившись, мог запросто взять – и без проблем вернуть — кредит в банке на открытие собственного дела. Потому что нет уверенности малого бизнеса в завтрашнем дне.

С наступающим Новым годом – Годом Нового Президента по российскому политическому календарю – и удачи в делах!

 

Татьяна Черняева,

Вовремя:ру

07.12.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также