Электронное счастье гражданина

30.01.2013

Мужчина сидит на лавке в своём дворе, наблюдая следующую картину: каждые пять минут из соседнего дома выбегает соседка, подбегает к почтовому ящику, открывает, смотрит, в сердцах хлопает крышкой и убегает с пустыми руками. В очередной её поход, он её спрашивает: «чего ты почту так часто проверяешь?» А она ему говорит: «да это всё мой компьютер идиотский: «У вас новая почта, у вас новая почта!»

Анекдот

Мечты о светлом будущем

«Нажми на кнопку – получишь результат» — пела популярная в начале 90-х группа. Увы, в жизни всё немного прозаичней. И вопреки продолжению данной песенки, стремиться ещё есть куда. Даже горизонта не видно. А хотелось бы, чтобы было так – нажал на кнопку (клавиатуры домашнего или офисного компьютера), и уплачены все налоги, отправлена жалоба на очередь в общественный туалет лично президенту РФ или оформлен авиабилет с учётом скидки, предоставляемой ветерану Бородинского сражения.

Нет ни малейших сомнений, что в будущем Россия будет полностью информатизированной страной. Ведь как говорил некогда великий Ленин: капитализм – это советская (или антисоветская, не суть) власть плюс электронизация всего документооборота. Впрочем, может он и не совсем так говорил, но что-то очень похожее.

Короче, мечта совсем близко. Ну, а пока…

 

УЭК – поход на три буквы

С 1 января этого года гражданам России начинается выдача универсальных электронных карт (сокращенно – УЭК). Эти самые УЭКи – штука дюже полезная. В перспективе.

В самом общем виде (а также в идеале) УЭК обеспечивает идентификацию её держателя для получения им доступа к государственным и муниципальным услугам и услугам иных организаций, получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (например, запись на приём к врачу), обязательного пенсионного страхования (например, получение информации о состоянии индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде России), получение банковских услуг.

Внешне УЭК должна выглядеть так: на поверхности нанесены Ф.И.О. гражданина, пол, дата рождения, образец подписи, фотография, номер карты, номер полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. И плюс всё, что прилагается к современной продвинутой банковской карте.

На самом деле всё пока менее радужно. На сегодня УЭК выдаются в 5 пилотных регионах — в Астраханской области, Башкирии, Волгоградской области, Краснодарском крае и, конечно, в передовом Татарстане. Но в принципе, остальные регионы тоже должны подключиться (по закону). Но до Нового года у них была 50% готовность.

Возьмём для примера продвинутый (на фоне остальной России) Татарстан. По информации пресс-службы Министерства информатизации и связи РТ в тестовом режиме заявки на УЭК стали принимать с сентября 2012 года. До конца года была принята первая 1000 заявок. С января 2013 года заявление на получение карты может подать любой желающий в некоторых отделениях Сбербанка (конкретные адреса можно посмотреть на сайте министерства).

Пресс-служба сообщает: карты содержат 4 приложения — идентификационное, банковское, региональное транспортное и приложение электронной подписи. Таким образом (переводя с научного на русский), УЭК может заменить банковскую, например, зарплатную карту, транспортную карту, а также сделать проще получение ряда электронных услуг.

Первой ласточкой — электронной услугой в Татарстане, которая станет, благодаря УЭК ещё удобнее уже с февраля, является услуга ЗАГС. Как сообщает пресс-служба, ранее на портале госуслуг РТ татарстанцы могли забронировать время регистрации заключения брака и затем записаться на приём для подачи заявления. Его всё-таки надо было подавать, лично посетив ЗАГС. Теперь услуга становится полностью электронной. Молодым людям необходимо будет всего лишь в забронированное время явиться на регистрацию брака. Так что, желающие скрепить отношения узами Гименея, вперёд – оформлять УЭК.

Вообще, самое ценное в новой карте – это цифровая подпись. Раньше такой возможностью пользовались организации. А теперь очередь дошла и до физ. лиц.

Только представьте (спустя какое-то время), с помощью карты можно платить налоги и штрафы, получать загранпаспорт и другие документы. Самое простое – с первого января можно будет зарегистрироваться в личном кабинете на региональном портале госуслуг. Регистрация в личном кабинете будет происходить автоматически по цифровой подписи. То же (в перспективе) и с любыми действиями в личном кабинете. Или, например, пользователь УЭК сдал экзамен на права в ГИБДД. Он вставляет УЭК в любой банковский терминал и информация о полученных правах сразу записывается на карту. Чтобы избежать злоупотреблений, разумеется, информация проверяется в ГИБДД и затем окончательно заносится на «пластик». Не жизнь, а футуристический роман. Если бы не одно но. Неизвестно, когда это всё (вслед за возможностью подать заявление в ЗАГС дистанционно) воплотится в реальность.

Пресс-служба скромно сообщила, что перечень услуг, которые можно получить с помощью УЭК, будет постепенно расширяться. Правда, пока не существует точного графика этого расширения – в какой срок и какая конкретно госуслуга будет доступна.

 

Удобства получения

Зато получение и пользование УЭК максимально демократизированы. И ещё плюс – пока нет очередей. Пресс-служба Минсвязи РТ проинформировала, что карта выдаётся (а также заменяется в случае утери) гражданам России бесплатно. Ограничений по социальному статусу или возрасту нет. УЭК может получить хоть безработный, хоть несовершеннолетний. В последнем случае, заявление о выдаче карты УЭК подаёт и подписывает их законный представитель. В этом случае не является обязательным размещение на карте УЭК фотографии. Также несовершеннолетние не смогут активировать банковское приложение УЭК.

Процедура получение и оформления карты – добровольная: хотите, пишите заявление и получайте карту. Не хотите – пишите отказ. Если не напишите отказ, то в 2014 году получить карту придётся в обязательном порядке. Для получения необходимо иметь при себе паспорт (свидетельство о рождении для несовершеннолетних). Лучше захватить с собой полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

УЭК изготавливается в течение 20 рабочих дней со дня подачи заявления на выдачу карты УЭК.

 

Эстонский аналог: а как у них?

Данная карта, увы, не заменяет паспорт. Да и вообще ни один важный личный документ. Что можно отнести к недостаткам, наряду с не до конца внедрённым функционалом.

Сравним отечественную УЭК с ID-картой Эстонии. Почему именно с Эстонией? Вопреки бестактным анекдотам эстонцы уже много лет активно внедряют электронный документооборот. Общаются граждане Эстонии со своим государством, в основном, за счёт ID-карт. Если уж они слегка замедленные. Тогда мы… — погонщики улиток.

Как сообщила «Вовремя» Екатерина Лайдинен, референт вице-мэра Таллинна, удостоверение личности или ID-карта является обязательным документом, удостоверяющим личность гражданина Эстонии и постоянно проживающего в Эстонии иностранца. Кроме обычного удостоверения личности, ID-карту можно использовать и для личной идентификации в электронной среде, а также для цифровой подписи. Граждане Эстонии и Евросоюза могут использовать ID-карту в качестве рейсового документа в пределах Европейского Союза. Вместе с ID-картой лицо получает адрес электронной почты @eesti.ee, что является удобной возможностью для общения с государственными учреждениями, предприятиями и другими заинтересованными лицами.

То есть любую государственную услугу (не только в Эстонии, а и в Евросоюзе) можно получить с помощью этой «волшебной» карточки. Причём, это началось задолго до того, как у нас стали разрабатывать УЭК.

Правда, есть у эстонской ID-карты и некоторые недостатки (по сравнению с нашей УЭК). Она далеко не бесплатна. Чтобы её получить, нужно оплатить госпошлину. Госпошлина за выдачу ID-карты составляет 24,28 евро. За выдачу документа в срочном порядке надо заплатить 44,73 евро. Однако, меньше 2000 рублей – не такая уж большая плата за то, чтобы реже видеть лоснящиеся лица бюрократов (пусть даже в еврокачестве) и не терять своё время в бесконечных очередях.

О получении ID-карты нужно ходатайствовать. Приёмом ходатайств и выдачей документов, удостоверяющих личность, занимаются бюро гражданства и миграции. Для первичного ходатайства о выдаче удостоверения личности надо представить: заявление, удостоверение личности, документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Эстонии, копии этих документов, цветное фото, документ об уплате госпошлины. Всё как у нас – минимум волокиты, максимум приятных впечатлений от достижений прогресса.

А ведь обычная бывшая советская республика. Как говорится, комментарии излишни.

 

Удобных государственных услуг и вежливых чиновников желает всем

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

30.01.13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также