Экзотика в мэйнстриме

19.09.2012

 

Становится новое старым, потом промчатся года —
И старое сменится новью, так было, так будет всегда.

 

Рудаки

 

Такова уж природа человека – жадна до новизны!

Может быть, именно новизна привлекла массового зрителя к формату неправильного кино? Что ж, может быть – оспаривать и сомневаться не станем. Что касается самого формата, то он, как и большинство востребованных и популярных ныне идей/сюжетов/инноваций и много другого изначально казался чем-то непривычным, вне традиций и, повторимся, неправильным. Впрочем, таким он продолжает оставаться. И когда всё ещё только начиналось, до массовости было ой как далеко. А затем, пришедшая массовость оказалась настолько большой, что организаторы этого необычного, нестандартного и нетрадиционного в один момент выяснили: немассовое может быть кассовым. В общем, деньги, что называется, сами в руки поплыли. И неправильное кино стало вполне правильным, с точки зрения получения дохода, новшеством.

Специалисты, исследовавшие явление миру формата неправильного кино, рассуждают, что в современной киноиндустрии главенствуют два типа: кино кассовое и не кассовое. За первым скрывается именитый режиссёр, известные на всю страну, а то и мир актёры, какие-то суперские спецэффекты. Оно может даже быть не интересным, но надо пойти ведь его снял «тот самый режиссёр, у которого несколько «Оскаров», «Ник» и «Пальмовых ветвей». Второй тип – как раз наш – неправильный – необычный, не подходящий большому экрану и широкой аудитории. И он для тех, кто хочет видеть не только шикарную картинку, но и задуматься над смыслом. Подумать, поразмышлять. Цель, как следствие, просветительская. На том и стоит. А иногда нам просто необходимо отключиться от условностей реального мира, мира, который так часто мыслит стандартными ситуациями и формулами.

Итак, «рождённый» в мае 2003 года в Челябинске первый фестиваль неправильного кино в 2006 году вышел за рамки городского и стартовал уже в Тюмени. Годом позже зрителей стало настолько больше, что фестиваль принимали исключительно в многозальных мультиплексах. И если в 2007 году эти были мультиплексы 9-ти городов, то в 2008 уже 15-ти, в 2010 – 19-ти. А в 2011 году Фестиваль неправильного кино проводился уже более чем в 50 городах России, включая две столицы нашей страны – Москву и Санкт-Петербург.

 

Всё то, что впервые

Завтра, 20 сентября, более чем в 50 кинотеатрах страны стартует 10-й Фестиваль неправильного кино. Москвичи увидят фестивальные картины в кинотеатре «Стар Синема», жители северной столицы – в «Формуле Кино», жители третьей столицы – Казани – в ТРК «Корстон», где накануне, специально для журналистов, организаторы устроили предпремьерный показ одного из фильмов. В программе нынешнего фестиваля их шесть, условно поделённых на три группы: большое фестивальное кино, молодёжное кино и массовое кино. Организаторы, что отрадно, обещают: все фильмы Фестиваля неправильного кино в российский прокат выйдут впервые. «Моторчиком» и продвиженцем фестиваля по уже сложившейся традиции выступит журнал «Выбирай». Озвучкой фильмов для фестиваля занималась культовая команда Lostfilm’a – голосами этих парней разговаривают доктор Хаус, Бендер и Шерлок Холмс.

В группе большого фестивального кино две картины. Одна из них – «блуждание ягнят – согласно синопсису (краткое изложение – прим.авт.) – это история маргиналов Лиз и Джо, живущих в машине и колесящих по Северной Ирландии. После того как Эдди, отец Джо, находит парочку, парень сбегает, оставляя своей подружке дохлого пса Ахилла и кучу проблем. Это становится началом безумного путешествия тучного 50-летнего, страдающего эпилепсией бухгалтера Эдди и молодой беспутной Лиз. Но и этого мало – компанию сопровождает накачанный «дурью» ягнёнок. В попытках исправить ошибки прошлого странная пара зайдёт слишком далеко. Как отмечено организаторами, фестивальная география этого фильма заставит обзавидоваться даже именитых режиссёров. Менее чем за полгода он успел получить главный приз за лучший сценарий на кинофестивале в Салониках и за лучшую режиссуру в Аррасе.

В группе молодёжного кино также две картины: японский пародийный трэш в жанре файтинга (бой, драка, жанр компьютерных игр – прим.авт.) и по совместительству чёрная комедия «Вампирша против франкенштейнш». Это (по синопсису – прим.авт.) смешная страшилка о любви и ненависти красавиц и красавца, авторы которой без удержу да ещё с неподражаемым национальным колоритом потешаются над молодёжными субкультурами Страны Восходящего Солнца – тут тебе и эмо, и готы, и «кисули». И финал обещают совершенно обескураживающий. Второй фильм – остросюжетная итальянская драмеди «Под сахарной пудрой» о неожиданном столкновении упивающейся жизнью юной тусовщицы по имени Кьяра с жестоким миром мафии. Не по годам «прошаренная» клабберша уводит из-под носа злодеев дорогущий товар и решает на нём хорошенечко навариться. Но не тут-то было. В фильме, как в хорошем экшене есть преследования, адреналин, страсть, ночной клубный драйв и леденящая кровь развязка. Да, и у «пудры» самое высокое возрастное ограничение на просмотр – от 18 лет.

Кино для широких масс представлено психологическим триллером «Я не Гарри Дженсон» и искромётной комедией «Вкус Средиземного моря». Первый фильм повествует о сходящем с ума писателе Стенли и его пешем туре в новозеландские джунгли – Стенли так увлёкся написанием книги о серийном убийце Гарри Дженсоне, что ему стали сниться кошмары и издатель предложил ему «прогуляться». Неожиданно пейзажи, запечатленные во «Властелине колец», превращаются в декорации для путаной детективной истории. Главная интрига фильма — кто кромсает своих несчастных попутчиков – коварный Стенли или бродящий где-то рядом маньяк Гарри Дженсон. «Гарри», отмечено в официальном пресс-релизе, был номинирован на New Zealand Film and TV Awards как лучший фильм с бюджетом менее 1 млн. долларов (да, да и такие фильмы существуют – прим.авт.), а брутальный Кэмерон Родс (он играл в одной из частей «властелина кольца» — прим.авт.) чуть не стал «Лучшим актёром второго плана» на этом же награждении. Во втором фильме зрителя предстоит полюбоваться на страстную Софию, которая мечтает стать знаменитым шеф-поваром и крутит роман на троих сразу с двумя горячими красавчиками. Проблема в том, что для консервативных испанцев конца 80-х годов «женщина шеф-повар» звучит так же фантастически, как для нас «мужчина-секретарша». Но настырную и любвеобильную Софию это не остановило, к тому же оба красавчика усердно помогают ей в осуществлении мечты.

 

И где в цыплёнке чернослив?

Открывает Фестиваль неправильного кино «Цыплёнок в черносливе» – фильм из группы большого фестивального кино. Он – фаворит прошлогоднего Венецианского кинофестиваля – невероятно красивая и завораживающая экранизация графического романа Маржан Сатрапи «Цыплёнок с черносливом» (Франция). Режиссёрский дуэт Сатрапи-Паронно уже прославился тем, что в 2009 году взял Каннскую пальмовую ветвь за свою анимационную работу «Персеполис». Среди актеров «Цыплёнка» можно увидеть и главного злодея из «Кванта милосердия» Матье Амальрика, и постаревшую подружку Буча из «Криминального чтива», и даже Жамеля Деббуза, недотепу-зеленщика из «Амели», а также египетского архитектора из «Астерикса и Обеликса» и главного героя «Ангела-А». А взрослую дочку главного героя – Лили – сыграла французская актриса и певица, дочь двух легенд мирового кино – Марчелло Мастроянни и Катрин Денёв – Кьяра.

Фильм рассказывает о талантливом музыканте Насcере-Али Кхане, чья жизненная история разворачивается в красочных восточных декорациях Ирана 50-х годов. Когда его любимую скрипку вдребезги разбивает жена Фарангисс, Нассер-Али бросается на поиски новой, но даже найденная им скрипка Страдивари не даёт ему утешения – скрипач во всём слышит фальшь. И тогда он принимает единственное правильное на его взгляд решение – умереть. Выбирая как это сделать, отметает вариант броситься под поезд, романтичность (по его признанию – прим.авт.) прыжка в пропасть и классику выстрела в затылок. Не подходит даже вычитанный в научном журнале способ с таблетками барбитурата и пакетом на голове – не резон величайшему скрипачу современности представать умершим с пакетом на голове.

Наконец принято окончательное решение – Нассер-Али запирается в собственной комнате и просто ждёт смерти. В течение недели, лёжа в постели и дожидаясь заветного часа, музыкант погружается в воспоминания о прошлом, которые возвращают его в времена молодости, и в размышления о своей жизни и будущем своих детей – сына Сайруса и дочери Лили. Зрителю эти разрозненные картинки постепенно складывают в пазл, который даёт представление о том, что именно подтолкнуло героя к отчаянному шагу. Здесь есть место романтике – первой и вечной – на всю жизнь любви – красавице Иран, отец которой запретил ей выходить замуж за нищего скрипача. Есть место абсурду – в жизненных ситуациях героев, философии – размышления о смысле существования и рассуждении что «инструмент ( в нашем случае скрипка – прим.авт.) – это лишь средство познания». Нассер-Али думает о нелюбимой жене Франгисс, которую его родной брат Абди называет не иначе как «Чингисхан в юбке», дочери, удивительно похожей на него во вкусах и привычках – тонкой душевной организации и бесконечной грусти, сыне – неправильном и временами странном.

В первый день ему снится обнажённая Софи Лорен – любимая актриса, во второй его навещает брат и сильно ссорятся, вспоминая прошлое, но по окончанию встречи мирятся и Абди даёт брату обещание заботиться о его детях. Третий день приносит меланхолию и думы о том, каким Нассера-Али запомнят люди. На четвёртый раскрывается название фильма – жена Франгисс готовит герою его любимого цыплёнка с черносливом. На рассвете пятого он чувствует приближение смерти, на шестой его «навещает» ангел смерти Азраэль, чьё появление, правда, не знаменует конец – скрипач умирает на восьмой день…

Фильм, отметим, согласно всем законам жанра: шикарная картинка и повод задуматься – то самое просветительское свойство неправильного кино. 

Неправильность киноформата изучала Оксана Ефимова, Вовремя.ру
19.09.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также