Диета для автомобиля

09.02.2012

Хочешь кататься — люби и денежки платить

С древнейших времён человечество пыталось сократить время и средства, затраченные на перемещение из пункта «А» в пункт «Б». То, с каким успехом осуществлялось решение этой задачи, определяло эпохи.

С момента изобретения колеса было придумано множество способов, чтобы раскрутить его до максимальной скорости. Долгое время человечество обходилось животной силой. Гораздо позднее пришли на помощь уголь и пар, и наконец, венцом творения стал двигатель внутреннего сгорания, работающий на углеводородах. С тех пор много чего поменялось в технологиях, но основной принцип остался неизменным. Большинство современных автомобилей до сих пор приводятся в движение за счет сжигания топлива на основе нефти или газа.

Вспоминаются слова великого русского ученого Д.И. Менделеева, который однажды сказал: «Сжигать углеводороды для получения энергии — все равно что топить ассигнациями». Сегодня эта цитата звучит особенно актуально. В наши дни, когда рынок нефти лихорадит, а цены на горючее с каждым разом растут,  вопрос об экономии топлива стал головной болью  для автомобилистов. Лекарство от этой боли, в виде вечного двигателя, еще не придумали, однако «таблетки», сокращающие её, уже разработаны.

 

Один двигатель хорошо, а два экономнее

Рост цен на топливо и гнев экологов вынудили мировых автогигантов в наши дни искать пути для сокращения аппетитов выпускаемых автомобилей. Для решения этой задачи обозначилось два пути развития – электрокары и так называемые «гибриды».

Первые так и не завоевали популярности, в виду своей непрактичности.  Мало кто готов искать розетку в чистом поле. Гибридные же авто лишены этого недостатка и уже получили добро на серийный выпуск.

На первый взгляд гибридные автомобили  — изобретение простое, как и все гениальное. Суть  гидридов  в самом названии – это совместная работа обычного малосильного ДВС и электродвигателя. При малых нагрузках работу на себя берет электродвигатель, питающийся от аккумулятора, как в электрокаре. Остальное время задействован ДВС.

На самом же деле идея гибридных авто не нова. Еще в 1900 году, известный автоконструктор Фердинанд Порше предложил подобную конструкцию, однако из-за чрезвычайной сложности реализации она была позабыта. Вернулись к ней только спустя 70 лет. С тех пор идея гибридных авто никогда не выходила на массовый рынок. Но череда нефтяных кризисов, высокие цены на топливо и ужесточение экологических требований заставили мировых автогигантов по-новому взглянуть на забытое старое.

Дальше всех в этом вопросе зашла компания Toyota, выпустив в 1997 году модель Prius. За ней подтянулась давний конкурент Toyota с моделью  Insight. Не отстают и европейские производители. Среди автомобилей оснащённых гибридными двигателями можно выделить такие известные  модели, как Volkswagen Touareg Hybrid, Audi A8 Hybrid, BMW 5-серии Active Hybrid и многие другие.

По словам производителей, современный гибрид позволяет существенно сократить сжигание топлива. По разным данным, расход топлива может уменьшиться в полтора-два раза, за счет того, что у ДВС появился «помощник» в виде электродвигателя.  Например, уже упомянутый Prius в городском режиме  потребляет 3.9 литра на 100км, а более мощный внедорожник Lexus RX 450h способен проехать те же 100 км, потратив на это всего 6,3 литра. Согласитесь, цифры радуют.

Если в Европе, с их экологическими нормами и традиционно более практичным подходом к экономичным авто, мода на гибриды уже в разгаре, то российские автолюбители относятся к ним с недоверием, предпочитая проверенные временем ДВС. Однако эксперты отмечают, что продажи гибридов в России растут с каждым годом. По прогнозам  к 2015 году этот рынок вырастет до 2%. 

Всего на российский рынок официально поставляются 10 моделей гибридов. Три из них принадлежат Lexus (RX 450h, GS 450h и LS 600h L), две — Mercedes (S400 и ML 450), две — BMW (Active Hybrid 7 и X6). По одной модели у Toyota (Prius), Porsche (Hybrid RS) и Cadillac  (Escalade Hybrid). Как видно из списка, автомобили далеко не эконом класса. Например, Lexus RX Executive (RX 450h) в Казани можно приобрести за 2, 764 млн. рублей, а самый доступный из гибридов — Toyota Prius,  комплектации «Элеганс» с двигателем 1,8 (136 л.с.), обойдётся в 1, 189 млн. руб.

Возможно, положение дел изменится в декабре этого года,  вместе с выходом нашумевших Ё-мобилей. Как не перестают обещать представители компании Михаила Прохорова, расход топлива отечественных новинок не превысит четырёх литров на 100 км пути, а цена составит не более 500 тыс. рублей.

Пока же многие эксперты сомневаются в целесообразности покупки гибридных авто. Начальник отдела аналитики компании «Автостат» Андрей Топтун считает, что гибридный автомобиль экономичен только первые 5-6 лет. Это обычный срок службы аккумулятора, тогда, как гарантия на сам гибрид всего три года. Примерно через пять лет аккумулятор изнашивается и возится на борту балластом.  В этом случае гибрид уже не экономичен. Поменять аккумулятор будет слишком дорого. Стоимость замены может составить до половины стоимости нового автомобиля. К тому же, цены на гибридные авто несколько выше своих собратьев с ДВС.

 

«Газированный» автомобиль

Многие автолюбители переводят свои авто на газовое топливо. Цена газа существенно ниже бензина или солярки. На данный момент стоимость литра пропана в Татарстане колеблется в районе 12-ти рублей. Это позволяет прилично сэкономить на эксплуатационных расходах. 

В своих рекламных буклетах компании, занимающиеся установкой газового оборудования, красочно обещают экономию на топливе до 40-50%, а в качестве бонуса — снижение нагрузки на двигатель, меньший износ цилиндропоршневой группы и отсутствие вредных примесей. Цены на установку ГБО (газобаллонного оборудования) в Казани варьируются от 10 до 90 тыс. рублей. Такой большой разброс цен объясняется  зависимостью от марки автомобиля, количества цилиндров и вида используемого газа (сжатый природный газ – метан, либо сжиженный газ – пропан-бутан). Также на цену оборудования влияет емкость баллона и поколение ГБО. Различие ГБО по поколениям заключается в элементах подачи газа и системе управления. Устанавливаемые компоненты системы, такие, как заправочные устройства, газовые трубки, баллон и его оснащение — одинаковы для всех поколений.

Однако не стоит свято верить в рекламные обещания. Перевод авто на газовое топливо — процедура довольно противоречивая и требующая тщательного  взвешивания всех за и против. Даже специалисты в автомобильной сфере не могут прийти к общему знаменателю. По мнению независимого автоэксперта Александра Пикуленко, перевод автомобиля на газ — неплохой способ сэкономить. Однако смущают два момента: присутствие в авто двух топливных систем и возможность лишиться гарантии. К тому же, как отмечает эксперт, наш климат мало располагает к комфортной эксплуатации автомобиля с ГБО, ведь запустить двигатель на газе в мороз невозможно. Приходится начинать езду на бензине и только при прогреве двигателя снова переходить на газ.

Не стоит забывать про увеличение массы автомобиля на 30-40 кг и уменьшение полезного объема багажного отделения на 15-20%. Подумайте, готовы ли вы смириться с наличием газового баллона в багажнике. К тому же возникает необходимость проведения периодического технического обслуживания дополнительных агрегатов автомобиля, а также снижение максимальной скорости в среднем на 5-8%.

Эксперты автожурнала «За рулем» провели подробное исследования целесообразности «газирования» автомобиля и сделали вывод, что экономический эффект от перевода мотора на газ ощутим только при постоянном и длительном его использовании, т.е. оправдан для тех, кто накатывает не меньше 40-60 тыс. км в год.

 

Простые истины для экономных

Многие водители даже не догадываются о существовании простых правил, которые гарантированно помогут сэкономить на топливе. За многие годы вождения опытные автомобилисты выработали несколько несложных рекомендаций.

Самый верный способ сэкономить драгоценные литры – не гнать. Народная мудрость «тише едешь, дальше будешь» работает и сегодня. Современные авто обладают таким запасом мощности, что перекрывают потребности даже самого отъявленного гонщика. Утопленная в пол педаль газа увеличит расход вдвое и вряд ли существенно сэкономит время. Обычно все лихо обогнанные «черепахи» настигают «шумахера» во время очередной дозаправки. Также есть любители «порычать» педалью акселератора в ожидании зеленого сигнала светофора. Старт «со свистом», конечно, смотрится эффектно, но глупо. Ни о какой экономии в этом случае не может идти и речи. Лихачество влетит в копеечку.

Помимо лихачей, лишние затраты ждут и нерях, которые возят с собой ненужный хлам. Сто килограмм лишнего груза уменьшают объём топлива в бензобаке на целый литр каждые сто километров. Хороший повод провести ревизию в любимом авто и выкинуть все лишнее. Но не переусердствуйте. Запаску всё же стоит оставить.

Автодизайнеры тратят множество часов для улучшения аэродинамических показателей автомобиля. Всю их старания можно легко свести к нулю неудачным тюнингом. Широкопрофильная резина, нестандартные бамперы, пороги, спойлеры и прочие элементы обвеса несомненно выделят вас из толпы. Но будьте готовы выделить из бюджета дополнительные средства на горючее. При выборе всех этих «прибамбасов» посоветуйтесь с профессионалами, иначе рискуете нарушить аэродинамические свойства кузова автомобиля. Это приведет к излишнему сопротивлению воздушного потока при езде и соответственно к непомерному расходу топлива. То же самое касается и багажника на крыше. Сбросьте его за ненадобностью.

Возможно, следующий совет покажется жутко банальным, однако это не делает его менее ценным. Следите за техническим состоянием вашего авто. Вовремя заменённый воздушный фильтр сэкономит до 10% процентов топлива. Примерно столько же сберегут правильный зазор в свечах зажигания, достаточный уровень давления в шинах и хорошо отрегулированные клапана.

Помимо всего перечисленного, на расход топлива влияет и внешняя среда. Например, езда в темное время суток менее экономична. Это связано  с необходимостью включения световых приборов и изменением скоростного режима. То же самое применимо и к езде в условиях недостаточной видимости: туман, дождь, метель.

Все эти способы экономии легко выполнимы, но главное в этом деле не переусердствовать в ущерб удовольствию от езды.

Но даже самые передовые технические решения и соблюдение всех этих правил порой не решают проблему. Как известно, в России две беды —  дураки и дороги. Некачественное дорожное покрытие нередко является главной причиной, ведущей к неоправданному расходу топлива. Стояние в многокилометровых пробках тоже не способствует экономии. Решение этих вопросов подчас лежит на плечах представителей первой российской беды. Поменять ситуацию может только воля правительства и чиновников на местах. Строительство новых дорог, развязок и эстакад, вкупе с новыми технологиями автопроизводителей, приведут к сокращению расходов на топливо, как у отдельно взятого водителя, так и в масштабах страны.

Илья Вышемирский,

специально для «Вовремя:ру»

10.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также