ДТП и работа со страховыми компаниями: советы юриста

13.02.2012

Метод «измора»

Как ни странно, но метод «измора» работает на ура. Если вы попали в ДТП и не являетесь виновником происшествия, то следующим вашим шагом будет «выбивание» денег из страховой компании. Практика показывает, что платить они не торопятся и будут тянуть время до последнего, а то и вовсе заплатят меньше, чем положено. Конечно, речь идет о среднестатистических компаниях.

Случай из жизни. После произошедшего ДТП у виновника аварии оказалась недобросовестная страховая компания. Пострадавшая сторона, «погуглив» в интернете, поняла, что бороться со страховой компанией придется долго. На форумах активно обсуждалось, что компания «Х» (не будем делать им «пиар» – прим. авт.) сильно затягивает сроки страховых выплат, а также не полностью выплачивает страховую сумму.

Несмотря на то, что говорилось о компании «Х» на форумах, выплату денег с них требовать было нужно. Придя в офис компании, пострадавшая сторона представила все необходимые документы (об этом чуть ниже – прим. авт.) и получила в ответ стандартное «ждите».

Ждать пришлось около двух месяцев, вопреки существующему закону. Первое время страховую компания никто не тревожил, но когда прошли все мыслимые и немыслимые сроки по выплатам, то пострадавшая сторона начала звонить в компанию «Х» и требовать выплату положенной денежной суммы. Секретарь постоянно отвечала, что еще не время, ждите, более того, страховая сумма будет выплачена в размере 70 процентов, а не положенных 100. У них на это было свое объяснение.

Уже отчаявшись получить страховую выплату, пострадавшая сторона стала звонить в контору ежедневно по два-три раза, доводя «до ручки» секретарей. Девушки, кстати, уже умоляли не звонить, а подождать, или звонить хотя бы один раз в день.

После месячной телефонной атаки пострадавшая сторона появилась в офисе и потребовала директора компании. По случаю, он проходил мимо и сразу понял, кто перед ним стоит, хотя ни разу не видел в лицо. О телефонной атаке он был уведомлен.

После короткого разговора, директор компании пообещал, что сегодня-завтра переведет деньги по счету, и не в размере 70 процентов, а полностью все 100. На прощанье пожелал, чтобы больше не встречаться. На следующий день деньги от страховой компании были получены в полном размере. В последствии эта контора исчезла.

Это, конечно, не «юридический» способ решения проблемы, но с подобными компаниями его можно взять на вооружение.

Что делать при ДТП?

Не секрет, что даже при явном наличии вины одного из участников ДТП по отношению к другому (другим), и фиксации этого факта представителем ГИБДД на месте ДТП, действия (бездействие) пострадавшей стороны, равно как и отсутствие внимание к ряду деталей при оформлении документов, могу повлечь за собой сложности при получении законных страховых выплат. То, что будет описано дальше, можно оставить у себя в голове как памятку.

Для начала – не паникуйте, это делу не поможет, а лучше включите аварийную сигнализацию, выставьте аварийных знак (иначе, как бы вы ни были невиновны, прибывший гибедедешник вас оштрафует на 1 тыс. рублей — прим.авт.) и ни в коем случае не трогайте предметы, и тем более не передвигайте автомобиль! Если есть пострадавшие, то необходимо вызвать скорую помощь. Если пострадавших нет, вызывайте представителя ГИБДД, начинайте рисовать схему ДТП и морально готовьтесь посветить остаток дня оформлению происшествия.

Бывают случаи, когда ДТП перекрывает проезжую часть. Прежде чем убрать автомобиль, вы должны при свидетелях зафиксировать положение автомобиля и других предметов, относящихся к дорожному происшествию. Еще лучше все сфотографировать с разных сторон. Не забудьте записать все телефоны, адреса и фамилии очевидцев и свидетелей, а также их номера машин (если они на авто – прим. авт.). Небольшая деталь — пассажиры из числа родственников не могут быть задействованы в качестве свидетелей (например, за рулем была мать, везла дочь в институт — прим.авт.), поскольку считаются в данном случае заинтересованными лицами.

По прибытии ГИБДД на место ДТП, просите у сотрудников полиции следующие документы: копию оформленного протокола об административном правонарушении и справку об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля (требуйте внести в справку запись о том, что «…возможны скрытые повреждения» — прим. авт.), а также временное разрешение на право управления транспортным средством (в случае изъятия водительского удостоверения до вынесения постановления – прим. авт.). Эти документы нужны для страховой компании при получении страховки. Будучи на месте происшествия, сообщите об аварии в свою страховую компанию по телефону, указанному в полисе (запишите фамилию принявшего ваш звонок сотрудника  – прим. авт.) и заполните извещение о ДТП, которое прилагается к полису ОСАГО.

 

Споры со страховыми компаниями

Многие автомобилисты, к сожалению, сталкиваются со страховыми компаниями по вопросам страховых выплат.  Основные проблемы — это отказ в выплате страхового возмещения, затягивание сроков осуществления выплаты и занижение суммы страховой выплаты. Не секрет, что существует множество недобросовестных организаций, не желающих исполнять свой долг. Как вести себя в подобных случаях?

Для начала подождите разумный срок, может быть, компания все же исполнит свой долг перед вами. Конечно, предварительно поищите в Интернете на различных форумах информацию об этой конторе. Но не ждите слишком долго (30 дней с момента подачи последнего документа на рассмотрение обращения автовладельца и три рабочих дня на страховую выплату – прим. авт.), так как сильное затягивание выплат «попахивает» мошенничеством. Обращайтесь в суд.

Начните с досудебной претензии, дабы соблюсти правовой порядок. После нее страховщик, если это крупная и серьезная организация, постарается быстро уладить все ваши вопросы, не доводя дело до суда. Многие компании рассчитывают на юридическую неграмотность автовладельцев, тем более, если они начинают свои тяжбы с различных жалоб в инстанции. Досудебная претензия покажет вас как юридически подкованного и грамотного человека.

Кроме того, помните — несмотря на факт фиксации повереждений представителем ГИБДД на месте ДТП в протоколе, страховая компани производит расчет на основании экспертизы, которая производится, как правило, в «аккредитованном» центре (т.е. если вы поспешите и проведете либо ремонт за свой счет, либо экспертизу в другом центре, ее в данной страховой компании могут просто не признать — прим.авт.). Как это не досадно, но даже при наличии положительного решение о выплате саму процедуру экспертизы также придется подождать. И, отправляясь в экспертный центр, не забудьте помыть автомобиль — в обратном случае вам просто могут не посчитать восстановление лакокрасочного покрытия.


Машина принадлежит юридическому лицу – кто в ответе?

Согласно ст.1068 ГК РФ, «Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей». Это означает, что водитель автомобиля, который является работником предприятия (юридического лица, которому принадлежит автомобиль – прим. авт.), не отвечает перед пострадавшим в ДТП, а отвечает непосредственно перед своим работодателем.

Эта норма распространяется и на личного шофера.

Также стоит отметить, что водитель автомобиля, который ехал по своим делам в нерабочее время (то есть находился не при исполнении – прим. авт.), не отвечает перед пострадавшим в ДТП. Ответственность несет организация, которой принадлежит авто.

 

«Зеленая карта» в Европе

«Зеленая карта» – это аналог нашего страхового полиса. Согласно Википедии, зеленая карта (англ. Green Card) — международный договор страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами-членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта.

На сегодняшний день «зеленая карта» действует на территории 45 стран мира – в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Испании, Франции, Великобритании, Италии и других странах, в том числе и в России. Только на территории России она не заменяет ОСАГО, а выдается для тех, кто пользуется авто на территории Европы.

Эта информация полезна тем, кто собирается путешествовать по Европе на автомобиле. Помимо визы, позаботьтесь о приобретении «зеленой карты». В некоторые страны Европы без такой карты вас просто не пустят.

 

Татьяна Черняева,

«Вовремя:ру»

13.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также